Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающий прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства народного хозяйства рынок труда является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.

Содержание

Введение……………………………………..…………………….…..…….2
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. рынок труда и его особенности.
1.1. Роль рынка труда…………………………………………….....………4
1.2. Структура и сущность рынка труда…………………………….……..6
1.3 Регулирование рынка труда………………………………….….….….10
2. Занятость населения.
2.1 Занятость в системе рыночных отношений…………………………..14
2.2 Занятость в переходной экономике…………………………………...18
2.3 Причины, масштабы и формы безработицы………………………….19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.
3.1. Служба занятости населения……………………………………………..22
3.2. Поддержка малого предпринимательства…………………………….…25
3.3. Обеспечение трудовой занятости молодежи……………………….……32
Заключение………………………………………….………………………..38
Список используемой литературы……………………...…………………..40

Работа содержит 1 файл

эконом теория курсовая.docx

— 70.07 Кб (Скачать)

    имели место случаи увольнения  подростков без согласования  с комиссиями по делам несовершеннолетних (г. Белоярский, Югорск, Урай, Нижневартовск);

    некоторые предприятия, учреждения  нарушали организацию режима  и условия работы, установленные  для несовершеннолетних.

Одной из эффективных форм работы по трудоустройству выпускников является "Молодежная практика". На предприятиях создаются временные ученические  рабочие места, на которые по направлениям СЗН оформляются выпускники учебных  заведений. Цель, которую преследует такая форма работы – дать молодому специалисту возможность получить практические навыки работы и быстрее  адаптироваться. В 1996 году этой программой было охвачено 309 чел., в 1997 – 163 чел., в 1998 – 264 чел. Процент трудоустройства  после прохождения "Молодежной практики" колеблется от 60 до 80. Среди 736 человек, принявших участие за 3 года в  программе "Молодежная практика": 24,2% с общим средним и незаконченным  средним образованием, 25,7% - имеющих  профессиональное начальное образование, 37,5% - со средним профессиональным, 12,6% – с высшим профессиональным образованием.   
Частично заработная плата молодому специалисту в период молодежной практики выплачивается за счет средств Фонда занятости. Не редки случаи, когда по завершению стажировки предприятие предоставляет молодому человеку постоянную работу. 
Службы занятости населения при взаимодействии с местными администрациями и работодателями создают временные рабочие места для проведения общественных работ, на которые в приоритетном порядке направляется молодежь в возрасте 16-29 лет. Однако следует отметить, что, возможно, непрестижность такого рода работ обусловила сокращение численности молодежи, принимающей в них участие: с 2135 человек в 1996 году до 618 человек в 1998 году. 
С целью повышения конкурентоспособности молодежи ей предоставляется возможность профессионального начального образования, либо переобучения или обучения второй смежной специальности за счет средств Фонда занятости. Доля молодежи, среди направленных на переобучение, с целью их последующего трудоустройства составляла в 1996 году – 65,9%, в 1997 году – 57,8%, в 1998 году – 66,1%.  
Целенаправленное и более эффективное использование средств, выделяемых Фондом занятости на профессиональную подготовку молодых людей возможно только при условии, что службы занятости будут располагать реальными данными об имеющихся и перспективных вакансиях на предприятиях округа. Согласно заявленной предприятиями потребности в определенных специалистах СЗН может оказать содействие в их квалифицированной подготовке.  
Успех в деле организации эффективной занятости подростков и молодежи во многом зависит от согласованной работы заинтересованных подразделений администраций территорий округа и служб занятости на местах.

Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий  по трудозанятости подростков. В настоящее  время на территории округа действуют  организованные при участии комитета и соответствующих территориальных  органов по делам молодежи 11 специализированных предприятий и молодежных бирж труда, которые дали временную работу в 1999 году более 13 000 молодым людям  и подросткам. 
Примером наиболее эффективных муниципальных предприятий могут служить:
  
МП "Наше время" (г. Сургут), (опорно-экспериментальный центр Госкомитета РФ по молодежной политике), которое ежегодно трудоустраивает и занимает полезным трудом более 4000 подростков, и для 800 детей и подростков организует при своих 12 клубах по месту жительства досуговую программу;  
МП "Молодежная биржа труда" (г. Нижневартовск), которая ежегодно трудоустраивает более 2500 подростков. На данном предприятии работает социальный педагог не только с детьми, но и с семьями, для налаживания нормальных отношений между подростками и родителями. Центр социальной и трудовой адаптации молодежи "Шанс" (Советский район), который имеет производство - филиалы в поселках и свои торговые точки для реализации выпускаемой им продукции.  
Мощным импульсом для развития движения молодежных трудовых отрядов стал I Окружной фестиваль МТО, проходивший 29.05.- 01.06.2000 г. в г. Сургуте и собравший 12 трудовых отрядов из 11 территорий округа.  
В настоящее время Комитетом принимаются необходимые меры нормативного и программного характера для содействия занятости молодежи. Они включают:  
- обеспечение льготного налогообложения предприятий и учреждений, основным видом деятельности которых является трудоустройство несовершеннолетней молодежи; 
- создание учебно-методических программ по вопросам трудозанятости; 
- поддержку молодых предпринимателей через программу "Бизнес-инкубатор" координацию работы Совета директоров молодежных бирж труда и молодежных предприятий.

 

  Заключение.

  Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные  законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата  должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь  нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди  вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют  в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика  дает материальное обеспечение рабочей  силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных  не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных  от труда, предоставлять им необходимую  поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее  поступать, таким образом, чем прилаживать  к делу без надобности каждого  ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным  причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов  рынка труда.

  Однако  достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое  приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица – не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы. Переход от одной экономической системы к другой - от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно - принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда - неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы. Бороться с безработицей - это все равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами личности. Безработица - результат состояния экономики и общества, в котором мы живем, она не причина социальных бедствий и конфликтов, а их результат. Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать. Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

  Рыночной  экономике соответствует рынок  труда, уже создаются правовые основы для раскрепощения человека труда  от зависимости и подчинения тоталитарным структурам. Но это только начало пути к свободе труда. Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать  их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные  гарантии только тем трудящимся, которые  по объективным причинам не могут  быть использованы на производстве, включая  оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы. 

      

 

  Список  литературы.

  1) Ананьев А.  Новые процессы  в занятости населения в условиях  перехода к рыночной экономики  // Вопросы экономики 1995 № 5.

  2) Экономическая теория: учеб. для  вузов/ под ред. А.И. Добрынина,  Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 1999

  3) Мэнкью Г. Принципы экономики.  Учебник XXI века.  СПб. 1999.

  4) Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт макроэкономического исследования. – М.: Наука, 1998.

  5) Труд и занятость России / Гос. ком. РФ по статистике – М.:1999.

  6) http://works.tarefer.ru/102/100502/index.html

  7) http://www.5ballov.ru/referats/preview/70992 

      

Информация о работе Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе