Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающий прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства народного хозяйства рынок труда является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.

Содержание

Введение……………………………………..…………………….…..…….2
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. рынок труда и его особенности.
1.1. Роль рынка труда…………………………………………….....………4
1.2. Структура и сущность рынка труда…………………………….……..6
1.3 Регулирование рынка труда………………………………….….….….10
2. Занятость населения.
2.1 Занятость в системе рыночных отношений…………………………..14
2.2 Занятость в переходной экономике…………………………………...18
2.3 Причины, масштабы и формы безработицы………………………….19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.
3.1. Служба занятости населения……………………………………………..22
3.2. Поддержка малого предпринимательства…………………………….…25
3.3. Обеспечение трудовой занятости молодежи……………………….……32
Заключение………………………………………….………………………..38
Список используемой литературы……………………...…………………..40

Работа содержит 1 файл

эконом теория курсовая.docx

— 70.07 Кб (Скачать)

       В общественных работах за  текущий период участвовало 2339 человек.

      Следует также отметить, что 01.05.2000 года была полностью погашена  задолженность по выплате пособий  по безработице.

       В связи с эффективной политикой,  проводимой Департаментом Федеральной  государственной службы занятости  населения по Ханты-Мансийскому  автономному округу, и расширением  банка вакансий почти в 2 раза, на рынке труда округа в  1999 году наблюдалась стабилизация: число безработных снизилось  на 12 тыс. человек. 
       По прогнозным оценкам, численность официально зарегистрированных безработных уже в первом квартале 2000 года сократится на 900 человек и достигнет 22,8 тыс. человек, при уровне регистрируемой безработицы 3%. К концу 2000 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшится до 20,8 тыс.человек.
 

 

3.2. Поддержка малого предпринимательства.

       Администрацией Ханты-Мансийского  автономного округа в 1995-1999 годах  заложены основы системы государственной  поддержки малого предпринимательства  в округе. Созданы Окружной фонд  поддержки предпринимательства  и развития конкуренции и его  филиалы в городах Сургут, Советский,  Лангепас, а также ряд специализированных  организаций окружной инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства;  в бюджете округа ежегодно  предусматриваются отдельной строкой  средства на развитие этого  сектора экономики, осуществлен  переход от отдельных мероприятий  к программно-целевому методу  поддержки предпринимателей. 
Постановлениями Думы Ханты-Мансийского автономного округа утверждены 4 Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе. На реализацию Программ было направлено 69,34 млн. рублей, в том числе: средств окружного бюджета –53%, средств местных бюджетов – 7%, средств Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства – 10%, привлеченных средств – 10%.

      Всего с 1995 по 1999 годы Окружным  фондом поддержки предпринимательства  и развития конкуренции на 1 рубль  бюджетных средств привлечено  дополнительно – 0,5 рубля.

  Первая окружная Программа  государственной поддержки малого  предпринимательства (1995г.) была  направлена на создание необходимых  правовых, экономических и организационных  условий для формирования окружной  инфраструктуры поддержки малых  предприятий, обеспечивающей их  ускоренный рост. Создан Окружной  фонд поддержки предпринимательства  и развития конкуренции. Определены  приоритетные направления развития  малого предпринимательства в  округе.  
Вторая окружная Программа (1996-1997 г.г.) исходит из принципа преемственности по отношению к ранее принятой программе. На реализацию Программы из различных источников направлено более 22,03 млн. рублей, в т.ч. из средств округа 11,80 млн. рублей. 
Открыты три филиала фонда и создана ОАО "Югорская лизинговая компания". Реализованы проекты по очистке воды в г.Сургуте и производству обуви в г.Лангепасе, начато деревообрабатывающее производство в городах Ханты-Мансийск и Советский, открыты парикмахерские салоны в городах Нягань и Лангепас, ряд предприятий общественного питания и мини-пекарен в городах и районах округа.   
Открыта постоянно-действующая выставка "Малый бизнес Югры". 
За два года количество малых предприятий возросло в 2 раза, доля выпуска продукции, произведенной малыми предприятиями, достигла 8,1% в валовом продукте округа, 12,5 % экономически активного населения занято в малом бизнесе.  
Третья Программа (1998-1999г.г.) была направлена на обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой части экономики округа, основного инструмента создания рабочих мест и источника формирования бюджетов всех уровней.  
Направив на реализацию Программы 47,82 млн. руб., Фонд профинансировал проекты по открытию химчисток в г. Сургуте, Ханты-Мансийске, Лангепасе, производство пива, установку водоочистного оборудования, реконструкцию гостиницы в г. Ханты-Мансийске, производство макаронных изделий и безалкогольных напитков в г. Радужном, установку линии по производству майонеза в г. Пыть-Яхе, производство кондитерских изделий в г. Лянторе, производство молочной продукции в Ханты-Мансийском районе, благоустройство городских мини-рынков в Лангепасе и Югорске, открытие нескольких предприятий общественного питания.  
  Количество малых предприятий увеличилось на 6% и в расчете на 1000 жителей составляет 6 предприятий. Число предпринимателей без образования юридического лица выросло на 10% и составило 45170 человек.

