Методы в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:11, реферат

Описание работы

Для современного уровня развития рыночной экономики характерны высокий уровень конкуренции фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка конкурирующих нововведений. Все это определяет актуальность творческого использования и совершенствования методов инновационного менеджмента в практике деятельности российских предприятий.

Работа содержит 1 файл

Сам реферат,титульник сама напишешь.docx

— 806.60 Кб (Скачать)

Введение

Инновация – использование  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование  процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и в других сферах деятельности общества. Этот термин может  иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит  от конкретных целей измерения или  анализа.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление  инновационных изменений и состоит  из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет  диффузия – распространение во времени  уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или  местах применения. Инновационный процесс  имеет циклический характер. Эти  и многие другие специфичные для  сферы инноваций моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные  процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные  менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для современного уровня развития рыночной экономики характерны высокий  уровень конкуренции фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие  рынка конкурирующих нововведений. Все это определяет актуальность творческого использования и  совершенствования методов инновационного менеджмента в практике деятельности российских предприятий.

 

 

 

 

 

1. Понятие и содержание  инновационного менеджмента

1.1. Сущность инновационного  менеджмента

Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область  экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой  организационной структурой инновационных  целей путем рационального использования  материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный  отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогией понятия  «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным  социально-экономическим процессам  на предприятиях, действующих в современных  рыночных условиях. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия  в целом, выделяются отдельные его  разновидности, использующие специфические  формы управления различными функциональными  сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они  получили название функционального  менеджмента. Так, управление процессами производства продукции составляет содержание менеджмента и т. п.

Инновационный менеджмент производственного  менеджмента, финансовыми процессами — финансового, инвестициями — инвестиционного, кадрами — персонального представляет собой одну из многочисленных разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства. Инновационные процессы представляют собой достаточно специфичный, масштабный, сложный и разнообразный по своему содержанию объект управления, который требует использования специальных форм и методов управленческого воздействия для эффективного развития. В современных условиях коренного реформирования экономики страны, когда нововведения стали непременным элементом всех структур от органов государственного управления до средних и малых предприятий (МП), использование научных методов инновационного менеджмента становится важным фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха любого инновационного предприятия (ИП).

 

Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах: как науку и искусство управления инновациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство  управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, достаточно подробно изложенных в специальной литературе. Несмотря на то, что в отечественной  практике понятие инновационного менеджмента  стало использоваться сравнительно недавно, наша страна имеет значительные теоретические достижения и практический опыт в этой области. В отечественной  экономической литературе и официальных  документах они нашли наибольшее отражение в работах, посвященных  проблемам управления научно-технического прогресса (НТП), развития науки и  техники, а также управления научными исследованиями и разработками.

Как вид деятельности и  процесс принятия управленческих решений  инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему  управления инновациями на предприятии. Эта совокупность состоит из отдельных  направлений управленческой деятельности, часто называемых функциями менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в  определенной последовательности. Состав функций и задач управления может  быть регламентирован в зависимости  от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль промышленности, ИП, отдельный инновационный проект или частная разработка) и условий  ее функционирования. Выполнение каждой из задач управления или осуществление  отдельной функции менеджмента  неизменно связано с принятием  определенных управленческих решений. Этот наиболее ответственный и часто  повторяющейся элемент менеджмента  составляет суть деятельности менеджера  в инновационной сфере. Менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования  управленческих решений, методам и  процедурам их подготовки, принятия и  реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление  процедур за конкретными их исполнителями  — руководителями разного уровня.

Инновационный менеджмент как  аппарат управления инновациями  предполагает структурное оформление инновационной сферы. Инновационные процессы возникают и осуществляются определенными сообществами людей, сознательно координирующими свою деятельность для достижения определенных целей. Каждое такое сообщество индивидуумов в менеджменте принято называть организацией. ИП — это разновидность организаций, достигающих целей своего функционирования посредством инноваций. Понятие менеджмента как аппарата управления инновациями применительно к таким ИП имеет институциональное значение и включает:

• во-первых, систему управления инновациями, обладающую иерархической  структурой и состоящую из специализированных органов управления;

• во-вторых, институт менеджеров — руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования ИП.

Каждый из рассмотренных  аспектов имеет свою область применения, создавая целостную систему инновационного менеджмента.

1.2. Менеджеры в инновационной  сфере

Задачи и функции инновационного менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории  специалистов, которых принято называть менеджерами. Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области  функционирования ИП.

Профессиональное занятие  означает, что этот специалист занимает постоянную должность и наделен  полномочиями принимать управленческие решения на ИП. Менеджерами можно назвать:

• руководителей творческих групп исполнителей;

• начальников лабораторий, отделов и функциональных служб  ИП;

• руководителей производственных подразделений;

• администраторов различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних  партнеров;

• руководителей ИП, фирм в целом.

Специфика инновационных  процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда  менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним. Труд менеджера  носит высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической  деятельности и умение концентрироваться  в определенные моменты времени  на ограниченных проблемах. Так как  основным предметом труда менеджера  является научно-техническая и управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают  знание современных информационных технологий в управлении инновациями  и умение пользоваться ими. Можно  выделить три категории требований к профессиональной компетенции  менеджера ИП:

• знания в области теории и навыки в сфере практики управления,

• коммуникабельность и  умение работать с людьми,

• компетентность в области  специализации ИП

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера  специальной подготовки в области  теории управления, знаний основ современной  макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Необходимые теоретические  знания в области менеджмента  приобретаются в системе специального профессионального образования. Учитывая динамичный характер развития современной  теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному  обучению и повышению профессиональной квалификации.

Требования коммуникабельности и умения работать с людьми вытекают из связующего положения менеджера  в системе коммуникаций на ИП. Для  анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между  такими субъектами системы, как вышестоящий  руководитель, коллеги родственных  подразделений или ИП, рабочий  коллектив (группы, подразделения или  ИП) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели инновационной деятельности. Коммуникабельность в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека, и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на ИП.

Требования, связанные с  компетентностью менеджеров в области  специализации ИП, предусматривают  наличие специальных знаний в  вопросах технологии инновационных  процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых инноваций, особенностей их физических процессов. Выполнение этих категорий профессиональных требований осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

Характер деятельности конкретного  менеджера на ИП определяется составом делегированных ему полномочий в  принятии управленческих решений. Состав этих полномочий устанавливается в  соответствии с принятой на ИП системой разделения труда и специализации  управленческих кадров Принципиально  в структуре любого ИП можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано  со специализацией менеджеров преимущественно  по функциональному признаку, т. е  закреплению за ним одной или  несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает  создание на предприятии специальных  служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера  осуществляемых инноваций, масштабов  инновационной деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в  организационной структуре ИП, составе  уровней менеджмента. На ИП можно  выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий  принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастают по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. Высший менеджмент включает одну или несколько персон, состав которых в значительной степени зависит от организационно-правовой формы ИП. К высшему менеджменту относятся руководитель ИП, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, сбыту и т. п.). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений и административных органов ИП и включает до 60 % всей численности менеджмента на ИП. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

Характер основных решений  менеджера зависит от разновидности  инновационной сферы его деятельности, а также от предметной области  функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Состав предметных функций  менеджера в инновационной сфере  существенно изменяется в зависимости  от его иерархического уровня в организации.

Чем выше иерархический уровень  менеджера, тем в большей степени  в его Деятельности присутствуют функции целеполагания, стратегического планирования и системной организации инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Задачи и функции  инновационного менеджмента

2.1. Цели и задачи инновационного  менеджмента

Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении  долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации  инновационных процессов и обеспечения  высокой конкурентоспособности  инновационной продукции. Критериями эффективности организации инновационных  процессов в фирме в современных  условиях выступают экономические  параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной  продукции. Прибыльность, доходность ИП выступают при этом не как цель, а как важнейшее условие и  результат осуществления инновационной  деятельности. Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное  функционирование всех внешних и  внутренних элементов ИП. Такое состояние  инновационной системы принято  называть гармонией. Именно гармонизация, т. е. достижение гармонии в развитии ИП, составляет основную целевую задачу инновационного менеджмента.

Информация о работе Методы в экономике