Методы прогнозирования экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященной исследованию рыночного хозяйства. Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни. Добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще нежелателен. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Методические основы социально-экономического прогнозирования……
1.1 Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Планирование и рыночная экономика………….
1.2 Основные понятия и определения…………………………………………
1.3 Задачи, функции и принципы прогнозирования………………………….
1.4 Классификация прогнозов и объектов прогнозирования…………………
2. Прогнозирование темпов, качества экономического роста, макроэкономических показателей ………………………………………………………………………
2.1 Экономический рост как объект прогнозирования …………………….
2.2 Макроэкономические цели, макроэкономические показатели и…………. макроэкономические счета как объекты прогнозирования……………………
2.3 Методы прогнозирования макроэкономических показателей и экоомического роста…………………………………………………………………………………..
2.4 Организация государственное прогнозирование социально-эконмического развития Российской Федерации…………………………………………………….
2.5 Прогнозные оценки показателей экономического роста Российскй Федерации
Заключение……………………………………………………………………………..
Глоссарий……………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

мой курсач по шаблону.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      , 

     где – объем реального ВВП в прогнозируемом периоде; 
- объем ВВП в базисном периоде; - темпы изменения объема ВВП в прогнозируемом период по сравнению с базисным.

     На  втором этапе определяется номинальный  ВВП по формуле:

      .

      (дефлятор ВВП) рассчитывается  исходя из структуры использования  ВВП (удельных весов конечного  потребления, накопления, экспорта  и импорта) и  (потребительских, оптовых (отпускных) цен, цен экспорт и импорта).

     Прогноз дефлятора ВВП можно осуществлять следующим образом: 

      , 

     где - прогнозируемый индекс цен; - прогнозируемое количество продукции i в период t+1; - цены продукции i соответственно в t+1 и t годах.

     Сущность  производственного, распределительного методов и метода конечного использования ВВП сводится к следующему.

     Производственный  метод. ВВП определяется как сумма добавленной стоимости путем вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления.

     Валовой выпуск представляет собой стоимость  произведенных товаров и услуг. В его состав включается производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозка грузов, стоимость строительно-монтажных работ, производство других отраслей. В объем услуг включаются услуги оптовой торговли, материально-технического снабжения и заготовок, услуги связи, здравоохранения, культуры, науки, общественных организаций, органов государственного управления, обороны, услуги финансовых учреждений (банков, страховых компаний), пенсионное обеспечение, услуги различных организаций по обслуживанию предприятий и организаций, т.е. в валовой выпуск включается вся сумма произведенной продукции и услуг в стране.

     В состав промежуточного потребления  входят: используемая в производственном процессе продукция и материальные услуги (покупные и собственного производства); оплата нематериальных услуг; дополнительные расходы (командировочные расходы, спецодежда, спецпитание и т.д.); покупка продуктов питания и напитков гостиницами, ресторанами, кафе, медицинскими и учебными заведениями; расходы на текущий ремонт; питание и обслуживание военнослужащих; расходы на покупку военной техники. В состав промежуточного потребления включается оплата услуг финансовых посредников.

     Распределительный метод. ВВП исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений и населения, занятых производством материальных благ и оказанием услуг: сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию и др.) и амортизационные отчисления основных производственных и непроизводственных фондов.

     Метод конечного использования ВВП. На прогнозируемый период ВВП рассчитывается по элементам использования: конечное потребление, валовое накопление и экспортно-импортное сальдо (разница между экспортом и импортом). Расчеты базируются на основополагающем уравнении Кейнса: 

     Y = C + G + I + (Е – М ). 

     Конечное  потребление (C + G ) представляет собой сумму расходов на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают: покупка товаров в государственном и кооперативном секторах, на колхозном рынке, у частных лиц и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью; покупка рыночных потребительских услуг; квартирную плату и оплату коммунальных услуг; оплату бытовых услуг; покупку путевок в санаторий, дома отдыха, пансионаты: платежи за услуги платных медицинских учреждений, расходы на приобретение билетов в кино, театры, зоопарки; оплату услуг транспорта и связи; оплату финансовых и юридических услуг; плату за обучение на курсах, занятия в кружках; торговую наценку на товары, приобретенные через комиссионные магазины; стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления.

     Расходы на конечное потребление государственных  учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включают стоимость индивидуальных услуг, оказанных бесплатно этими учреждениями частным лицам (охрана здоровья, социальное обеспечение, физкультура и спорт, просвещение, культура и искусство) и обществу в целом (наука, управление, оборона).

     Валовое накопление (I) включает накопление основного капитала и изменение запасов материальных оборотных средств. Валовое накопление основного капитала представляет собой увеличение средств, вложенных хозяйственной единицей в продукцию и объекты длительного пользования со сроком службы более одного года, включая стоимость относящихся к ним услуг (основные фонды, затраты на геологоразведочные и буровые работы, капитальные работы по улучшению земель, незавершенное производство, капитальный ремонт). Запасы материальных средств охватывают все товары, которые имеются в данное время у хозяйственных единиц, не включенные в валовое накопление основных фондов: запасы промышленных продуктов (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, готовая продукция); запасы сельскохозяйственной продукции из собранного урожая; скот на откорме; запасы государственных материальных резервов. 
 
 

2.4 Организация государственного  прогнозирование  социально-экономического  развития Российской  Федерации 

     Непременным условием эффективного регулирования  и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти. Рис.3 смотреть в приложении В.

     Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов. Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию. В систему рабочих органов Правительства входят:

     Министерства  РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда  и социального развития и др.;

     Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.

     Технология  разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

     1. Основанием для разработки прогноза  служит Постановление Правительства  РФ «О разработке прогноза СЭР страны на _____ год», которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.

     2. Министерство экономического развития  и торговли разрабатывает прогнозы  основных индикаторов социально-экономического  положения страны на предстоящий  год, в частности:

     объем и динамика ВВП;

     прогноз инфляции;

     объем производства и реализации товаров, работ и услуг;

     объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;

     расчеты фонда оплаты труда;

     объемы  прибыли (доходов),

     показатели  экспорта и импорта;

     прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ;

     основные  характеристики финансового баланса  страны.

     Данные  показатели разрабатываются как  правило в двух вариантах, которые  в комплекте с методическими  материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.

     3. Министерства ведомства и регионы  с учетом исходных показателей,  предложенных Министерством экономического  развития, разрабатывают подробные  собственные прогнозы и направляют  их на рассмотрение в Министерство экономического развития в конце мая - начале июня.

     4. Министерство экономического развития  обобщает полученную информацию, уточняет, балансирует прогнозные  параметры и формирует прогноз  социально-экономического развития  страны. Прогноз направляется в Правительство на рассмотрение и уточнение. После одобрения Правительства прогноз становится основой для разработки проекта федерального бюджета. Этот этап завершается в июне.

     5. Начиная работу параллельно с  Министерством экономического развития  на основе предложенных на первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

     6. В ноябре предпрогнозного года  Министерство экономического развития  проводит уточнение параметров  прогноза, учитывая итоги утвержденного  бюджета и информацию о текущей  экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического развития направляет итоговый документ в Правительство. 
 

2.5 Прогнозные оценки  показателей экономического  роста РФ 

     В 90-е годы в нашей стране и за рубежом неоднократно предпринимались  попытки разработки прогнозов социально-экономического развития РФ, большинство из которых очень быстро устаревало вследствие продолжавшегося экономического кризиса. Так, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны до 2005 года, утвержденном Правительством РФ в 1996 году, предполагалось, что в соответствии с оптимистическим вариантом прогноза в 1998-2005 годах будет обеспечен рост ВВП в пределах 4.5-5 % в год. К 2005 году предполагалось достигнуть уровня ВВП 1992 года, по пессимистическому варианту предполагалось, что среднегодовая динамика ВВП в 1998-2005 годах составит 3.5 – 4 %. При этом имелось ввиду, что по первому варианту в экономику РФ за 10 лет будет привлечено 112.5 млрд.долларов в основном иностранных инвестиций; по второму варианту предполагалось использовать в основном внутренние источники инвестиций. Однако, как показала практика, указанный прогноз оказался не вполне реальным из-за продолжавшегося кризиса.

     В большей степени заслуживает  внимания прогноз социально-экономического развития РФ, разработанный в начале 90-х годов коллективом работников института научного прогнозирования РАН. Согласно этому прогнозу депрессия в Российской экономике продлится до конца 20 века. После 2000 года начнется экономическое оживление, 2001-2005 годах среднегодовые темпы роста ВВП составят 3.4 %. В 2006-2010 годах они могут составить 5.7-6 %. После 2010 года экономика РФ перейдет к стационарному режиму развития с темпом роста 5.5-6 %. По оптимистическому варианту этого прогноза выйти на уровень потребления 1990 года удастся не ранее 2007 года, а по реалистическому не ранее 2012 года.

     В полной мере преимущества экономики  рыночного типа могут проявиться в России через 45-50 лет после начала реформ. В соответствии с результатами исследований, проведенных учеными института экономики РАН совместно с работниками ММВБ под руководством академика Л.И. Абалкина и опубликованных в монографии “Россия – 2015: оптимистический прогноз”, среднегодовые темпы роста ВВП в 1999-2000 годах составят 4-6 %, 2001-2008 годах – 6-8 %, 2009-2015 годах – 3.5 %. Согласно предложенной стратегии развития в ближайшие два года деятельность государства должна быть направлена не только на остановку спада производства, на реформирование банковской системы страны и укрепление рубля, но и на создание предпосылок для последующего подъема.

     На  втором этапе в 2001-2008 годах экономический  рост прогнозируется в первую очередь  в отраслях потребительского сектора. Прирост реальных доходов населения  может составить 5-7 % в год, инвестиций в основной капитал 8-12 % в год, возрастут показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор.

     На  третьем этапе 2009-2015 годах процесс  модернизации экономики России будет  предполагать улучшение конкурентоспособности в отраслях конечной продукции, произойдет укрепление рубля, вновь начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 году будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Однако, к 2015 году процесс построения информационно-индустриального общества будет еще далек от завершения, а по социальным параметрам Россия лишь приблизится к индустриально-развитым странам. Задачу построения полномасштабного информационно-индустриального общества можно будет решить лишь к середине следующего столетия. 

Информация о работе Методы прогнозирования экономического роста