Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа
Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающий прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства народного хозяйства рынок труда является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.
Введение……………………………………..…………………….…..…….2
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. рынок труда и его особенности.
1.1. Роль рынка труда…………………………………………….....………4
1.2. Структура и сущность рынка труда…………………………….……..6
1.3 Регулирование рынка труда………………………………….….….….10
2. Занятость населения.
2.1 Занятость в системе рыночных отношений…………………………..14
2.2 Занятость в переходной экономике…………………………………...18
2.3 Причины, масштабы и формы безработицы………………………….19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.
3.1. Служба занятости населения……………………………………………..22
3.2. Поддержка малого предпринимательства…………………………….…25
3.3. Обеспечение трудовой занятости молодежи……………………….……32
Заключение………………………………………….………………………..38
Список используемой литературы……………………...…………………..40
В общественных работах за
текущий период участвовало
Следует также отметить, что 01.05.2000
года была полностью погашена
задолженность по выплате
В связи с эффективной
По прогнозным оценкам,
численность официально зарегистрированных
безработных уже в первом квартале 2000
года сократится на 900 человек и достигнет
22,8 тыс. человек, при уровне регистрируемой
безработицы 3%. К концу 2000 года численность
официально зарегистрированных безработных
уменьшится до 20,8 тыс.человек.
3.2. Поддержка малого предпринимательства.
Администрацией Ханты-
Постановлениями Думы Ханты-Мансийского
автономного округа утверждены 4 Программы
государственной поддержки малого предпринимательства
в Ханты-Мансийском автономном округе.
На реализацию Программ было направлено
69,34 млн. рублей, в том числе: средств окружного
бюджета –53%, средств местных бюджетов
– 7%, средств Федерального Фонда поддержки
малого предпринимательства – 10%, привлеченных
средств – 10%.
Всего с 1995 по 1999 годы Окружным
фондом поддержки
Первая окружная Программа
государственной поддержки
Вторая окружная Программа (1996-1997 г.г.)
исходит из принципа преемственности
по отношению к ранее принятой программе.
На реализацию Программы из различных
источников направлено более 22,03 млн. рублей,
в т.ч. из средств округа 11,80 млн. рублей.
Открыты три филиала фонда и создана ОАО
"Югорская лизинговая компания".
Реализованы проекты по очистке воды в
г.Сургуте и производству обуви в г.Лангепасе,
начато деревообрабатывающее производство
в городах Ханты-Мансийск и Советский,
открыты парикмахерские салоны в городах
Нягань и Лангепас, ряд предприятий общественного
питания и мини-пекарен в городах и районах
округа.
Открыта постоянно-действующая выставка
"Малый бизнес Югры".
За два года количество малых предприятий
возросло в 2 раза, доля выпуска продукции,
произведенной малыми предприятиями,
достигла 8,1% в валовом продукте округа,
12,5 % экономически активного населения
занято в малом бизнесе.
Третья Программа (1998-1999г.г.) была направлена
на обеспечение устойчивого развития
малого предпринимательства как неотъемлемой
части экономики округа, основного инструмента
создания рабочих мест и источника формирования
бюджетов всех уровней.
Направив на реализацию Программы 47,82
млн. руб., Фонд профинансировал проекты
по открытию химчисток в г. Сургуте, Ханты-Мансийске,
Лангепасе, производство пива, установку
водоочистного оборудования, реконструкцию
гостиницы в г. Ханты-Мансийске, производство
макаронных изделий и безалкогольных
напитков в г. Радужном, установку линии
по производству майонеза в г. Пыть-Яхе,
производство кондитерских изделий в
г. Лянторе, производство молочной продукции
в Ханты-Мансийском районе, благоустройство
городских мини-рынков в Лангепасе и Югорске,
открытие нескольких предприятий общественного
питания.
Количество малых предприятий увеличилось
на 6% и в расчете на 1000 жителей составляет
6 предприятий. Число предпринимателей
без образования юридического лица выросло
на 10% и составило 45170 человек.
Итоги реализации Программы
Всего через Фонд и его
инфраструктуру на исполнение
Программы государственной
Финансирование Программы из
федеральных средств
Данные средства использовались
для реализации следующих подпрограмм.
3.2.1.Инвестиционная и финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
С целью обеспечения
сельское хозяйство - 2 проекта на сумму 0,85 млн.рублей;
промышленность - 11 проектов на сумму 10,65 млн.рублей;
строительство - 3 проекта на сумму 1,40 млн.рублей;
лесопереработка - 1 проект на сумму 0,30 млн.рублей;
торговля - 33 проекта на сумму 1,13 млн.рублей
бытовые услуги - 1 проект на сумму 1,25 млн.рублей;
общественное питание - 2 проекта на сумму 0,52 млн.рублей;
Окружным фондом разработана и
с 1997 года работает программа формирования
системы обеспечения кредитных
ресурсов, предоставляемых субъектам
малого предпринимательства. В том
числе в рамках реализации программы
"Гарантия" ОАО "Ханты-Мансийский
банк" профинансировало проекты
на сумму 2,6 млн. рублей, где гарантийные
обязательства Фонда составили 1,2
млн. рублей.
Инвестиционная поддержка малого предпринимательства
позволила сохранить 385 рабочих мест и
вновь создать 234 рабочих места.
Оплачено налогов в бюджеты всех уровней
в сумме 2,60 млн. рублей субъектами малого
предпринимательства получивших финансовую
поддержку в ОФПП и РК.
3.2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства.
На финансирование проектов через
филиалы Окружного фонда
из средств Окружного бюджета – 2,85 млн. рублей,
из средств местных бюджетов – 3,95 млн. рублей,
средств рефинансирования – 0,50 млн. рублей.
Сургутским филиалом профинансировано
на конкурсной основе 32 проекта в
сумме 2,75 млн. рублей, Лангепасским филиалом
профинансировано на конкурсной основе
43 проектов в сумме 3,60 млн. рублей, Советским
филиалом профинансировано на конкурсной
основе 9 проекта в сумме 0,95 млн. рублей.
В 1997 году была создана и активно работает
ОАО "Югорская лизинговая компания".
Являясь основным учредителем, фонд приобрел
акций компании на сумму 3,10 млн. рублей.
Развитие финансового лизинга в округе
позволило открыть новое производство
по лесопереработке, расширить сеть общественного
питания, привело к увеличению количества
объектов пищевой промышленности, магазинов
различного профиля, а также решить проблему
чистой воды в окружном центре и увеличить
объем оказываемых услуг по химической
чистке одежды в г. Сургут, Ханты-Мансийск,
Лангепас.
3.2.3. Поддержка малого предпринимательства в области маркетинга, рекламы и информации.
Окружным фондом ведется работа по пополнению банка данных предпринимательских проектов и программ. В настоящее время банк данных содержит 241 предпринимательских бизнес – идеи.
Выполняются и заявки по экспертизе
проектов для Фонда занятости
населения, Комитета по экономической
политике Администрации Ханты-
На выставочную, рекламную и информационную
деятельность израсходовано 0,38 млн. рублей.
На развитие межрегионального и международного
сотрудничества израсходовано 0,25 млн.
рублей. С целью проведения рекламы и продвижения
предпринимательских идей в обществе
ежегодно выпускается календарь несущий
в себе информацию о реализованных проектах.
В феврале 1999 года Фонд принимал участие
во Всероссийской выставке "Регионы
России–99", проходившей в г. Москве.
На выставке были представлены субъекты
малого предпринимательства, получившие
финансовую поддержку в Окружном фонде
ПП и РК и успешно реализовавшие социально-значимые
проекты.
В апреле 1999 года Окружной фонд принял
активное участие в Международной выставке-ярмарке
"Ганновер-99" в рамках экономического
форума, организованного МА "Сибирское
соглашение". На ней была представлена
информация об основных направлениях
деятельности и достижениях Фонда и субъектах
малого бизнеса в Ханты-Мансийском автономном
округе.
В целях расширения видов услуг и получения
дополнительных доходов проводится оценка
недвижимости, оборудования, автотранспортных
средств специалистом, прошедшим обучение
и получившим соответствующий сертификат.
3.2.4. Содействие развитию малого предпринимательства путем создания нормативно-правовой базы.
На программу обучения предпринимателей
направлено за отчетный период 34,5 тыс.
рублей.
Для повышения инвестиционной активности
малого предпринимательства в округе
и исполнения налоговой дисциплины субъектами
малого бизнеса необходима законодательная
база. В этих целях Фондом проводится работа
совместно с Комитетом по экономической
политике Администрации округа в следующих
направлениях:
- Принят Закон Ханты-Мансийского автономного
округа "О едином налоге на вмененный
доход", во втором чтении принят Закон
Ханты-Мансийского автономного округа
"О государственной поддержке лизинговой
деятельности".
- Внесено изменение в Закон Ханты-Мансийского
автономного округа "Об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства".
- Принят в первом чтении проект Закона
Ханты-Мансийского автономного округа
"О государственной поддержке малого
предпринимательства в Ханты-Мансийском
автономном округе", определяющий меры
и приоритеты государственной поддержки
предпринимательства на территории округа,
с установлением суммы и строки бюджета
на инвестирование программ и проектов
через Фонды поддержки предпринимательства,
а также предусматривающий участие малых
предприятий в исполнении государственных
заказов.
В 1998 году Фондом впервые был издан ежегодник
"Малый бизнес Югры", позволивший
определить эффективность деятельности
малого предпринимательства и его вклад
в развитие экономики округа. Расходы
на издание ежегодника составили 0,03 млн.
рублей.
Возвратность средств, полученных предпринимателями
с начала деятельности Окружного фонда
ПП и РК, на сегодняшний день составляет
92,6%.
По состоянию на 1 июля 1999 года задолженности
по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды нет. Решением Думы г. Ханты-Мансийска
№ 10 от 08.02.99 Окружной фонд ПП и РК освобожден
от уплаты налогов в части местного бюджета.
Высвобождающаяся сумма средств направляется
на финансирование субъектов малого предпринимательства,
располагающихся в г. Ханты-Мансийске.
3.3. Обеспечение трудовой занятости молодежи.
До недавнего времени
округ, считавшийся
Целенаправленность
работы в этом направлении имеет определенные
результаты.
В округе происходит
увеличение потока подростков в возрасте
14-17 лет, которые претендуют на временные
рабочие места в период каникул, а также
в другое внеучебное время.
В течение 1998 года в органы
службы занятости Ханты-Мансийского автономного
округа обратилось 32 754 подростка 14-17 лет.
Приоритетным правом трудоустройства
пользовались молодые люди из малообеспеченных
семей, семей, где оба родителя являются
безработными.
За 1998 год при посредничестве и финансовой
поддержке служб занятости округа трудоустроено
28 252 подростка, из них 27 607 человек – на
условиях временной занятости.
Затраты Фонда занятости Ханты-мансийского
автономного округа составили 18 млн. рублей.
В летний период 9 975 подростков
работали в округе, 1 602 человека выезжали
в Санкт-Петербург, Саратовскую область,
Краснодарский край. 30% из них составили
подростки и дети малоимущих и из неблагополучных
семей.
Дети выполняли работы, не требующие высокой
квалификации:
сельхозработы (сбор урожая, прополка);
благоустройство города, поселка;
социальная помощь (работа в поликлинике, больницах, помощь престарелым);
услуги населению (прачечные, пункты проката, парикмахерские, работа в библиотеках, аптеках, фотолабораториях, ателье по пошиву одежды, репетиторство);
швейное, вязальное, вышивальное производство;
тепличное хозяйство;
общественное питание (молодежные кафе, доставка продуктов на дом);
подсобные работы в строительстве, торговле;
шелкографическое производство;
распространение и доставка печатной продукции;
изготовление
предметов народного
Помогая молодежи адаптироваться в новых
экономических условиях на рынке труда
и приобрести базовые трудовые навыки,
службы занятости совместно с другими
заинтересованными ведомствами, в первую
очередь – с органами по делам молодежи,
содействовали организации молодежных
трудовых отрядов, созданию молодежных
агентств, бирж труда для подростков и
молодежи, организации рабочих мест для
молодежи на предприятиях округа.
На предприятиях
округа создаются временные ученические
рабочие места, на которые по направлениям
служб занятости населения оформляются
выпускники учебных заведений.
В ряде территорий округа органами
местного самоуправления установлена
квота для работодателя, в счет которой
он принимает на работу выпускников общеобразовательных
учреждений, образовательных учреждений
профессионального начального образования,
а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы (сироты, дети, оставшиеся
без попечения родителей, дети особой
категории: имеющие отсрочку исполнения
приговора, вернувшиеся из ИТУ).
В 1998 году прокуратурой автономного округа
выявлены факты нарушений действующего
трудового законодательства в отношении
несовершеннолетних:
в некоторых территориях
Информация о работе Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе