Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, государственное регулирование малого предпринимательства, а также его роль в современной экономике.

Содержание

1. Введение
2. Малое предпринимательство, определение, характеристика
3. Организационно-правовые формы.
4. Место малых предприятий в структуре экономики
5. Особенности малого предпринимательства в России
6. Роль малых предприятий в экономике России
7. Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт
8. Преимущество и недостатки малого бизнеса
9. Государственная политика в области малого предпринимательства
10. Потенциал малого предпринимательства
11. Заключение
12. Список литературы
13. Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 57.39 Кб (Скачать)

     Государственная политика в отношении и предпринимательской  деятельности в целом, и малого бизнеса  в частности может быть эффективной  только тогда, когда ее ориентация совпадает  с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может  быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий  для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических  целей, которые каждый предприниматель  в отдельности перед собой, как  правило, не ставят.

     С точки зрения предпринимателя государство  должно создать условия, в которых  он сможет эффективно достигать своих  целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность  инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация  риска).

     С точки зрения государства предприниматель  призван обеспечить реализацию целей  и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения  целей и интересов государства  и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.

     Главным принципом государственной поддержки  малого предпринимательства должно стать создание преимущественно  экономических и правовых условий  нормального ведения рыночного  хозяйствования. Государственная поддержка  должна выражаться в формировании экономических  и правовых условий, стимулов для  саморазвития и конкурентоспособности  малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

     Успешное  развитие малого предпринимательства  возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные  социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание  и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием  малого бизнеса.

     Малый бизнес без поддержки государства  и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно  противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

     К определению целей и задач  государственной политики в отношении  предпринимательства преобладает  чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным  пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы, активизацию  инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. как инструмент решения  тех или иных социально-экономических  задач, использование, которого зависит  от множества объективных факторов и не является обязательным.

     В России прослеживается опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных  государственных и пост государственных  хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной  системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, а  их существование допускается в  основном для заполнения ниш, непривлекательных  для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для  выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.

     Имея  доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия  имеют более благоприятные условия  доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более  льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой  фирме зачастую невозможно вырваться  на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным  заказам, а также к средствам, идущим на так называемую"поддержку  отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне. 
 
 
 
 

     Потенциал малого предпринимательства

     Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические  и административные барьеры для  выхода новых предприятий на рынок  и развития их деятельности.

     Резервы развития малых предприятий, связанные  с высвобождением имущества и  мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы.

     Интересы  малого предпринимательства практически  не учитываются при распределении  государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных  нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом  регулировании.

     Ориентируясь  преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло  с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малого бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических  реформ. Иначе говоря, мнение и позиция  представителя малого предпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.

     Рост  занятости, объемов производства, инвестиционной активности малых предприятий году позволяют сделать вывод о  наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.

     Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что в нынешних условиях представители  малого бизнеса оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов.

     Идеологии проведения реформ отсутствует, стержнем которой должны стать целостная  государственная политика по отношению  к малому предпринимательству и системный подход к решению его проблем. Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.

     Недостаток  урегулированности экономических  отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым  и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий.

     К основным проблемам также модно  отнести нежелание государства  видеть в секторе малого бизнеса  равноправного субъекта экономических  отношений, наиболее активного и  подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных  собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия  в развитии бизнеса, действует в  необычайно сложных условиях для  выживания. Для представителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей  мере он стремится утвердиться в  торговле или посредничестве.

     Отношения представителей малого бизнеса с  местной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малые предприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем  на местном уровне, что обеспечивает данному сектору некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровне оказывается в  полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества.

     Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику  использовать свое служебное место  для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем  режиме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  рыночной системы хозяйства, без  которого экономика и общество в  целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели  представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и  в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению  и условиям жизни они близки к  большей части населения и  составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности.

     В условиях России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны в мир  рыночной экономики.

     Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере  малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер.

     Предоставление  некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к  интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях  предпринимателей.

     Учитывая  сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в  виду, что базисом этих реформ и  гарантом их необратимости может  служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение

     России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

     Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе  социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и  развития предпринимательства, и в  первую очередь малого бизнеса, неизбежно  должны выдвигаться в центр государственной  политики. Анализ ситуации свидетельствует  о том, что малое предпринимательство  начинает играть все более весомую  роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное  использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного  населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Гражданский кодекс Российской  Федерации: части первая и вторая: офиц. текст по состоянию на 1 ноября 2006 г.

     2. Стимандр Иоффе. Только развитие  предпринимательства обеспечит  ускорение роста экономики /«Бизнес  для всех» № 10, 2008.

     3. Барышников М.Н. История делового  мира России: Пособие для студентов  вузов. 2006г.

     4. Бродская Т.Г. Экономическая теория: учебник для вузов / Т.Г.Бродская, 2007.

     5. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России /«Малое предприятие» №11, 2008.

     6. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высш. шк., 2008.

     7. Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе /"Российская газета" № 30, 2008.

     8. Кирсанов И. Российский бизнес на выживание /"Финансовая Россия" № 2, 2009.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике