Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с происхождением международной экономической интеграции, ее формами и основными районами мира, которые уже имеют опыт интеграционного развития.
Задачами данной курсовой работы являются: раскрыть содержание феномена интеграции, определить место интеграции среди других глобальных факторов развития, показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии, а также определить, как теоретические экономические школы расценивают причины и движущие силы МЭИ.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика международной экономической интеграции(МЭИ) 4
1.1 Понятие и сущность МЭИ 4
1.2 Предпосылки, факторы и цели экономической интеграции 6
1.3 Признаки МЭИ 9
2 Формы (этапы) МЭИ 10
2.1 Зона свободной торговли 11
2.2 Таможенный союз 11
2.3 Общий рынок 13
2.4 Экономический и валютный союз 14
3 Модели современных интеграционных процессов 15
4 Теории МЭИ 16
5 Крупнейшие интеграционные объединения развитых стран 19
5.1 Интеграционные процессы в Европе. Евросоюз 20
5.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА),
цели и перспективы развития 24
5.3 АТЭС 28
6 Последствия МЭИ 29
Заключение 30
Библиографический список 31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Международная экономич.интеграция.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

1.3 Признаки  МЭИ.

Наиболее характерные черты  экономической интеграции стран  можно свести к четырём ключевым позициям (рис.1 «Характерные черты экономической интеграции»):


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рис.1. Характерные черты экономической  интеграции.

- во-первых, такую интеграцию  отличает очень высокий уровень международного разделения труда и хозяйственной кооперации (между связанными интеграцией странами развивается интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, трудовыми ресурсами);

- во-вторых, эти страны устанавливают  особо благоприятные, льготные условия для своего сотрудничества, устраняя торговые барьеры, налоговые, валютные и другие ограничения;

- в-третьих, они проводят общую, согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве, транспорте, в валютной и других сферах;

- в-четвёртых, в условиях экономической  интеграции сферы сотрудничества стран постоянно расширяются (действуют совместные предприятия, банки, биржи; создаются валютные союзы и коллективные денежные единицы, единые законы, стандарты, органы управления и т.д.).

Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как:

  • во-первых, добровольным (договорным) межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач;
  • во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования;
  • в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.

2. Формы (этапы) МЭИ.

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд  ступеней: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз и политический союз.

На каждой из этих ступеней устраняются  определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими  в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока  складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Основные региональные и экономические интеграционные блоки представлены в таблице 3 «Сравнение региональных и экономических блоков, 2009-2010гг.» в приложении.

2.1 Зона свободной торговли.

Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле.

Сначала создается зона свободной торговли – снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении. Обычно создание зоны свободной торговли начинается с двусторонних договоренностей двух тесно сотрудничающих стран, к которым затем присоединяются новые страны-партнеры (так было в НАФТА: сначала – договор США с Канадой, к которому затем присоединилась Мексика). Большинство существующих экономических интеграционных союзов находятся именно на этом начальном этапе.

Зона свободной торговли может  координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в  одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

2.2 Таможенный союз.

После завершения создания зоны свободной  торговли участники интеграционного  блока переходят к таможенному  союзу. Теперь уже унифицируются  внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика – участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Когда таможенные тарифы в отношении третьих стран различны, то это дает возможность фирмам стран вне зоны свободной торговли проникать через ослабленную границу одной из стран-участниц на рынки всех стран экономического блока. Например, если тариф на американские автомобили во Франции высок, а в Германии низок, то американские автомобили могут «завоевать» Францию – сначала их продадут в Германию, а затем, благодаря отсутствию внутренних пошлин, легко перепродадут во Францию. Унификация внешних тарифов дает возможность надежнее защищать формирующееся единое региональное рыночное пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного торгового блока. Но при этом страны-участники данного интеграционного объединения теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Поскольку создание таможенного союза требует значительных усилий по координации экономической политики, не все зоны свободной торговли «дорастают» до таможенного союза.

Таможенный союз предусматривает  также образование «единой таможенной территории». Обычно страны — участницы Таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики.

Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане Таможенный союз является гораздо  более жесткой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.

Согласно последним данным, таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана выходит за рамки сугубо таможенных правоотношений. На заседании Межгоссовета ЕвразЭС (высшего органа Таможенного союза) 9 декабря 2010г. была сформирована договорно-правовая база для этого - президенты трех стран утвердили пакет из 17 соглашений. Это, в частности означает, что таможенный контроль и иные виды контроля будут перенесены на внешние границы союза.

С вступлением в силу с 6 июля 2010г. Таможенного кодекса Таможенного союза заработала единая система таможенного регулирования на единой таможенной территории стран-членов ТС. Полноценная экономическая интеграция подразумевает не только унификацию таможенного законодательства, но и введение единых правил конкуренции, позволяющих не допустить недобросовестную конкуренцию и злоупотребления на общем рынке союза. Причем не только товаров. Утвержденные соглашения подразумевают свободу движения услуг, капитала и рабочей силы. Среди них соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала, о согласованных принципах валютной политики, о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств. Эти и принятые наряду с ними соглашения устранят барьеры во взаимной торговле и позволят трем странам создать единую свободную торговую зону. До 1 июля 2011г. все соглашения должны быть ратифицированы и с 1 января 2012г. вступить в силу.1

2.3 Общий рынок.

Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок. Теперь к минимизации внутренних пошлин добавляется устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства – инвестиций (капиталов), работников, информации (патентов и ноу-хау). Это усиливает экономическую взаимозависимость стран – членов интеграционного объединения. Свобода передвижения ресурсов требует высокого организационного уровня межгосударственной координации. Общий рынок создан в ЕС, а НАФТА приближается к нему.

Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в  Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС).

Общий рынок - форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства - капитала, трудовых ресурсов - через границы стран, являющихся членами общего рынка.

2.4 Экономический союз и валютный союз

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.

Таким образом, данный этап интеграции характеризуется следующими признаками:

  • отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран;
  • наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы;
  • наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики;
  • наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики.

По мере развития экономического союза в странах могут сложиться

предпосылки для высшей ступени региональной интеграции – политического союза. Речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от экономического союза к политическому возникает новый многонациональный субъект мирохозяйственных и международных политических отношений, который выступает с позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этих союзов. Фактически происходит создание нового крупного федеративного государства. Пока нет ни одного регионального экономического блока столь высокого уровня развития, но ближе всего к нему подошел ЕС, который иногда называют «Соединенными Штатами Европы».

3. Модели современных интеграционных процессов.

Модели, несмотря на большую  специфику, а нередко и неповторимые черты и характеристики, имеют в своей основе общие явления, которые несмотря на интеграционные границы, все же являются интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет конкурирующим системам находить компромисс, разрешать назревающие между ними противоречия и т.д. Вот почему модель всякой интеграционной системы было бы ошибочно абсолютизировать, не замечав общих тенденций в её эволюции. 

Характеристика существующих основных моделей в мировых интеграционных процессах:

  • модели политико-экономической интеграции с учётом социального аспекта (Европейский союз, Андское сообщество,  Карибское сообщество, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии);
  • модели торгово-экономического сотрудничества ( НАФТА, Европейская ассоциация свободной торговли, Латиноамериканская ассоциация интеграции, организация стран-экпортёров нефти);
  • модели международных экономических надправительственных организаций, регламентирующих торговую и тарифную политику (Генеральное соглашение о тарифах и торговле – ГАТТ, Организация экономического сотрудничества и развития, Конференция ООН по торговле и развитию);
  • модели политических союзов и военных блоков (Европейский совет, Организация Африканского Единства - ОАЕ,  НАТО – Организация Североатлантического договора).

 

4. Теории экономической интеграции.

В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Это:

  • неолиберализм,
  • корпорационализм,
  • структурализм,
  • неокейнсианство,
  • дирижистские направления и др.

Представители раннего неолиберализма (1950-1960гг.) - швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от экономической политики государств и существующих национальных и международных правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям, как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство платежей.

Информация о работе Международная экономическая интеграция