Международная валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование современной международной валютной системы, ее эволюции, структуры и происходящих в валютной системе процессов.
в связи с этим мы предлагаем постановку и решение следующих задач курсовой работы:
1. Раскрыть понятие международной валютной системы и международных экономических отношениях и дать представление об особенностях и этапах ее развития.
2. Показать этапы развития международной валютной системы и их особенности.
3. Рассмотреть особенности региональной валютной системы.
4. Проанализировать этапы становления Европейской валютной системы и экономической валютной системы.

Работа содержит 1 файл

курсовая МВС,.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Поворотным  пунктом в переходе Европейского союза к единой валюте явился Маастрихтский договор, вступивший в силу с 1 ноября 1993 г. Согласно этому договору переход к единой валюте должен был осуществляться в три этапа. Так как Евро  будет выступать в виде составной валюты, где ее поддерживает корзина национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависит от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле.

 На первом  этапе (до 31 декабря 1993 г.) было завершено формирование единого внутреннего рынка и проведена работа по сближению основных макроэкономических показателей государств-участников. По этим показателям были установлены жесткие требования. Так, уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции трех стран с самыми низкими темпами роста цен, дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП, государственный долг должен быть ниже 60% от ВВП, процентная ставка не должна отклоняться более чем на 2 процентных пункта от процентной ставки трех стран, имеющих самые низкие темпы инфляции.

На втором этапе (до 31 декабря 1998 г.) были разработаны  правила функционирования Европейской  системы центральных банков и методы координации экономической политики стран-участниц, унифицирована система валютно-финансового обращения. На третьем этапе (до 30 июня 2002 г.) должна быть введена единая европейская валюта и произведена замена национальных денежных знаков на эту валюту.

С 1 января 1999 г. ЕС в соответствии с Маастрихтским  договором перешел к новому уровню объединения — образованию экономического и валютного союза (ЭВС). С этой даты участники валютного союза перешли к единой валюте евро по безналичным платежам. Началась подготовка к решению самой трудной задачи — переходу к наличному обращению евро. Странами-участницами была проделана колоссальная работа по пересчету цен всех товаров во всех странах в евро, проведена широкая кампания по разъяснению населению принципов и техники этого пересчета, были изданы миллионными тиражами различного рода справочные таблицы для продавцов и потребителей, показывающие соотношение национальной денежной единицы с евро.

Задачи подготовительного  периода в течение трех лет были выполнены, и с 1 января 2002 г. были введены в обращение наличные евро в виде единых для всех стран-участниц банкнот и монет2. Как и предполагалось, к 30 июня 2002 г. в этих странах национальные денежные знаки были выведены из обращения практически полностью, а евро превратилась в устойчивую денежную единицу, начавшую реально соперничать с долларом США. Изначально евро была оценена выше по отношению к доллару на уровне 1,17 долл. за 1 евро. Затем курс евро постепенно снижался и лишь в конце 2002 г. за европейскую валюту стали опять платить больше долларов. Исходя из экономического потенциала участников ЭВС — на них приходится около 15% мирового ВВП (США — около 20%), около 20% мирового экспорта (на США — около 15%) — можно предположить, что при отсутствии чрезвычайных обстоятельств в мире курс евро к доллару будет колебаться в ближайшей перспективе вокруг соотношения 1:1.

Исходя из вышеизложенной информации, мы хотим предположить, что целью ЕВС является способствовать снижению инфляции в странах-участницах и обеспечивать стабильность их валютных курсов (в частности, обезопасить Сообщество от последствий резких скачков в курсе доллара).

 

3.2 Особенности функционирования Европейской валютной системы

 

Как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, значимость создания Европейского союза в большей степени заключалась в финансовой поддержке тех стран, которые этот союз объединяют. Так с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз с числом стран-участниц, возросшим до 15. Возникновение такого союза уже позволяет нам думать, что его функционирование будет обладать рядом особенностей, см. рисунок 5.







 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Особенности функционирования ЕВС

 

Немного подробней  хотелось бы рассмотреть некоторые  особенности, в частности особенности валютного курса и кредитования.Чтобы удержать курсы в установленных пределах, центральные банки стран-участниц должны были осуществлять валютные интервенции. Для финансирования интервенций центральные банки этих стран договорились предоставлять друг другу краткосрочные кредиты сроком на 45 дней в форме своп. В исключительных случаях кредиты предоставлялись сроком до 5 месяцев.

Были расширены границы отклонения курса той или иной валюты до +/—2,25%, в отдельных случаях (Италия, Испания, Португалия, Англия) — до +/—6%, с 1993 г. колебания стали допускаться в пределах +/—15%.

На основе валютной корзины формируется и средний курс евро. Он находится в следующем соотношении к доллару: 1 евро = 1,2 долл. Центральный курс фиксирован, но подвергается систематическим пересмотрам.

К концу века будет создан Центральный Европейский банк, который получит право эмиссии евробанкнот и еврочеков. Национальные центральные банки превращаются в его филиалы. В короткий срок национальные денежные знаки будут заменены на евро в соответствии и с их курсом.

 От национальной  валюты остается лишь символика  – на обратной стороне европейской  купюры. Символика соответствует традициям страны, на территории которой напечатаны деньги. Для эмиссии евробанкнот будет использоваться оборудование национальных банков. Но ЕВРО, выпущенные в Риме или Лондоне, не будут отличаться друг от друга больше, чем доллары из Сан-Франциско или Канзас-Сити.

Европейский банк будет проводить единую кредитно-денежную политику Союза. Это значит, что курс евро по отношению к доллару и другим внешним валютам, процентная ставка по еврокредитам, условия продажи и купли европейских ценных бумаг будут определяться Советом Центрального Европейского банка. Каждый член Союза располагает одним голосом. Как мы уже заметили, на формирование европейской кредитно-денежной системы большое влияние оказала структура ФРС США.

Введение евровалюты освободит обращение товаров  и услуг, капитала, передвижение людей  от всех потерь – как времени, так и средств.

Разумеется, воплотить принятые, можно сказать, историей решения в жизнь совсем не просто. Об этом свидетельствует хотя бы полный драматизма путь утверждения Маастрихтских соглашений национальными парламентами, да и последующая реализация договоренностей.

В документах указывалось, что если некоторые участники соглашения не смогут своевременно обуздать инфляцию в своей стране или справиться с бюджетным дефицитом, то они могут присоединиться к валютному единству позже. В 1999 г. евро вводят 11 стран ЕС. Вагоны европейского состава будут двигаться к единой валюте с разной скоростью.

В связи с  переходом ЕС к единой валюте международным валютным фондом прогнозировался в 1998 – 1999 гг. более чем трехпроцентный бюджетный дефицит для лидеров группировки – Германии, Франции и Великобритании, а также возможность дестабилизации европейских финансовых рынков. Также предполагалось, что евро займет место валюты-лидера для ряда государств переходной экономики, в том числе и для России.

Однако, как  мы видим, не всем прогнозам было суждено сбыться. Долгое время евро позиционировало себя как стабильную валюту, а экономика стран союзников процветала, но после кризиса 2008 г. многое изменилось. Курс этой валюты был крайне не стабилен и даже был подвержен сильному спаду, положение стран было не стабильным, особенно если мы вспомним Грецую. Поэтому думать о том, что евро будет являться валютой – лидером, пока не приходится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Переход от Европейского валютного союза к Экономическому валютному союза

 

Экономи́ческий  и валю́тный сою́з (ЭВС) — один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

  1. Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
  2. Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы (.
  3. Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.
  4. Наличие наднациональных органов.

При анализе закономерностей и  условий формирования экономического и валютного союза весьма полезно  опираться на опыт Европейских сообществ, которые целеустремленно, несмотря на конфликты и кризисные ситуации, продвигаются к этой цели. В Маастрихтском договоре, как известно, было провозглашено, что единая европейская валюта станет реальностью уже к концу текущего десятилетия. Безусловно, на практике оказалось все сложнее, о чем свидетельствуют валютные бури, пережитые в ЕС уже после подписания Договора, в 1992-1993 гг.. Но, несомненно, одно: валютная интеграция представляет собой необратимый процесс, развивающийся в соответствии со своими закономерностями.

Экономический и валютный союз также  проходит несколько этапов развития. На первом из них обеспечивается функционирование единого рынка, включая свободу  движения капиталов и сокращаются  пределы колебаний единиц, усиливается координация макроэкономической политики. На втором этапе координация политики постепенно приводит к сближению основных экономических показателей. И лишь на третьем этапе вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.

Экономический валютный союз в его завершенном виде, следовательно, представляет собой высшую ступень экономической интеграции и предполагает существование единого внутреннего рынка, скоординированной макроэкономической политики, единой валюты и единого центрального банка.

