Методы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:
Выявить какие задачи, функции государства в рыночной экономике существуют?
Рассмотреть методы государственного регулирования экономики существуют.
Показать российскую модель регулирования современной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теории государственного регулирования экономики 5
1.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике 7
1.2 Объекты государственного регулирования 9
Глава 2. Методы государственного регулирования 13
2.1 Государственное предпринимательство 13
2.2 Социальное регулирование 15
2.3 Бюджетно-налоговое регулирование 17
2.4 Денежно-кредитное регулирование 19
2.5 Государственное регулирование экономики в России 21
2.5.1 Бюджетно-финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику РФ 21
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Государство в рыночной экономике1.doc

— 169.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 

 

      

Введение 

      В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы  важная роль принадлежит государству, вопрос лишь в степени вмешательства. По мнению М.Портера, ведущая к успеху политика правительства – это политика, создающая среду, в которой компании могут достигать конкурентных преимуществ, а не та, при которой правительство непосредственно вовлекается в сам процесс, за исключением случаев, когда страна находится на раннем этапе развития. Роль правительства скорее косвенная, чем прямая. 

      Прежде  всего, рассмотрим, что собой представляет рыночная  экономика.

      Рыночная  экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе  выбора и конкуренции, опирающаяся на личные интересы и ограниченную роль правительства. Потребитель сам решает, за что он готов заплатить деньги, а производитель будет стремиться удовлетворять это желание. То есть, в идеале – это рынок покупателя: спрос должен «командовать предложение», тем самым, достигая равновесия.

      Как говорят великие философы и мудрецы, что нет ничего на свете идеального. Очевидно, рыночный механизм тоже несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки. А рассмотрим мы недостатки, которые должны регулироваться государством. Необходимость общественного сектора в экономике диктуется тем, что существует определенная часть экономического пространства, где рынок срабатывает лишь частично или не срабатывает вовсе. Таким образом, можно считать, что «провалы рынка» состоят главным образом в том, что он не может создавать общественные блага, т. е учитывать коллективные потребности, бороться с внешними эффектами, обеспечивать людей надлежащей информацией, решать социальные проблемы.

      Если  еще добавить  негативные качества, то можно заметить еще больше, ну, например, такие явления, как монополизация; безработица; фиаско рынка и мн. др. Поэтому современная рыночная система не работает без вмешательства государства.  Какие существуют функции и методы регулирования рыночной экономикой у государства?

      Целью данной работы является рассмотрение методов, путей  и форм государственного регулирования экономики, а так  же роль государства в современной экономике России. 

      Для достижения поставленной цели ставим следующие задачи:

  • Выявить какие задачи, функции государства в рыночной экономике существуют?
  • Рассмотреть методы государственного регулирования экономики существуют.
  • Показать российскую модель регулирования современной экономики.
 

     В курсовой работе подробно освещаются функции и методы регулирования экономикой. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования, а также государственное регулирование экономикой в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Теории государственного регулирования экономики 

    Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

    С развитием рыночных отношений, набравший силу класс предпринимателей, начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем  “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

    Согласно  А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

    При этом последователи А. Смита, которых относят к, так называемой, классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

    К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся  внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой  для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

    Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

    Кроме того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

    Важный  этап в теоретическом осознании  роли государства в рыночной экономике  был связан с именем выдающегося  английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской  революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. 
 
 

1.1 Задачи и функции государства в рыночной экономике 

     В хозяйственной практике большинства  государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя, порой, лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

  • Создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм;
  • правильная организация денежного обращения;
  • удовлетворение части коллективных потребностей;
  • компенсация или недопущение таких негативных последствий рынка, как инфляция, безработица, монополизация и т.д.;
  • финансирование и поддержка фундаментальной науки;
  • поддержка отраслей, связанных с повышенным риском и неопределенностью, например, обеспечивающих прорывы в НТП, крупных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости и т.д.;
  • регулирование рынка труда для воспроизводства высококвалифицированной рабочей силы;
  • проведение внешнеэкономической политики, регулирование платежного баланса и валютных курсов.

    Экономические функции современного государства  довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.  

     Суммируя  вышеназванные задачи, можно выделить следующие экономические функции  государства: 

      а) создание правовой основы  для  принятия  экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность,  определяет  права  и обязанности граждан;

      б) стабилизация экономики.  Правительство  использует бюджетно-налоговую  и  кредитно-денежную политику для преодоления спада производства,  для сглаживания инфляции, снижения безработицы,  поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

      в) социально-ориентированное    распределение   ресурсов.   Государство организует производство товаров и  услуг,  которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы на оборону,  на науку,  формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

      г) обеспечение  социальной  защиты и социальной гарантии.     Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе. 
 
 
 
 
 
 

1.2 Объекты государственного регулирования 

      Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют.

      На  большинстве уровней управления можно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования. Такое деление в рыночной экономике, как правило, имеет финансовое выражение. Также нельзя забывать и административный характер ряда мер (запрет, ограничение и т.п.), без которых в переходный период невозможно обойтись.

      Первый  блок – макроэкономические объекты  ГРЭ:

  • экономический рост национального хозяйства;
  • структура национального хозяйства (прежде всего секторальная или отраслевая);
  • региональная политика;
  • инвестиционный климат;
  • цены и ценообразование;
  • антиинфляционная политика;
  • научно-техническая и инновационная политика;
  • государственный сектор;
  • предпринимательство;
  • антимонопольная политика;
  • теневая экономика.

      Второй  блок включает денежно-финансовые объекты:

  • денежно-финансовое обращение;
  • условия сохранения и накопления капитала;
  • налоги и налогообложение;
  • государственный внешний и внутренний долг;
  • платежно-торговый баланс страны;
  • экспортно-импортные операции.

      Третий  блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:

  • занятость, безработица, миграционные процессы;
  • социальная защита и социальное обеспечение;
  • образование, в том числе для государственной службы;
  • здравоохранение;
  • охрана окружающей среды.

      Остановимся на особенностях некоторых объектов ГРЭ.

      Региональная  политика – часть политики государства, направленная на организацию и упорядочение национальной территории в соответствии с целями и задачами развития страны. 

Информация о работе Методы государственного регулирования