Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, связанных с происхождением международной экономической интеграции, ее формами и основными районами мира, которые уже имеют опыт интеграционного развития.
Задачами данной курсовой работы являются: раскрыть содержание феномена интеграции, определить место интеграции среди других глобальных факторов развития, показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии, а также определить, как теоретические экономические школы расценивают причины и движущие силы МЭИ.
Введение 3
1.Общая характеристика международной экономической интеграции(МЭИ) 4
1.1 Понятие и сущность МЭИ 4
1.2 Предпосылки, факторы и цели экономической интеграции 6
1.3 Признаки МЭИ 9
2 Формы (этапы) МЭИ 10
2.1 Зона свободной торговли 11
2.2 Таможенный союз 11
2.3 Общий рынок 13
2.4 Экономический и валютный союз 14
3 Модели современных интеграционных процессов 15
4 Теории МЭИ 16
5 Крупнейшие интеграционные объединения развитых стран 19
5.1 Интеграционные процессы в Европе. Евросоюз 20
5.2 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА),
цели и перспективы развития 24
5.3 АТЭС 28
6 Последствия МЭИ 29
Заключение 30
Библиографический список 31
Приложение
Однако развитие международной экономической интеграции, формирование региональных межгосударственных союзов при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних неолибералов. Представитель позднего неолиберализма американский ученый Бела Баласса рассматривал проблему интеграции в несколько иной плоскости: ведет ли экономическая интеграция к более интенсивному участию государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции, происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.
В середине 60-х гг. возникло направление корпорационализма, представители которого - американские экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.
Представители структурализма - шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве, считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублению неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран, в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство, более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли промышленности.
В 70-х гг. широкое распространение получили идеи неокейнсианства, представители которого - американский экономист Ричард Купер и др. - в частности, считали, что центральная проблема международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной интеграции: первый - интеграция с последующей утратой национальной свободы, но обязательным согласованием экономических целей и политики; второй - интеграция с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней хозяйственной политики интегрирующихся сторон.
Разновидностью
Значительную роль в развитии теории
международной экономической
Ю.В. Шишков выделяет в межгосударственном интеграционном процессе "частные интеграции" производства, национальных, товарных и кредитных рынков. По его мнению, в воспроизводственном цикле наименее поддается интегрированию производственная сфера и в большей степени - кредитно-финансовая. Шишков справедливо считает, что интеграция основана на действии рыночных механизмов, которые регулируют, прежде всего прямые международные хозяйственные связи на уровне агентов экономики. За этим закономерно следует взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем.
Краткое рассмотрение эволюции взглядов исследователей современных интеграционных процессов позволяет выделить по крайней мере два момента:
- несмотря на обилие разного рода концепций, тем не менее единой теории интеграции нет. Исследователи пока не имеют однозначного ответа на вопрос, в чем все-таки заключаются конкретные преимущества страны, входящей в интеграционную группировку, над страной, находящейся вне ее;
- во многих теоретических разработках упускается из виду один из важнейших моментов — временной фактор. Мы полагаем, что в различные периоды развития национальных экономик странами двигают разные по содержанию мотивы и аргументы «за» интеграцию.
5. Крупнейшие интеграционные объединения стран мира.
Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть существенные различия.
Во-первых, ЕС имеет гораздо более высокий уровень интеграции, что является результатом ее более долгой истории.
Во-вторых, если ЕС и АТЭС являются
полицентрическими
В-третьих, НАФТА и АТЭС более разнородны, чем партнеры по ЕС, поскольку включают новые индустриальные страны «третьего мира» (в АТЭС есть даже еще менее развитые страны, такие как Вьетнам и Папуа-Новая Гвинея).
В-четвертых, если в ЕС уже сложилась система надгосударственных органов управления то в АТЭС эти органы гораздо слабее, а североамериканская интеграция вообще не создала регулирующих взаимное сотрудничество институтов (США не желают реально делить со своими партнерами функции управления). Таким образом, западноевропейская интеграция является более прочной, чем конкурирующие с ней экономические блоки других развитых стран.
5.1 Интеграционные процессе в Европе. Евросоюз.
Ярким примером протекающего интеграционного процесса в Европе является Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония).
История становления Европейского союза началась в 1951 году с образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ). Внутри стран были сняты все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами.
Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести до сегодняшних 27 путём последовательных расширений (табл.1 «Расширение Европейского союза»), присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.
Таблица 1 - Расширение Европейского союза. | ||
Дата |
Страна |
Общее количество членов |
25 марта 1957 |
Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция |
6 |
1 января 1973 |
Великобритания, Дания, Ирландия |
9 |
1 января 1981 |
Греция |
10 |
1 января 1986 |
Испания, Португалия |
12 |
1 января 1995 |
Австрия, Финляндия, Швеция |
15 |
1 мая 2004 |
Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония |
25 |
1 января 2007 |
Болгария, Румыния |
27 |
С целью достижения высшей формы экономической интеграции между государствами ЕС было создано евро - единая денежная единица ЕС. В безналичном виде на территории государств-членов ЕС евро был введен с 1 января 1999 года, а наличные банкноты - с 1 января 2002 года. Евро заменил собою ЭКЮ - условную расчетную единицу Европейского Сообщества, представлявшую собой корзину валют всех государств-членов ЕС. К ведению Евросоюза относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики.
Будучи субъектом международног
ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объеме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объему ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия. (рисунок 2 «Евросоюз и семь следующих крупнейших экономик мира по номинальному ВВП, МВФ 2009г.»). Экономика ЕС представляет собой единый рынок и в ВТО представлена в качестве единой организации.
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении.
Рисунок 2 – Евросоюз и семь следующих крупнейших экономик мира по номинальному ВВП (МВФ, 2009г.)
В истории становлении Евросоюза можно четко выделить 4 этапа.
На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).
Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного союза, оказался самым продолжительным – с 1968 по 1986. В этот период страны-члены интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок.
Третий этап западноевропейской интеграции, 1987–1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в ЕЭС единого рынка как «пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц». Для этого предполагалось ликвидировать пограничные таможенные посты и паспортный контроль, унифицировать технические стандарты и системы налогообложения, провести взаимное признание образовательных сертификатов. Поскольку мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить довольно быстро.
Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима.
В перспективе возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования – «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов управления ЕС (Совета ЕС, Европейской комиссии, Европарламента и др.).