Методы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:
Выявить какие задачи, функции государства в рыночной экономике существуют?
Рассмотреть методы государственного регулирования экономики существуют.
Показать российскую модель регулирования современной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теории государственного регулирования экономики 5
1.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике 7
1.2 Объекты государственного регулирования 9
Глава 2. Методы государственного регулирования 13
2.1 Государственное предпринимательство 13
2.2 Социальное регулирование 15
2.3 Бюджетно-налоговое регулирование 17
2.4 Денежно-кредитное регулирование 19
2.5 Государственное регулирование экономики в России 21
2.5.1 Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику РФ 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Государство в рыночной экономике1.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

      Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

      1) Политика, направленная на сокращение  бюджетного дефицита, ограничение  кредитной экспансии, сдерживание  денежной эмиссии. В соответствие  с монетаристскими рецептами  применяется таргетирование - регулирование  темпа прироста денежной массы  в определенных пределах - в соответствии с темпом роста валового национального продукта

      2) Политика регулирования цен и  доходов, имеющая целью увязать  рост заработков с ростом цен.  Одним из средств служит индексация  доходов, определяемая уровнем  прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

 

      

      2.5 Государственное регулирование экономики в России 

      Министерство  торговли США приняло решение  о предоставлении России статуса  страны с рыночной экономикой.

      РИА «Новости».

      "В  России рыночная экономика развивается  своим путем, и государственное  вмешательство в этот процесс необходимо".  

      Спикер  Госдумы Б.Грызлов. 

      2.5.1 Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику РФ 

      В  российской экономике расходование государственных средств происходит по таким основным направлениям, как:

  • оказание социальной помощи тем членам общества, которые не могут самостоятельно себя обеспечить (пенсии, пособия, выплачиваемые инвалидам, малообеспеченным матерям и др.);
  • обеспечение обязательного страхования на случай болезни, безработицы (оплата больничных листов, пособия по безработице и т.д.);
  • производство и приобретение товаров и услуг, ответственность за удовлетворение спроса на которые берет на себя государство (оборонные закупки, федеральные резервы, медикаменты и т.п.).

      В настоящее время в России более  половины государственных средств расходуется на обслуживание государственного долга, национальную оборону и финансовую помощь субъектам федерации.

 

     

 

    Денежно-кредитная  политика 

       Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный  банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год предусматривалось снижение инфляции до 6-4% в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг.

     В качестве промежуточной цели денежно-кредитной  политики на 2000 год был определен  прирост денежной массы М2, который должен был составить 21-25% за год.  

     Контроль  за денежным предложением остается важнейшим  механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса. В 2007 году Банк России продолжает осуществление политики плавающего валютного курса, которая в большей степени соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой. Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке является сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга, который в настоящее время составляет около 90% ВВП.

     Уровень золотовалютных резервов и показатели, характеризующие состояние внешней торговли (например, такие, как динамика экспорта и импорта, уровень мировых цен на основные российские экспортные товары, общее изменение условий торговли) - важнейшие индикаторы, определяющие адекватность денежно-кредитной политики поставленным целям и задачам.

- Вопрос независимости  центральных банков.

     Этот  вопрос очень важен, так как разная степень независимости центральных  банков означает их различные возможности  и методы проведения денежно-кредитной политики.

     В мировой практике среди множества  объективных факторов оценки независимости центральных банков принято выделять следующие:

  1. Доля собственности государства в капитале центрального банка.
  2. Процедура назначения или выбора руководства банка;
  3. Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
  4. Право государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
  5. Наличие законодательного ограничения кредитования правительства.
 

     Рассмотрим  эти критерии на примере Банка  России.

     По  существующему законодательству, уставный капитал Банка России является федеральной собственностью. Но, исходя из зарубежного опыта, следует отметить, что состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики не оказывает существенного влияния на его независимость.

     В России, как, например, в Австрии, Великобритании, Дании, США, Германии, руководство банка выбирается или назначается из предложенных кандидатур. В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано раньше установленного срока. ЦБР же более зависим от государства.

     В Конституции РФ закреплены основополагающие идеи организации и деятельности Центробанка, а в Федеральном законе – его задачи и функции. Однако в ряде стран, например, в США и Швеции формулировка задач центрального банка в законодательстве дана лишь в общих чертах, а в Англии – вообще не зафиксированы. Эти задачи базируются также в на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.

     Неоправданно  высока независимость ЦБР по фактору  права государственных органов вмешиваться в проводимую им денежно-кредитную политику. По существующему Федеральному закону «О Центральном банке» ЦБР обязан всего лишь предоставить в Государственную Думу проект «Основных направлений денежно-кредитной политики», предварительно представив его Президенту и правительству РФ. А Госдума ограничивается его рассмотрением. По степени независимости Банк России уступает только центральным банкам Германии и Швейцарии, в законодательстве которых отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка, а также Австрии и Дании, где это право не предусмотрено. Россия находится примерно на одном уровне с Нидерландами и Швецией, но нельзя забывать, что эти страны имеют давно сформировавшиеся и стабильно функционирующие банковские системы.

     По  последнему критерию – наличию законодательного ограничения кредитования правительства  Банк России обладает меньшей степенью независимости, чем банки Австрии, Нидерландов и Германии, так как  объем кредитования правительства утверждается парламентом страны.

     Статус  банка не так важен, как законодательное  определение его полномочий и  прописанный механизм контроля за его  деятельностью. Обязательная строгая  подотчетность должна сочетаться с  наделением центробанка достаточными полномочиями для выполнения его функций.

 

    Бюджетно-налоговая  политика 

      В налогово-бюджетной  политике также уже определены основные направления. Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды, формирующиеся за счет  обязательных отчислений предприятий, кроме пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и Фонда занятости. Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства. В 1995 году доходы государственного бюджета составили 134,3 трлн. руб. (это 14,5% ВВП), расходы составили 206,3 трлн. руб. (22,3% ВВП), а дефицит составил 72 трлн. руб. (7,8% ВВП). В экономическую программу правительства на 1996 год заложено снижение уровня бюджетного дефицита до 4% ВВП.

      Для обеспечения достижения улучшения  показателей в налогово-бюджетной  сфере федеральное правительство  осуществляет меры по увеличению доходов  федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита. С этой целью  правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита. Также предпринимаются усилия по повышению собираемости налогов. Проводится политика уменьшения количества категорий, подвергаемых льготному налогообложению.

      Наращиваются усилия по расширению неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем, чтобы профинансировать таким образом значительную часть общей суммы дефицита бюджета (например, в 1995 году ЦБР разместил внутри страны ценных бумаг на сумму 42,5 трлн. руб., а всего эмиссия государственных обязательств составила 99,8 трлн. руб.). Здесь приоритет отдается таким направлениям, как развитие региональных рынков государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок, привлечение дополнительных сбережений населения, выпуск государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций .

      Осуществляется  переход к исполнению федерального бюджета через Казначейство. Производится перевод исполнения бюджета и отчетности на новую систему классификации, в целом соответствующую методологии Статистики государственных финансов (GSF) Международного валютного фонда (МВФ).

      Планируются и проводятся также и другие меры, имеющие своей целью установление сбалансированности экономики средствами государственной экономической политики. Здесь можно выделить следующие меры: выпуск правил государственных закупок и заявок на участие в них на конкурентной основе, создание нового налогового кодекса РФ, изменяющего акценты при налогообложении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы 

1. Андрианов  В. Государственное управление: мировой  опыт и российские реалии // Общество и экономика. – 2005. - № 11-12. – C. 117 -129.

2. Абрамов  В.Л. Мировая экономика: уч.пос.- М: «Дашков и К.», 2005.

3. Блауг  М. Экономическая мысль в ретроспективе.  Пер. с англ., 4-е изд.– М.:”Дело Лтд”, 1996. – 720 с.

4. Булатов  А.С. Мировая экономика: уч. –  М: Экономистъ, 2007.

5. Курс  экономической теории: Учебник –  5-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А.–Киров: «АСА», 2004. – 832 с.

6. Лившиц  В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. – 1995. - №11. – C. 14-19.

7. Мамедов  О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие /  Под ред. д.э.н. Мамедова О. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004 – 544 с.

8. Методические  рекомендации к выполнению курсовой  работы по экономической теории / Сост. С.В.Бык. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2004. – 20 с.

9. Талапина  Э. Вопросы правового регулирования  экономической функции государства // Государство и право. – 2001. - № 11.  – C. 73-79.

10. Экономические  теории и школы (история и  современность): Курс лекций /  Бартенев  С.А. – М.: Издательство БЕК, 1998. – 352 с.

11. Экономическая  теория: Учебник – 8-е изд., перераб.  и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

12. Экономика:  методические рекомендации для  студентов неэкономических специальностей / Сост. С.В. Бык–Орск: Изд-во ОГТИ, 2005.–75 с.

13. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2004 – 714 с.

Информация о работе Методы государственного регулирования