Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 12:25, аттестационная работа
Цель данной работы – проанализировать виды стратегий в современном стратегическом менеджменте. На основании цели в работе поставлена задача изучить типы менеджерских стратегий, а также этапы их разработки.
Введение. 3
1. Методология стратегического планирования.
1.1 Основные характеристики стратегических решений. 5
1.2 Определение миссии организации и постановка целей ее развития. 8
2. Анализ внешней и внутренней среды организации.
2.1 Анализ внешней среды организации. 12
2.2 Анализ внутренней среды организации. 18
3. Классификация стратегий развития организации и их оценка.
3.1 Стратегии внутреннего роста. 24
3.2 Стратегии внешнего роста. 27
3.3 Оценка стратегий организации. 34
Заключение. 40
Список использованных источников. 42
Содержание
Введение. 3
1. Методология стратегического планирования.
1.1 Основные характеристики стратегических решений. 5
1.2 Определение миссии организации и постановка целей ее развития. 8
2. Анализ внешней и внутренней среды организации.
2.1 Анализ внешней среды организации. 12
2.2 Анализ внутренней среды организации. 18
3. Классификация стратегий развития организации и их оценка.
3.1 Стратегии внутреннего роста. 24
3.2 Стратегии внешнего роста. 27
3.3 Оценка стратегий организации. 34
Заключение. 40
Список использованных источников. 42
Введение
Стратегический менеджмент
сегодня составляет основу предпринимательской
деятельности, являясь одновременно и все более широко распространяющимся
образом хозяйственного мышления, и целостной
системой мероприятий. Это во многом определяет
актуальность применения основных принципов
менеджмента в современной экономической
формации, которая до настоящего времени
находится в переходном состоянии. Экономическая
либерализация в России в сочетании с
экономическим ростом способствовали
постепенному превращению государственно-
Опыт стратегического менеджмента при осуществлении отечественными предприятиями хозяйственной деятельности весьма ограничен. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип менеджмента.
В течение последних 20 лет в области стратегического менеджмента произошло значительное количество важных событий и сдвигов, как в плане теории, так и методов. От года в год число и профессиональный уровень исследований в данной области продолжает расти.
Первые наработки и постановка насущных вопросов в этой области были посвящены деловой политике и общему управлению. Основной акцент в плане исследований и обсуждений делался на изучение единичных примеров (фирма и отрасль). Как правило, круг экспертов работающих с данной тематикой, формировали специалисты, ранее занимавшиеся другими дисциплинами в сфере экономики и бизнеса, а также бывшие руководители компаний государственного и частного секторов экономики.
Знаменательной вехой в эволюции исследований данной области стал выход в свет серии диссертаций Гарвардской Школы Экономики, сосредоточивших свое внимание на корпоративной стратегии и устойчивой, успешной работе компаний. В качестве одного из примеров можно привести работу Ричарда Румельта (Richard Rumelt) в 1974 году. Очередной этап становления стратегического менеджмента приходится на выход в свет в 1979 году культовой книги Дэна Шендэля (Dan Schendel) и Чака Хофера (Chuck Hofer), после которой произошла окончательная смена термина «деловая политика» на «стратегическое управление». И наконец, в 1980 году, теперь уже ставшая классической книга Майкла Портера «Competitive Strategy», завершила начальные преобразования в области стратегического менеджмента. Основополагающие стратегии, изложенные в данной работе, сохранили свою актуальность по сей день.
Исследования в области стратегического менеджмента совершенствуются, как в теоретическом, так и в практическом планах. Используемые методы и инструменты становятся более сложными и важными в плане накопления и развития базы знаний о том, как со стратегической точки зрения управлять компанией. Но, несмотря на это, тема стратегического менеджмента продолжает сохранять свою актуальность.
Цель данной работы – проанализировать виды стратегий в современном стратегическом менеджменте. На основании цели в работе поставлена задача изучить типы менеджерских стратегий, а также этапы их разработки.
1. Методология стратегического планирования
1.1 Основные характеристики стратегических решений
Принятие решений при управлении организацией характеризуется как процесс определения и решения проблем. В большинстве источников выделяется две ключевых стадии в процессе принятия решений в организации:
1. Определение проблемы.
Здесь отслеживается
2. Решение проблемы. Здесь
рассматриваются
Можно провести разграничение между запрограммированными и незапрограммированными решениями. Запрограммированные решения характеризуются следующим:
В организации имеется очень много действий, которые определяются запрограммированными решениями.
Незапрограммированные
решения имеют следующие
Незапрограммированные решения играют большую роль при разработке и реализации стратегии.
Рассмотрим основные характеристики стратегических решений. Таковых можно выделить девять[1]:
1) отражающие точку
зрения руководства, на что
должна быть похожа
2) призванные оказать содействие
организации в обеспечении
3) принимающие также во внимание
собственные ресурсы
4) включающие представление о большом изменении в системе работы организации;
5) чрезвычайно сложные,
6) требующие всестороннего
7) имеющие дальний прицел; они
подразумевают длительные
8) причастные к оценкам и
9) серьезно воздействующие на
ресурсы и оперативную
Стратегический менеджмент
организации тесно связан со стратегическим
маркетингом. Взаимосвязь и
Общая стратегия компании и ее маркетинговая стратегия во многом совпадают. Маркетинг заботится о нуждах потребителя и о способности компании удовлетворить их; эти же факторы определяются миссией и задачами компании. В стратегическом планировании компании используются многие понятия маркетинга – доля рынка, развитие рынка, рост; порой бывает сложно отделить стратегическое планирование от маркетингового. На практике некоторые компании называют свое стратегическое планирование «стратегическим маркетинговым планированием».
Маркетинг играет ключевую роль в нескольких областях стратегического планирования компании. Во-первых, он обеспечивает руководящие методологические принципы – маркетинговую концепцию, которая предполагает ориентацию стратегии компании на нужды важнейших групп потребителей. Во-вторых, маркетинг предоставляет исходные данные для разработчиков стратегического плана, помогая выявить привлекательные возможности рынка и позволяя оценить потенциал фирмы. Наконец, в рамках каждого отдельного подразделения компании маркетинг помогает разрабатывать стратегию выполнения задач[2].
Служба маркетинга должна определить лучший способ достижения стратегических целей для каждого подразделения компании.
Принятие стратегических решений не сводится просто к выдвижению, оценке и отбору вариантов. Этот процесс проходит в условиях нестабильности внешней среды, что накладывает определенные ограничения и создает трудности для планирования и повышает опасность риска.
1.2 Определение миссии
организации и постановка
Для принятия решения о целесообразности применения того или иного вида стратегии необходимо, прежде всего, определить миссию организации. Стратегическая установка, или миссия организации, в сущности, означает попытку ответить на вопрос, в чем состоит конечный смысл деятельности организации. Она обычно довольно широка по масштабу и зачастую выглядит как описание долгосрочных перспектив организации.
Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою стратегическую установку:
Какого-либо определенного и универсального набора правил для формулирования стратегической установки, подходящего для любой конкретной организации, не существует. В разных организациях ее содержание, объем, форма и уровень детализации будет отличаться. Однако для решения этой задачи существуют все-таки некоторые общие идеи и рекомендации. Представляется полезной предложенная Ф. Дэвидом нижеприведенная структура ответа на вопрос, что должно быть отражено в стратегической установке[3].
1. Покупатели. Указывается,
кто является покупателями
2. Продукция или услуги.
Описание основных видов
3. Рынки. Формулируется сфера конкуренции фирмы.
4. Технология. Сообщается о том, является ли технология предметом внимания организации.
5. Формулирование широких экономических задач фирмы.
6. Философия. Подтверждение
основных убеждений, этических
ценностей и философских
7. Самооценка. Формулирование недостатков организации и ее конкурентных преимуществ.
8. Забота об имидже. Формулирование того, как организация хотела бы выглядеть в глазах общественности.
9. Отношение к персоналу.
Заявление об отношении
Цели организации, часто называемые корпоративными целями, отличаются от стратегической установки тем, что они гораздо более конкретны по содержанию и часто приводятся в стоимостном выражении. К ним могут относиться желаемые уровни выручки или прибыли, темпы роста, размеры дивидендов или оценочная стоимость акций. Однако могут быть цели и не имеющие финансового эквивалента, например, степень удовлетворения персонала от работы. Процесс достижения таких целей контролировать труднее.
Цели традиционно
В качестве целей корпорации могут, например, выдвигаться следующие предложения[4]:
Разграничение между целями и задачами проходит по уровню, на котором они действуют в организации. Задачи имеют отношение и к отдельным подразделениям организации или ее филиалам.
Возможно также присутствие задач в целях, но на уровне подразделений, если они включены в процесс достижения целей. В этом случае задачи являются переформулировкой общих целей, в той части их достижения, которая отводится отдельным подразделениям (например, цель компании получить определенный процент прироста объема продаж может быть переформулирована как конкретные задачи производственного подразделения, отдела маркетинга, транспортного цеха, финансовой службы и т.д.).
Информация о работе Методология стратегического планирования