Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Преобладающая общность интересов «товара» рабочей силы и ее потребителей – экономики и государства – является важнейшей социально-экономической чертой рыночной экономики, создающий прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства народного хозяйства рынок труда является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально-экономической системы любой страны.

Содержание

Введение……………………………………..…………………….…..…….2
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. рынок труда и его особенности.
1.1. Роль рынка труда…………………………………………….....………4
1.2. Структура и сущность рынка труда…………………………….……..6
1.3 Регулирование рынка труда………………………………….….….….10
2. Занятость населения.
2.1 Занятость в системе рыночных отношений…………………………..14
2.2 Занятость в переходной экономике…………………………………...18
2.3 Причины, масштабы и формы безработицы………………………….19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.
3.1. Служба занятости населения……………………………………………..22
3.2. Поддержка малого предпринимательства…………………………….…25
3.3. Обеспечение трудовой занятости молодежи……………………….……32
Заключение………………………………………….………………………..38
Список используемой литературы……………………...…………………..40

Работа содержит 1 файл

эконом теория курсовая.docx

— 70.07 Кб (Скачать)

  Основные  черты занятости в социально  ориентированной экономике следующие:

сбалансированное  сочетание полной и эффективной  занятости;

   добровольственость  труда и гармонизация прав и обязанностей человека в трудовой сфере, преодоление социального иждивенчества работников, равная ответственность гражданина и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни;

   свободный перелив рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями, профессиями и территориями;

    новая трудовая мотивация, предприимчивость и высокая заинтересованность работников в результатах труда как основа улучшения условий жизни;

  социальная  защищённость в сфере занятости, призванная адаптировать работников к требованиям рынка и смягчать отрицательные последствия рыночной экономики на предложение трудящихся.

  Характеризуют эффективность занятости показатели, отражающие идеологию государственного развития. Они формируются под воздействием динамики производительности общественного труда. Во-первых, это пропорции распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности. Они показывают, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость.

  Во-вторых, это уровень занятости трудоспособного  населения в общественном хозяйстве. Статистически он выражается отношением населения, занятого профессиональным трудом, приносящим доход, ко всему трудоспособному населению. Экономически этот показатель отражает либо потребность общественного хозяйства в работниках, либо уровень доходов населения.

  В-третьих, важной характеристикой эффективности  занятости является структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства, которая представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий.

  В-четвёртых, это профессионально-квалификационная структура работающих, которая отражает степень сбалансированности системы работающих, которая отражает степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках.

  Приведенная схема показателей позволяет  укрупнению на мароуровне оценивать сущностные характеристики занятости с позиции её эффективности. Кроме того, содержание самих показателей подтверждает, что занятость имеет не только экономическую, но и ярко выраженную социальную направленность.

       2.2 Занятость в  переходной экономике.

  Занятость населения переходного периода  под влиянием формирующегося рынка труда и отражает многие противоречия этого периода. Тоталитарное прошлое настолько сильно воздействует на создающиеся трудовые отношения, что можно говорить лишь о начале рыночных изменений в занятости, что усугубляет кризисные явления в экономике. В этом состоит первая особенность занятости в переходный период.

  Вторая  особенность российского рынка  труда заключается в том, что  формируется он в определённой мере стихийно, ярким примером чего служит наличие в больших масштабах неформальной занятости как самостоятельного вида деятельности, либо как возможность иметь дополнительных доход. Неформальная занятость означает стихийное начало в перераспределении рабочей силы по видам деятельности, вызванное переходом к рынку и меняющимся спросом на товары и услуги.

  Третья  характерная черта связана с  тем, что при сохранении почти  прежнего, очень высокого предложения рабочей силы, уходящего своими истоками в экстенсивное развитие в дореформенные годы, складывается чёткая, длительного действия тенденция к ограничению эффективного спроса на рабочую силу.

  Четвертая особенность – неадекватные глубине  спада, но постоянно нарастающие масштабы открытой безработицы и вместе с тем не достигшие её обвального роста в годы, когда кризис в экономике нарастал быстрыми темпами. Негативные последствия для занятости спада производства были перенесены в значительной мере на уровень предприятий.

  Пятой особенностью занятости служит то, что при довольно высоком уровне общей безработицы сохраняется большая подвижность рабочей силы, что свидетельствует, с одной стороны, об определённом динамизме сферы занятости при переходе к рыночным отношениям, а с другой, - о стремлении населения приспособиться к новым условиям хозяйствования.

  В целом трудовая сфера с точки  зрения наличия вакантных рабочих  мест выглядит не так безнадёжно, как это фиксируется статистикой, если сопоставить масштабы приёма и выбытия рабочей силы по учитываемой статистикой группе предприятий. Подтверждением этому служит тот факт, что преобладающая часть безработных самостоятельно решает проблему трудоустройства.

  И, последнее. Следует обратить особое внимание на существенную дифференциацию региональных рынков труда. Региональная неоднородность рынков труда, обусловленная особенностью природно-климатических условий, размещением производства и наличием определённого производственного потенциала, географией населения, разной глубиной спада производства в отдельные отраслях, столь велика России, что усреднённые показатели рынка труда не могут служить основанием для принятия действенных мер по его регулированию.

       2.3 Причины, масштабы  и формы безработицы.

  Безработица как экономическая категория  является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той  или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.

  Таким образом, безработица – это объективно существующий спутник наёмного труда независимо от того, признаётся экономика рыночной или нет и, соответственно, производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.

  В политэкономии социализма и экономике  труда всегда постулировалось, что  труд рабочих и служащих лишь выглядит наемным по своей форме, но по сути в условиях общественной собственности на средства производства таковым быть не может и не является. Однако если непредвзято смотреть на развитие советской послевоенной экономики, становится очевидным наличие существенных элементов товарно-денежных отношений в движении рабочей силы, характерных именно для реального наёмного труда.

  Эти элементы прослеживаются уже в самом  акте найма и увольнения рабочих  и служащих. Предприятия и организация в основном самостоятельно набирали рабочую силу преимущественно из предлагаемой самими потенциальными работниками. Собственное желание было наиболее распространенной причиной ухода с места работы.

  Важным  элементом, характерным для товарно-денежных отношений в сфере найма и использования рабочей силы, была дифференциация фактической заработной платы на однотипных производствах и однородных занятиях по типам городов: в крупных городах она, как правило, была выше, чем в средних и тем более малых.

  Расширение  масштабов безработицы будет  тесно связано с заметным увеличением прежде всего незанятых, имеющих традиционные индустриальные рабочие профессии. В связи с увеличением молодёжных контингентов населения вполне вероятен также рост числа завершивших общее образование, или впервые приступающих к профессиональной деятельности после окончания профессиональных учебных заведений всех уровней. Проблема безработицы из числа молодёжи приобретает ещё большую актуальность, чем прежде, наряду с возрастающим давлением на рынок труда незанятых, находящихся в возрасте 50-54 года, большую часть которых составляют женщины. Отметим, что трудоустройство безработной молодёжи – это тоже в значительной  мере проблема женской безработицы.

  Возможность обеспечения более благоприятной ситуации на рынке труда  - в дополнительной мобилизации внутренних финансовых резервов для роста инвестиций и других средств, необходимых для увеличения числа эффективных рабочих мест как на восстановительной основе, так и на основе воздания новых мест в рамках структурной перестройки экономики, расширения спроса на отечественную продукцию. Целевое расширение спроса экономики на рабочую силу и изыскание дополнительных ресурсов для этого предполагают повышение приоритетности целей и задач политики занятости в принятии решений по макроэкономическому развитию.

      

 

  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.

3.1. Служба занятости населения.

       В настоящее время на территории  округа действуют 22 органа службы  занятости (территориальные отделы), из них: городских - 12 единиц, районных  – 9 единиц, межрайонных (городских  с обслуживанием сельской местности)  – 1 единица.

      Численность персонала службы  занятости по округу составляет 338 человек. Из числа работающих  в службах: руководителей (разных  уровней, включая начальников  территориальных ценров занятости  населения, начальников и заместителей  отделов) – 86 чел., специалистов  – 215 человек, работников МОП  – 41 человек.

       В первые годы существования  Службы занятости основное внимание  уделялось наиболее результативному  варианту политики занятости  - активному. 

       Основными направлениями активной  политики занятости являются:

  -содействие  в трудоустройстве с целью  минимизации времени поиска гражданином  работы;

  -профессиональное  обучение с целью предоставления  возможности безработным приобрести  новую профессию, повысить квалификацию;

  -временная  занятость подростков;

  -общественные  работы;

  -поддержка  предпринимательства и самозанятости;

  -создание  и сохранение рабочих мест.

      Затем, в период роста безработицы,  с нехваткой денежных средств  фонда занятости приоритеты несколько  изменились, и активная политика  уступила место пассивной, ориентированной  на материальную поддержку безработных  и предоставление простейших  услуг по подбору рабочего  места.

      Однако, в последнее время в  связи со стабилизацией экономики  в нашем регионе, со снижением  численности безработных в нашем  округе, ростом числа вакансий, задачи  специалистов Службы занятости  несколько усложнились. Предлагаемая  рабочая сила стала менее конкурентоспособной  – это, как правило, граждане, не имеющие достаточного образования  и необходимого для самостоятельного  трудоустройства опыта либо безработные,  относящиеся к социально незащищенным  категориям, нуждающимся в особых  условиях труда.

Поэтому на сегодняшний день деятельность СЗН  округа представляет некоторый симбиоз  – сочетание активной политики и  материальной поддержки безработных  и членов их семей.

     Основным источником поступления  средств в Фонд Занятости населения  являются обязательные страховые  отчисления работодателей (предприятий,  организаций, учреждений и др.), которые составляют 1,5% от фонда  оплаты труда.

      Из средств Окружного Фонда  Занятости предусмотрены отчисления  в Федеральную Службу Занятости  в размере 20%. Большая часть  оставшихся средств Окружного  Фонда Занятости уходит на  дотации нуждающимся территориям.

      Постоянно пополняется банк вакансий  в нашем округе. Предприятиями  округа на 01.10.2000 г. было заявлено  о наличии 13949 вакантных рабочих  мест. И хотя уровень напряженности  (число незанятых граждан, состоящих  на учете в СЗ, приходящихся  на одну заявленную предприятиями  вакансию) находится на довольно невысоком уровне - 1,3 человека на одну вакансию, подбор подходящего специалиста на заявленное рабочее место усложнился.

       Поэтому такое направление как  профессиональное обучение и  переобучение (повышение квалификации, получение второй (смежной специальности)  – одно из приоритетных направлений  активной политики СЗ. За январь-сентябрь  текущего года финансировалось  переобучение для 3029 человек.

Информация о работе Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе