Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с происхождением международной экономической интеграции, ее формами и основными районами мира, которые уже имеют опыт интеграционного развития.
Задачами данной курсовой работы являются: раскрыть содержание феномена интеграции, определить место интеграции среди других глобальных факторов развития, показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии, а также определить, как теоретические экономические школы расценивают причины и движущие силы МЭИ.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика международной экономической интеграции(МЭИ) 4
1.1 Понятие и сущность МЭИ 4
1.2 Предпосылки, факторы и цели экономической интеграции 6
1.3 Признаки МЭИ 9
2 Формы (этапы) МЭИ 10
2.1 Зона свободной торговли 11
2.2 Таможенный союз 11
2.3 Общий рынок 13
2.4 Экономический и валютный союз 14
3 Модели современных интеграционных процессов 15
4 Теории МЭИ 16
5 Крупнейшие интеграционные объединения развитых стран 19
5.1 Интеграционные процессы в Европе. Евросоюз 20
5.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА),
цели и перспективы развития 24
5.3 АТЭС 28
6 Последствия МЭИ 29
Заключение 30
Библиографический список 31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Международная экономич.интеграция.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

Таким образом, интеграционные процессы, происходящие в Европе  на протяжении уже более столетия, привели к становлению Евросоюза, самого высшего этапа развития экономической интеграции.

5.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле НАФТА

North American Free Trade Agreement, NAFTA англ.) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. Основные предпосылки создания НАФТА приведены в таблице №2 «Этапы становления НАФТА»

Таблица 2 - Этапы становления НАФТА.

     

Дата

Соглашение

Цель соглашения

1947г.

«план Эббота»

стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской  экономики

1959г.

между США и Канада заключено соглашение о совместном военном производстве

способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники

1965г.

соглашения о либерализации  торговли продукцией автомобилестроения

способствовало интеграции торговли в области автомобилестроения и многих других отраслей

1988г.

соглашение о свободной торговле между США и канадой

формирование зоны свободной  торговли

01.01.1994г.

соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной  торговли (НАФТА)


 

Интеграционные процессы в Северной Америке шли от стремления  к сотрудничеству на микроуровне (между американскими и канадскими корпорациями) к сотрудничеству на макроуровне в отличае от Евросоюза, где интеграционные процессы шли сверху вниз (от правительств и государственных органов).

Основной целью НАФТА явилось  снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами и барьеров на привлечение инвестиций. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

Цели НАФТА:

- устранение таможенных  и паспортных барьеров и стимулирование  движения товаров и услуг между  странами-участницами соглашения;

- создание и поддержание  условия для справедливой конкуренции  в зоне свободной торговли;

- привлечение инвестиций  в страны-члены соглашения;

- обеспечение должной  и эффективной защиты и охраны  прав интеллектуальной собственности;

- создание действенных  механизмов внедрения и использования  Соглашения, совместного решения  споров и управления;

- создание базы для  будущей трёхсторонней, региональной  и международной кооперации в  целях расширения и улучшения  Соглашения;

- создание единого  континентального рынка.

В отличие от соглашений, лежащих в основе европейских интеграционных процессов, соглашение НАФТА не охватывает вопросы, относящиеся к социальной сфере, такие как занятость, образование, культура.

Перспективы развития НАФТА. С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Интеграция стран в общий  рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между  всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику. Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают  на значительный рост общего оборота  торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и  Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США  и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история  знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли  договориться о мерах регулирования  торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США.

Планы США расширять НАФТА на юг встречают среди латиноамериканских стран настороженное отношение. Бразилию, Аргентину и ряд других «новых индустриальных» стран Латинской Америки не устраивает модель экономических отношений в рамках НАФТА между развитыми (США, Канада) и развивающимися (Мексика) странами. Хотя экономическая либерализация в НАФТА дала сильный импульс развитию экономики Мексики, однако рост мексиканского экспорта происходит в значительной степени за счет «макиладорас», т.е. сборочных предприятий – филиалов американских компаний. В структуре мексиканского импорта из США на комплектующие приходится примерно 75%. Такая зависимость не позволяет латиноамериканским партнерам США рассчитывать на существенные конкурентные преимущества, развивать полные технологические производственные цепочки внутри страны и экспортировать конечную продукцию. В итоге сборочные экспортные производства относительно благополучны, однако это создает «анклавную экономику», не приводит к качественной модернизации хозяйства в целом.

Несмотря на критику, преобладают  положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как  основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

5.3 АТЭС

Азиатско-тихоокеанский  форум экономического сотрудничества (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана.

В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития.

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д.

Хотя АТЭС является самым молодым  из «тройки» крупнейших экономических  интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в  регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся  в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики XXIв.

 

 

 

 

 

 

6. Последствия международной экономической интеграции.

Современная экономическая  наука на данный момент пока не способна определить полный эффект от реализации интеграционных процессов на глобальном уровне. Это объясняется не сложностью исчисления результатов интеграции, а множественностью последствий этого процесса во времени и пространстве. Поэтому в исследованиях такого рода принято различать статические и динамические эффекты интеграции.

Статические эффекты  определяют экономические последствия  международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления  мероприятий по консолидации экономик двух или более стран. Как правило, расчёты статического эффекта сводятся к сопоставлению результатов переориентацией потребителей в одной стране в связи с закупкой товара или фактора производства у более эффективного участника интеграционной связи в другой стране.

Динамические эффекты  оценивают экономические последствия  международной интеграции на перспективу, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования интеграционной группировки. При этом учитывается эффект от наличия или отсутствия какой-либо интеграционной формы. В расчётах такого рода необходимо учитывать и отрицательные последствия международной интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Например, именно в будущем увеличение импорта товара может отрицательно повлиять на занятость в данной стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В курсовой работе я раскрыла сущность термина международная экономическая интеграция, отразила предпосылки, факторы, цели, признаки интеграции. Определила взгляды различных экономических школ, которые в своих трудах исследовали причины и источники международной экономической интеграции. Также была дана характеристика основных этапов развития интеграционных группировок: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Выявила, что дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции приведёт к созданию политического союза, т.е. преобразование интеграционного объединения в единое конфедеративное государство с образованием центральных органов управления с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления. На данный момент к созданию такого политического союза наиболее близок интеграционный союз, расположенный в Западной Европе – Евросоюз. ЕС безусловно является наиболее развитым интеграционным объединением в мире.

В XXI веке интеграционные процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая открывает новые горизонты как для национального, так и интернационального развития. Сам процесс международной экономической интеграции, прежде всего, обусловлен и является следствием углубления международного разделения труда. Эволюция происходит от простого обмена товарами к устойчивой масштабной международной торговле товарами (услугами) к международному перемещению капиталов, созданию новых производств, к совместному ведению производства и управлению.

 Таким образом,  международная экономическая интеграция  – это характерная особенность  современного этапа развития мирового хозяйства, это обусловленная ощутимая реальность экономической взаимосвязи стран и народов мира.

 

Библиографический список.

 

1. ВикипедиЯ - свободная энциклопедия. Экономическая интеграция [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki;

2. Европейский союз. История становления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rian.ru/spravka/20070325/62576736.html;

3. Журавлёва, Г.П Экономика: учебник / Г.П. Журавлева. – М.: ЮристЪ, 2007, С.254

4. Куликов, Л.М. Основы экономической теории: учеб.пособие / Л.М. Куликов; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400С.;

5. Николаева,  И.П. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г. – С.78

6. Паньков, В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – 2007 №3 С.18-22

Информация о работе Международная экономическая интеграция