Итак, основной закономерностью интеграционного  процесса является его постепенное  восхождение от зоны свободной торговли через таможенный союз и единый внутренний рынок к валютно-экономическому союзу.

Обращаясь к опыту ЕЭС, можно  отметить следующие особенности. Быстрые успехи сообществ в создании единого внутреннего рынка, объективно подтолкнувшие страны «двенадцати» к Маастрихтскому договору о валютном союзе, сопровождались превращением функционирующей с марта 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС) из зоны фиксированных, но регулируемых курсов практически в зону жестких паритетов с весьма незначительными пределами допустимых колебаний курсов. С января 1987 г. по сентябрь 1992 г. не было ни одного изменения валютных курсов! Иными словами, страны ЕС стали жить как бы по законам валютного союза, не добившись еще, однако, наличия всех его компонентов.

Итогом стала серия тяжелейших кризисов. Осенью 1992 г. ЕВС были вынуждены  покинуть английский фунт стерлингов и итальянская лира, а в августе 1993 г. во имя спасения французского франка пришлось пойти на беспрецедентное расширение пределов допустимых колебаний валютных курсов: с 2,25 до 15%. Причина – в отсутствии достаточной степени экономического сближения (конвергенции), в расхождениях по важнейшем экономическим показателям. В частности, Италия и Великобритания со своими более высокими показателями инфляции объективно должны были бы произвести девальвацию, но в рамках утратившей гибкость ЕВС не делали этого. Конвергенция, следовательно, является скрепляющим элементом, необходимым для функционирования валютно-экономического союза.

Построение валютно-экономического союза происходит на фоне постоянных межгосударственных противоречий, и  это является еще одной закономерностью  рассматриваемого процесса.

Одним из важнейшим уроков европейского опыта является важность нахождения консенсуса и компромиссов, при этом принципиально положение о том, что ни одна страна не может быть насильственно вовлечена в интеграционные механизмы, равно как и ни одна страна не имеет права блокировать продвижение других стран к более высоким, тесным ступеням сотрудничества.

На тот переходный период, который  неизбежно займут становление на пространстве СНГ высокоразвитого  рыночного хозяйства, вызревание материальной базы валютно-экономического союза, нужно искать переходные формы регулирования валютных отношений.

Здесь возможны различные варианты. Наиболее очевидны два: сформировать подобие  Европейского платежного союза, по сути дела систему многостороннего клиринга; или создать асимметричный квазивалютный союз, реформированную рублевую зону, в которой Банк России взял бы на себя функции Центрального банка СНГ, определяя денежно-кредитную политику и эмитируя рубль, который не станет, однако, единой валютой в полном смысле этого слова, а останется денежной единицей России.

Второй сценарий, вероятно, неблагоприятен для всех участников рублевой зоны, даже если таковые найдутся (по политическим соображениям это представляется маловероятным). Для России он означал бы дополнительное финансовое бремя, для остальных – невозможность, формально оставаясь суверенными государствами, проводить денежно-кредитную политику, диктующуюся национальными интересами. В итоге функционирование такой зоны сопровождалось бы постоянными взаимными упреками, разногласиями, кризисами, и, в конечном счете, она все равно потерпела бы крушение.

в рамках Европейской валютной системы  коэффициент вариации показателей  темпов инфляции входящих в нее стран  составлял в 1993 г. – 0,44. Безусловно, ЕВС в этот период испытывала острейшие  кризисы, но, тем не менее, валютную стабильность, необходимую для функционирования европейского экономического пространства, она обеспечивала.

Если бы нам удалось вернуться  хотя бы к тому уровню расхождений, который существовал в 1992 г. (а  это представляется вполне реальным), то государства СНГ также могли бы обеспечить относительную валютную стабильность, необходимую для продвижения к более высоким ступеням интеграции и создания, в конечном счете, Экономического союза, предусмотренного заключенным Договором. Однако постоянно следует помнить о том, что политическими, волевыми методами сформировать его невозможно. Такими методами можно было разрушить Советский Союз. Для создания же на занимавшемся им пространстве экономического союза независимых государств, сознательно идущих на определенное ограничение своего суверенитета в валютно-экономической сфере, политических решений недостаточно. Наличие политической воли может ускорить вызревание необходимых экономических предпосылок, но не подменить их.

Информация о работе Международная валютная система