Методы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:
Выявить какие задачи, функции государства в рыночной экономике существуют?
Рассмотреть методы государственного регулирования экономики существуют.
Показать российскую модель регулирования современной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теории государственного регулирования экономики 5
1.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике 7
1.2 Объекты государственного регулирования 9
Глава 2. Методы государственного регулирования 13
2.1 Государственное предпринимательство 13
2.2 Социальное регулирование 15
2.3 Бюджетно-налоговое регулирование 17
2.4 Денежно-кредитное регулирование 19
2.5 Государственное регулирование экономики в России 21
2.5.1 Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику РФ 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Государство в рыночной экономике1.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

      Глава 2. Методы государственного регулирования 

     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования,  едва ли, встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том, что правильно для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно.

      Можно сказать, что государство решает проблемы рыночной экономики по четырем  направлениям своей деятельности, и  в некоторых приведем, в качестве примера, беря наиболее актуальную, конкретную государственную задачу и посмотрим, как регулирует государство с точки зрения теории; 

      2.1 Государственное предпринимательство

    1. государство выступает как предприниматель в рыночной экономике на основе государственной собственности и проведения определенной политики в этой области.

      Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных  фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие  от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель   государственного   предпринимательства состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономических задач,  таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспроизводства.  Это, прежде всего, отрасли экономической инфраструктуры (энергетика,  транспорт,  связь).

      Здесь же можно отметить, что государство  вне того, что сам участвует  как предприниматель, создает оптимальные  условия для конкуренции частных  лиц, защищая их от монопольных организаций. 

      Монопольное регулирование

      Для предотвращения последствий, связанных  с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д.

      Защита  конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

      Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

      Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль над ценами и контроль над слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. 
 
 
 

      2.2 Социальное регулирование

    1. государство проводит социальную политику для решения основных социально-экономических проблем общества.

      Социальная  политика государства в рыночной экономике призвана гарантировать  населению минимальный доход, защищать от болезней, инвалидности, безработицы, обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг (прежде всего для тех, кто не может сделать это самостоятельно).

      Социальная  политика включает в себя:

  • систему социального страхования, которая распространяется на тех, кто имел работу и потерял доход из-за болезни, безработицы или старости. Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства;
  • общественные вспомоществование, направленное на поддержание доходов беднейших слоев населения независимо от их вклада в экономику;
  • систему социальных услуг – в сфере здравоохранения, образования, переподготовки и занятости.
 

      Регулирование безработицы

      В силу важности этой проблемы государство  принимает особые меры для регулирования  рынка труда.

      Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее наема, в том числе величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

    Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

      Особое  место в системе регулирования  рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействию найму),являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Она представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока.

      Главная проблема социальной политики – создание равных условий и возможностей использования достижений этой политики для всех слоев населения.

      Но  необходимо понимать, что экономическую  базу социальной политики государства  составляет перераспределение доходов  населения через государственный бюджет, которое государство осуществляет через проведение бюджетно-налоговой политики; 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Бюджетно-налоговое регулирование

    1. государство несет расходы на осуществление своей деятельности и проводит для этого бюджетно-налоговую политику.

      Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

      Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

      Фискальная  политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов. 

      В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.

      В целях снижения темпов инфляции реализуют  сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.4 Денежно-кредитное регулирование

    1. государство воздействует на состояние денежного рынка и инвестиционной активности в стране путем проведения денежно-кредитной политики;  

      Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере, с целью регулирования экономики. Центральный банк играет здесь ключевую роль, занимая монопольное положение не только в сфере банкнот, но и в сфере проведения монетарной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.

      Другими словами, используя основные общие  инструменты денежно-кредитной политики, такие как: операции на открытом рынке; изменение учетной ставки; изменение нормы обязательных резервов, суть которых сводится к увеличению банковских резервов, что в свою очередь приводит к расширению возможности создания банками кредитных денег, государство контролирует банковский сектор, оставляя за собой главенствующую роль. Это позволяет выполнять государству такие задачи, как антиинфляционное регулирование и стимулирование предпринимательской деятельности. 

      Инфляционное  регулирование 

                "Это  было во время  инфляции. В месяц  я получал 200 биллионов  марок.

                Деньги  выдавали по два раза в день и тут  же устраивали на пол  часа перерыв – чтобы успеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявят новый курс доллара, после чего деньги обесценивались наполовину".

                  Эрих  М. Ремарк "Три  товарища" 
             
             

      Управление  инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

      Управление  инфляцией предполагает использование  комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен  со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.

Информация о работе Методы государственного регулирования