Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:10, курсовая работа
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные
Введение 3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1. Сущность и причины возникновения мирового
рынка рабочей силы 5
1.2. Основные направления и центры трудовой
миграции 8
1.3. Виды международной трудовой миграции 10
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11
3. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЕРОВ
ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 16
4. ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 19
5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
Заключение 26
Список используемой литературы
Администрация городского округа Самара
АМОУ ВПО «Самарская академия государственного и муниципального управления»
Кафедра «Экономики и бухгалтерского учета»
Курсовая работа
по дисциплине: Экономическая теория
на тему:
«Миграция рабочей силы как форма
международных экономических
студентка 1 курса
501-Д группа
Научный руководитель:
А.А. Попов
Самара 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5
1.1. Сущность и причины возникновения мирового
рынка рабочей силы
1.2. Основные направления и центры трудовой
миграции 8
1.3. Виды международной трудовой миграции 10
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11
3. Иммиграционная политика стран-импортеров
трудовых ресурсов 16
4. Эмиграционная политика
стран-экспортеров трудовых
5. Миграционная политика
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из
проявлений
Мировое сообщество,
еще недавно не ощущавшее
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).
Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
рабочей силы
Структура народонаселения мира включает два типа людей в зависимости от количества прожитых лет: трудоспособную часть – условно в возрасте 16-60 лет мужчины, 16-55 женщины – и нетрудоспособную часть – дети и старики. К первой категории принадлежит примерно 70% населения, хотя величина этой доли варьируется от региона к региону. Так, в Азии и Африке велик процент несовершеннолетних граждан, а в странах Европы и Северной Америки – пожилых людей.
В свою очередь трудоспособное население подразделяется на экономически активное и неактивное, причем последнее состоит главным образом из домохозяек, учащихся дневных отделений вузов, граждан, пребывающих на содержании государства, а также лиц без определенного места жительства. Нас будет интересовать прежде всего экономически активная часть общества, т. е. люди, способные к труду и стремящиеся им заниматься. Именно данная категория граждан принимает наиболее деятельное участие в процессе поиска работы как внутри своей страны (внутренняя миграция), так и за ее пределами (международная миграция).
Международная миграция рабочей силы имеет длительную историю (еще до новой эры люди переезжали из одного государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:
• интернационализацией хозяйственной жизни;
• невиданными социально-демографическими изменениями;
• революцией в науке, технике и сфере информации;
• развитием интеграционных процессов;
• деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Все эти факторы способствовали усилению подвижности трудоспособного населения, которое использует развитую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился мировой рынок рабочей силы (далее МРРС), основу которого составляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказывающий заметное влияние на уровень, характер и размещение производительных сил в рамках национальных хозяйственных систем и мировой экономики. К концу XX в. общая численность трудящихся-мигрантов достигла ежегодной величины в 35 млн чел. по сравнению с 3,5 млн в 1960 г. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также международные организации, занимающиеся вопросами юридического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.
Говоря о процессах
Важно отметить, что современные государства прилагают усилия по регулированию трудовой миграции. Правовое выражение взаимной заинтересованности направляющих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импортеров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области оказывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Примером региональной структуры, занимающейся защитой прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейский Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ). Базовыми международными нормативными актами, которые регулируют отношения в рамках МРРС, являются Конвенции МОТ 1962, 1975 и 1982 гг. Статьи этих документов регулируют вопросы найма мигрантов, гарантий их прав, борьбы с нелегальными каналами миграции и т. д.
Что касается политики Правительства РФ в этом вопросе, то созданная в 1992 г. Федеральная миграционная служба действует в рамках общегосударственной комплексной миграционной программы на основе Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее" от 15 августа 1996 г. В стране также предоставлены лицензии более чем 150 частным и смешанным компаниям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за границей или приемом иностранной рабочей силы в нашей стране. По вопросам миграционной политики заключены двухсторонние координирующие соглашения РФ с рядом стран: Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и некоторыми другими2.
1.2. Основные направления и центры трудовой миграции
Трудовая миграция
характерна практически для