      Итоги реализации Программы государственной  поддержки малого предпринимательства  в ХМАО на 1998-1999 годы.

 Всего через Фонд и его  инфраструктуру на исполнение  Программы государственной поддержки  малого предпринимательства в  Ханты-Мансийском автономном округе  на 1998-1999 годы направлено 47,82 млн. рублей.

     Финансирование Программы из  федеральных средств предусмотрено  на условиях конкурса, где основными  направлениями на 1998-1999 годы являются  развитие новых и совершенствование  уже действующих объектов инфраструктуры.  
     Данные средства использовались для реализации следующих подпрограмм.

3.2.1.Инвестиционная и финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.

С целью обеспечения благоприятных  условий для развития мелких товаропроизводителей, повышения предпринимательской  активности профинансировано 52 бизнес-проекта  на конкурсной основе на общую сумму 16,10 млн. рублей, в т.ч. по следующим  направлениям:

сельское  хозяйство - 2 проекта на сумму 0,85 млн.рублей;

промышленность - 11 проектов на сумму 10,65 млн.рублей;

строительство - 3 проекта на сумму 1,40 млн.рублей;

лесопереработка - 1 проект на сумму 0,30 млн.рублей;

торговля - 33 проекта на сумму 1,13 млн.рублей

бытовые услуги - 1 проект на сумму 1,25 млн.рублей;

общественное  питание - 2 проекта на сумму 0,52 млн.рублей;

Окружным фондом разработана и  с 1997 года работает программа формирования системы обеспечения кредитных  ресурсов, предоставляемых субъектам  малого предпринимательства. В том  числе в рамках реализации программы "Гарантия" ОАО "Ханты-Мансийский банк" профинансировало проекты  на сумму 2,6 млн. рублей, где гарантийные  обязательства Фонда составили 1,2 млн. рублей. 
Инвестиционная поддержка малого предпринимательства позволила сохранить 385 рабочих мест и вновь создать 234 рабочих места. 
Оплачено налогов в бюджеты всех уровней в сумме 2,60 млн. рублей субъектами малого предпринимательства получивших финансовую поддержку в ОФПП и РК.

      3.2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

На финансирование проектов через  филиалы Окружного фонда поддержки  предпринимательства и развития конкуренции направлено всего 7,30 млн. руб., в том числе:

из средств  Окружного бюджета – 2,85 млн. рублей,

из средств  местных бюджетов – 3,95 млн. рублей,

средств рефинансирования – 0,50 млн. рублей.

Сургутским филиалом профинансировано на конкурсной основе 32 проекта в  сумме 2,75 млн. рублей, Лангепасским филиалом профинансировано на конкурсной основе 43 проектов в сумме 3,60 млн. рублей, Советским  филиалом профинансировано на конкурсной основе 9 проекта в сумме 0,95 млн. рублей.   
В 1997 году была создана и активно работает ОАО "Югорская лизинговая компания". Являясь основным учредителем, фонд приобрел акций компании на сумму 3,10 млн. рублей. Развитие финансового лизинга в округе позволило открыть новое производство по лесопереработке, расширить сеть общественного питания, привело к увеличению количества объектов пищевой промышленности, магазинов различного профиля, а также решить проблему чистой воды в окружном центре и увеличить объем оказываемых услуг по химической чистке одежды в г. Сургут, Ханты-Мансийск, Лангепас. 

3.2.3. Поддержка малого предпринимательства в области маркетинга, рекламы и информации.

Окружным фондом ведется работа по пополнению банка данных предпринимательских  проектов и программ. В настоящее  время банк данных содержит 241 предпринимательских бизнес – идеи.

Выполняются и заявки по экспертизе проектов для Фонда занятости  населения, Комитета по экономической  политике Администрации Ханты-Мансийского  автономного округа.   
На выставочную, рекламную и информационную деятельность израсходовано 0,38 млн. рублей. На развитие межрегионального и международного сотрудничества израсходовано 0,25 млн. рублей. С целью проведения рекламы и продвижения предпринимательских идей в обществе ежегодно выпускается календарь несущий в себе информацию о реализованных проектах.  
В феврале 1999 года Фонд принимал участие во Всероссийской выставке "Регионы России–99", проходившей в г. Москве. На выставке были представлены субъекты малого предпринимательства, получившие финансовую поддержку в Окружном фонде ПП и РК и успешно реализовавшие социально-значимые проекты.  
В апреле 1999 года Окружной фонд принял активное участие в Международной выставке-ярмарке "Ганновер-99" в рамках экономического форума, организованного МА "Сибирское соглашение". На ней была представлена информация об основных направлениях деятельности и достижениях Фонда и субъектах малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе.  
В целях расширения видов услуг и получения дополнительных доходов проводится оценка недвижимости, оборудования, автотранспортных средств специалистом, прошедшим обучение и получившим соответствующий сертификат.

     3.2.4. Содействие развитию малого предпринимательства путем создания нормативно-правовой базы.

На программу обучения предпринимателей направлено за отчетный период 34,5 тыс. рублей.  
Для повышения инвестиционной активности малого предпринимательства в округе и исполнения налоговой дисциплины субъектами малого бизнеса необходима законодательная база. В этих целях Фондом проводится работа совместно с Комитетом по экономической политике Администрации округа в следующих направлениях: 
- Принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О едином налоге на вмененный доход", во втором чтении принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О государственной поддержке лизинговой деятельности".  
- Внесено изменение в Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".  
- Принят в первом чтении проект Закона Ханты-Мансийского автономного округа "О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе", определяющий меры и приоритеты государственной поддержки предпринимательства на территории округа, с установлением суммы и строки бюджета на инвестирование программ и проектов через Фонды поддержки предпринимательства, а также предусматривающий участие малых предприятий в исполнении государственных заказов. 
В 1998 году Фондом впервые был издан ежегодник "Малый бизнес Югры", позволивший определить эффективность деятельности малого предпринимательства и его вклад в развитие экономики округа. Расходы на издание ежегодника составили 0,03 млн. рублей. 
Возвратность средств, полученных предпринимателями с начала деятельности Окружного фонда ПП и РК, на сегодняшний день составляет 92,6%.  
По состоянию на 1 июля 1999 года задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды нет. Решением Думы г. Ханты-Мансийска № 10 от 08.02.99 Окружной фонд ПП и РК освобожден от уплаты налогов в части местного бюджета. Высвобождающаяся сумма средств направляется на финансирование субъектов малого предпринимательства, располагающихся в г. Ханты-Мансийске.
 
 
 
 

 

3.3. Обеспечение трудовой занятости молодежи.

    До недавнего времени  округ, считавшийся благополучным  в вопросах занятости, сегодня  вынужден решать проблему безработицы.  Не в последнюю очередь это  касается молодежной безработицы. 
       Целенаправленность работы в этом направлении имеет определенные результаты.  
       В округе происходит увеличение потока подростков в возрасте 14-17 лет, которые претендуют на временные рабочие места в период каникул, а также в другое внеучебное время.  
      В течение 1998 года в органы службы занятости Ханты-Мансийского автономного округа обратилось 32 754 подростка 14-17 лет. Приоритетным правом трудоустройства пользовались молодые люди из малообеспеченных семей, семей, где оба родителя являются безработными.  
  За 1998 год при посредничестве и финансовой поддержке служб занятости округа трудоустроено 28 252 подростка, из них 27 607 человек – на условиях временной занятости.  
Затраты Фонда занятости Ханты-мансийского автономного округа составили 18 млн. рублей.  
     В летний период 9 975 подростков работали в округе, 1 602 человека выезжали в Санкт-Петербург, Саратовскую область, Краснодарский край. 30% из них составили подростки и дети малоимущих и из неблагополучных семей.  
Дети выполняли работы, не требующие высокой квалификации:

сельхозработы (сбор урожая, прополка);

благоустройство города, поселка;

социальная  помощь (работа в поликлинике, больницах, помощь престарелым);

услуги  населению (прачечные, пункты проката, парикмахерские, работа в библиотеках, аптеках, фотолабораториях, ателье по пошиву одежды, репетиторство);

швейное, вязальное, вышивальное производство;

тепличное хозяйство;

общественное  питание (молодежные кафе, доставка продуктов  на дом);

подсобные работы в строительстве, торговле;

шелкографическое  производство;

распространение и доставка печатной продукции;

изготовление  предметов народного творчества.

  Помогая молодежи адаптироваться в новых экономических условиях на рынке труда и приобрести базовые трудовые навыки, службы занятости совместно с другими заинтересованными ведомствами, в первую очередь – с органами по делам молодежи, содействовали организации молодежных трудовых отрядов, созданию молодежных агентств, бирж труда для подростков и молодежи, организации рабочих мест для молодежи на предприятиях округа.                   
        На предприятиях округа создаются временные ученические рабочие места, на которые по направлениям служб занятости населения оформляются выпускники учебных заведений. 
    В ряде территорий округа органами местного самоуправления установлена квота для работодателя, в счет которой он принимает на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений профессионального начального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети особой категории: имеющие отсрочку исполнения приговора, вернувшиеся из ИТУ). 
В 1998 году прокуратурой автономного округа выявлены факты нарушений действующего трудового законодательства в отношении несовершеннолетних:

    в некоторых территориях квотирование  рабочих мест носит формальный  характер, поскольку в договорах,  заключенных органами местного  самоуправления и работодателем,  не предусмотрена ответственность  за невыполнение условий договора, не указаны источники финансирования (налоговые льготы и платежи);

Информация о работе Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе