Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, государственное регулирование малого предпринимательства, а также его роль в современной экономике.

Содержание

1. Введение
2. Малое предпринимательство, определение, характеристика
3. Организационно-правовые формы.
4. Место малых предприятий в структуре экономики
5. Особенности малого предпринимательства в России
6. Роль малых предприятий в экономике России
7. Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт
8. Преимущество и недостатки малого бизнеса
9. Государственная политика в области малого предпринимательства
10. Потенциал малого предпринимательства
11. Заключение
12. Список литературы
13. Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 57.39 Кб (Скачать)

     Содержание

    1. Введение
    2. Малое предпринимательство, определение, характеристика
    3. Организационно-правовые формы.
    4. Место малых предприятий в структуре экономики
    5. Особенности малого предпринимательства в России
    6. Роль малых предприятий в экономике России
    7. Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт
    8. Преимущество и недостатки малого бизнеса
    9. Государственная политика в области малого предпринимательства
    10. Потенциал малого предпринимательства
    11. Заключение
    12. Список литературы
    13. Приложение

     Введение

     Малый и средний бизнес в рыночной экономике  — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта (ВНП). Во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

     В большинстве стран, таких как  США. Япония, Германия, Франция,

     Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия. Они выделяются среди прочих по численности  занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как  правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие  от крупных производств, где наблюдается  сокращение занятости.

     Но  дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

     Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв  активности малого бизнеса, особенно в  западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике  и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.

     Развитие  малого и среднего предпринимательства  имеет ряд преимуществ в сравнении  с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку  экономики, предоставляет широкую  свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю  окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

     Он  обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут  быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного  рабочего времени ради получения  дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора  экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.

     Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам.

     Управление  развитием сегодня свелось к  созданию максимально благоприятных  условий для экспортеров в  ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием  в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно  использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним  из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно  подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса –  наиболее мобильного, рискованного и  конкурентоспособного сегмента экономики  любой страны.

     Почти треть населения России, так или  иначе, связана с малым бизнесом.

     Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов  производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.

     Но  в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные  масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной  продукцией, во-вторых, создать новые  рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в  любой цивилизованной стране – среднего класса.

     Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного  вмешательства государства может  привести к свертыванию этого  сектора экономики с соответствующим  обострением экономических проблем  и усилением социальной напряженности.

     Целью работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства  и его характеристик, государственное  регулирование малого предпринимательства, а также его роль в современной экономике. 
 
 
 

     Малое предпринимательство: определение, характеристика.

     По  гражданскому кодексу РФ, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных установленных  законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях (показателях).

     Западные  экономисты определяют предпринимательство  как процесс поиска новых возможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они, есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем.

     Отечественные психологи усматривают в предпринимательстве  особый, связанный с риском вид  деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а  также творческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.

     Как показывает мировая и отечественная  практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных  организационно - правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

     Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной  деятельности относятся к субъектам  малого предпринимательства, является численность персонала (занятых  работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

    • средняя численность занятых на предприятии работников;
    • ежегодный оборот, полученный предприятием за год;
    • величина активов.

     В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской

     Федерации»  от 14 июня 1995 года №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

    • в промышленности – 100 чел.;
    • в строительстве – 100 чел.;
    • на транспорте – 100 чел.;
    • в сельском хозяйстве – 60 чел.;
    • в научно-технической сфере – 60 чел.;
    • в оптовой торговле – 50 чел.;
    • в розничной торговле и
    • бытовом обслуживании населения – 30 чел.;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

     В Федеральном Законе РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Организационно-правовые формы.

     Малое предприятие должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных  Гражданским Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут выступать:

    • граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно ведущие хозяйство;
    • органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;
    • органы местного самоуправления;
    • общественные объединения (организации);
    • иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);
    • трудовые коллективы государственных и муниципальных предприятий.

     Первая  часть Гражданского Кодекса РФ предоставляет  законное право на существование  следующим организационно-правовым формам коммерческих организаций, основанных на частной собственности:

    • Полное товарищество;
    • Товарищество на вере;
    • Общество с ограниченной ответственностью;
    • Общество с дополнительной ответственностью;
    • Производственный кооператив;
    • Акционерное общество;

     Некоммерческие  организации. К числу подобных структур относят:

     Место малых предприятий  в структуре экономики

     Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое  место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные  особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное  и равноправное сосуществование  и развитие различных форм собственности  и различных секторов внутри каждой формы собственности.

     Рассматривая  частный сектор экономики, можно  говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние  и малые предприятия в зависимости  от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный  интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым  обусловлены общие черты в  их поведении во всех отношениях, связанных  с собственностью. Вместе с тем  предпринимательство в целом  весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству  и проводимой им политике, к социально- экономическим, политическим и национальным проблемам.

     Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях  самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя  более мелких партнёров, с одной  стороны, а с другой - объединяясь  в международные структуры, теряя  частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных  партнёров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке  и выполняя волю более сильных  партнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международных  предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённых условиях такая зависимость приводит к  интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике