Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:13, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, государственное регулирование малого предпринимательства, а также его роль в современной экономике.
1. Введение
2. Малое предпринимательство, определение, характеристика
3. Организационно-правовые формы.
4. Место малых предприятий в структуре экономики
5. Особенности малого предпринимательства в России
6. Роль малых предприятий в экономике России
7. Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт
8. Преимущество и недостатки малого бизнеса
9. Государственная политика в области малого предпринимательства
10. Потенциал малого предпринимательства
11. Заключение
12. Список литературы
13. Приложение
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция,
Великобритания,
подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества
предприятий составляют так называемые
малые и средние предприятия.
Они выделяются среди прочих по численности
занятых (например, не более 500 человек)
или размеру основного
Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
Развитие
малого и среднего предпринимательства
имеет ряд преимуществ в
Он
обладает значительным потенциалом
в сфере трудоустройства
Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам.
Управление
развитием сегодня свелось к
созданию максимально благоприятных
условий для экспортеров в
ущерб всей остальной части населения.
Реальных рычагов управления развитием
в российской экономике не существует
– в этом причина резкого замедления
темпов экономического роста. Видимо,
в своем развитии Россия должна активно
использовать богатейший опыт экономически
развитых стран, нередко начинавших
свой подъем из схожих ситуаций. Одним
из направлений обеспечения
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом.
Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.
Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.
Таким
образом, дальнейшее развитие ситуации
без активного и позитивного
вмешательства государства
Целью
работы является раскрытие основных
понятий малого предпринимательства
и его характеристик, государственное
регулирование малого предпринимательства,
а также его роль в современной экономике.
По
гражданскому кодексу РФ, «малое предпринимательство»
– это предпринимательская
Западные экономисты определяют предпринимательство как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.
Отечественные
психологи усматривают в
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
В
Федеральном Законе РФ «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации» установлено,
что под субъектами малого предпринимательства
понимаются также физические лица,
занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования
юридического лица.
Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:
Первая
часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет
законное право на существование
следующим организационно-
Некоммерческие организации. К числу подобных структур относят:
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Рассматривая
частный сектор экономики, можно
говорить о трёх группах предприятий,
которые по общепринятой терминологии
определяются как крупные, средние
и малые предприятия в
Крупный
бизнес в основном определяет экономическую
и техническую мощь страны. В целях
самосохранения и развития он тяготеет
к интеграции, поглощая или контролируя
более мелких партнёров, с одной
стороны, а с другой - объединяясь
в международные структуры, теряя
частично свою независимость и подпадая
под влияние более сильных
партнёров. При этом, руководствуясь
ситуацией на международном рынке
и выполняя волю более сильных
партнёров, крупный капитал становится
орудием экспансии
Информация о работе Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике