Методы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Для современного уровня развития рыночной экономики характерны высокий уровень конкуренции фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка конкурирующих нововведений. Все это определяет актуальность творческого использования и совершенствования методов инновационного менеджмента в практике деятельности российских предприятий.

Работа содержит 1 файл

Сам реферат,титульник сама напишешь.docx

— 806.60 Кб (Скачать)

Задача гармонизации по отношению  к ИП имеет эндогенный и экзогенный аспекты. Эндогенная гармонизация означает согласование всех внутренних структурных  элементов ИП, его субсистем. Для обеспечения эндогенной гармонизации необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи:

• выработка стратегической инновационной концепции;

• определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;

• построение организационной  структуры и структуры управления инновациями;

• планирование производственных процессов и реализации инновационной  продукции;

• подбор и расстановка  кадров, обеспечение эффективного использования  потенциала ИП;

• календарное распределение  работ и контроль за их исполнением;

• создание творческой атмосферы  и высокой мотивации интеллектуального  труда.

Экзогенная гармонизация предполагает согласование ИП с суперсистемами окружающей среды и реализуется  через специальные процедуры  целевой ориентации инновационной  деятельности и учета ограничений  внешней среды. В инновационном  менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих  задач:

• формирование долго- и  краткосрочных целей инновационной  деятельности;

• организация и проведение маркетинговых исследований;

• учет экологической ситуации и планирование природоохранных  мероприятий;

• оценка и использование  прогрессивного опыта и передовых  достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций);

• организация кооперации в инновационных программах;

• учет потребительского спроса и объективных тенденции НТП.

По своему содержанию и  во времени гармонизация ИП имеет  стратегическую и оперативную формы. Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию  ИП и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей  и проектов. Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и  обеспечивается системами оперативного менеджмента на ИП.

2.2. Система функций инновационного  менеджмента

Содержание инновационного менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в ходе подготовки и  проведения инновационных мероприятий. Под функциями менеджмента, как  уже отмечалось, принято понимать состав общих задач управления, решаемых при осуществлении инноваций. Речь идет о таких задачах управления, состав и содержание которых в  минимальной степени зависят  от специфики конкретного инновационного проекта (его масштабов, отраслевой принадлежности, назначения и т. п.) и составляют содержание любого процесса управления. Многообразие инновационных  процессов, их сложность и разнообразие условий осуществления чрезвычайно затрудняют любую попытку типизации процессов управления ими или их регламентации.

В теоретических работах  и в практической деятельности используются различные систематизации функций  инновационного менеджмента. Нам представляется правильным выделять две группы функций  инновационного менеджмента: основные и обеспечивающие. Основные или предметные функции менеджмента являются наиболее общими для всех видов и любых  условий осуществления инноваций. Основные функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью  и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических  уровнях. Успешный менеджмент в любой  инновационной структуре должен предусматривать осуществление  следующих основных предметных функций: формирование целей, планирование, организация  и контроль.

Обеспечивающие функции  инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению  основных предметных функций управления на предприятии. К ним можно отнести  социально-психологические и технологические  или процессуальные функции менеджмента. Социально-психологические функции  менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений  в коллективе. Они содержат две  разновидности функций: делегирование  и мотивацию. Главная предпосылка  успешного менеджмента в инновациях заключается в гармонизации отношений  между людьми — участниками инновационных  процессов, в создании и поддержании  благоприятного производственного  и психологического климата в  организации. Это в значительной степени достигается способами  рационального делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей.

Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ  по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление  между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация предусматривает  создание системы моральных и  материальных стимулов для сотрудников  организации в эффективном и  производительном индивидуальном и  коллективном труде. Она предусматривает  также планирование, организацию  и обеспечение повышения профессионального  уровня и возможности карьеры  сотрудников организации. Применительно  к аппарату управления персональные функции менеджмента формируют специфическую систему инструментов и приемов управления инновациями. Процессуальные функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации предметных и социально-психологических его функций.

Осознанная воля руководителя в управлении инновациями находит  свое выражение в управленческих решениях, которые выступают основной формой осуществления инновационных  идей. Они охватывают практически  все сферы и стадии жизненного цикла ИП от момента его возникновения  до ликвидации. Ответственность и  значимость последствий принимаемых  управленческих решений требуют  выработки менеджерами строгой  последовательности действий и обоснований, связанных с их подготовкой и  реализацией Совокупность таких  правил и их соблюдение составляют содержание процессуальной функции  решений в менеджменте

Функция коммуникации в инновационном  менеджменте заключается в под  готовке, получении, переработке и  передаче информации для успешного  про движения инноваций. Так как инновации практически всегда связаны с новой информацией, коммуникационная функция управления представляет особую значимость и специфический элемент инновационного менеджмента Практически вся текущая деятельность менеджера в инновационной сфере связана с осуществлением коммуникационной функции сбором и обработкой управленческой информации передачей ее вышестоящим и подчиненным сотрудникам организации, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координации их деятельности и проч. Эта специфическая функция ин- новационного менеджмента связана с применением особых методов и инструментов и требует создания особых информационных структур на ИП.

Следует заметить, что предметные, социально психологические и  процессуальные аспекты управления, взаимно дополняя друг друга, создают  целостную систему основных функций  инновационного менеджмента, позволяющую  дифференцировать методы и приемы управленческого  воздействия на инновационные процессы (см. рис 1)

Рис. 1. Система функций  инновационного менеджмента

 

2.3. Содержание процесса  управления инновациями

Основные предметные функции  менеджмента определяют содержание процесса управления инновациями и  включают формирование целей инновационной  деятельности, планирование инноваций, организацию работ и контроль за осуществлением инноваций взаимосвязь и логическая последовательность осуществления основных функций в процессе управления инновациями представлены на рис 1.

 Формирование целей  инновационной деятельности. Процесс  управления в соответствии с  принципиальной схемой начинается  с формирования системы целей  и задач инновационной деятельности (или проекта) на определенный  период времени. Цель в инновационном  менеджменте — это требуемое  или желаемое состояние инновационной  системы в планируемом периоде,  выраженное совокупностью характеристик.  Цель организации или деятельности  должна устанавливать определенные  ориентиры их развития на заданные  периоды времени. Таким образом,  цель организации, с одной стороны,  является результатом прогнозов  и оценки ситуации, а с другой  стороны, выступает ограничением  для планируемых инновационных  мероприятий. Чтобы соответствовать  этой двойственной функции, формулировка  цели инноваций должна соответствовать  ряду требований. К числу важнейших из них относятся следующие:

1. Цели инноваций должны  иметь конкретные формулировки  и быть измеримыми. По содержанию  они могут носить научный, технический,  экономический, социальный или политический характер и будут ориентированы на решение производственных, финансовых, кадровых, маркетинговых задач развития. Однако во всех случаях формулировки целей инновационной деятельности должны иметь конкретное выражение, отражать характеристику типа инноваций и устанавливать внутренние или внешние ориентиры организации По форме выражения цели должны задаваться измеримыми параметрами, которые способны выступать исходной базой для последующих решений, создавать основу для оценки хода выполнения работ и конечных результатов деятельности. С точки зрения измеримости формулировки целей могут использовать количественные или качественные характеристики развития.

2. Цели инноваций должны  быть достаточно строго ориентированы  во времени, т. е. устанавливать  период достижения желаемых результатов.  Временная ориентация целей позволяет  конкретизировать пути и способы  их достижения, вносить периодизацию, обеспечивать непрерывность и  преемственность в развитии организации.  В зависимости от временного  горизонта цели инноваций могут  характеризоваться как краткосрочные,  ориентированные на период времени  до года, среднесрочные, имеющие  горизонт планирования от года  до пяти лет, и долгосрочные, охватывающие период времени  более пяти лет. Долгосрочные  цели формулируются обычно в  качественных параметрах и более  общих выражениях.

3. Цели инноваций должны  быть достижимыми. При постановке  целей необходимо постоянно иметь  в виду, что это важное, но лишь  одно из цепи решений в инновационном  менеджменте. Цель формулируется прежде всего для того, чтобы затем сформировать стратегию ее достижения и выработать программу плановых мер по реализации принятой стратегии развития. Поэтому цели инновационной деятельности должны ставить достижимые для коллектива задачи, носить мотивационный и мобилизующий характер. Учитывая неопределенный характер научной и инновационной деятельности, их цели могут носить вероятностное выражение. При постановке целей должна проводиться оценка рисков и вырабатываться программа мер, направленных на снижение их уровня и возможных негативных последствий. Для повышения степени достижимости целей инновационной деятельности и их конкретизации при разработке стратегии развития необходимо наряду с формулировкой целей устанавливать условия их достижения в виде ограничений по ресурсам, срокам, экологическим или эргономическим нормам, социальным требованиям и проч.

4. Разнообразные цели  инноваций должны быть взаимоувязаны  и непротиворечивы. Большое разнообразие  возможных целей инновационной  деятельности организации наряду  с необходимостью дифференциации  их по уровням управления и  доведения до отдельных структурных  единиц и исполнителей требуют  установления отношений субординации  целей, их соподчиненности и  систематизации. Удобной формой  представления системы целей  инновационной организации является  построение ее дерева целей.

Процесс формирования целей  составляет одну их важнейших процедур инновационного менеджмента. Он является составной частью и исходным пунктом  всех плановых расчетов в инновационной  сфере.

 Планирование инноваций.  Планирование как функция инновационного  менеджмента заключается в обоснованном  формировании основных направлений  и пропорций инновационной деятельности  в соответствии с установленными  целями развития, возможностями  ресурсного обеспечения и имеющимся  спросом на рынках. Значение планирования инноваций состоит в том, что в ходе плановых расчетов обеспечивается: детализация целей ИП и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей; установление состава реализуемых проектов; распределение заданий по участникам, инновационных проектов; определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ и обеспечение выполнения заданий, установленных на каждый период времени.

Необходимость планирования инноваций и усиление его роли в обеспечении конкурентоспособности  организаций в современных условиях связано с расширением масштабов  и усложнением инновационных  проектов; многовариантностью и вероятностным характером инновационных процессов; развитием специализации и расширением кооперации в инновационной сфере; расширением хозяйственной самостоятельности и повышением экономической ответственности организаций за результаты инновационной деятельности. Все перечисленные факторы развития инновационной деятельности в стране объективно требуют проведения тщательной плановой проработки управленческих решений в инновациях. Этот вывод относится в равной степени как к малым ИП, для которых успешная реализация запланированных проектов обеспечивает их жизнеспособность, так и к крупным ИП, для которых инновационные проекты выступают важным фактором стратегического успеха. В рамках целостной системы инновационного менеджмента планирование выполняет следующие основные задачи:

Информация о работе Методы в экономике