Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, государственное регулирование малого предпринимательства, а также его роль в современной экономике.

Содержание

1. Введение
2. Малое предпринимательство, определение, характеристика
3. Организационно-правовые формы.
4. Место малых предприятий в структуре экономики
5. Особенности малого предпринимательства в России
6. Роль малых предприятий в экономике России
7. Синтез мелкого и крупного производства: зарубежный опыт
8. Преимущество и недостатки малого бизнеса
9. Государственная политика в области малого предпринимательства
10. Потенциал малого предпринимательства
11. Заключение
12. Список литературы
13. Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 57.39 Кб (Скачать)

     Средний бизнес в большей мере зависит  в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и  вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с  крупным отечественным и иностранным  капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в  защите на внутреннем рынке путём  проведения протекционистской государственной  экономической политики и формирования, определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства  с национальными интересами.

     Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых  предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это  позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка.

     Сектор  малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которого экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться.

     Хотя "лицо" любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а  наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран  с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как  наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в  секторе малого предпринимательства  создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые  являются питательной средой для  среднего и крупного бизнеса.

     Высокая приспособляемость и массовый охват  практически всех сфер внутреннего  рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

     Одна  из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах  с развитой экономикой состоит в  том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В  развитых странах культивируется принцип  кооперирования крупных и малых  предприятий, причём крупные объединения  не подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных  производств и в инновационных  разработках.

     Функционирование  на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого  рынка, непосредственная взаимосвязь  с потребителем, узкая специализация  на определенном сегменте рынка товаров  и услуг, возможность начать собственное  дело с относительно малым стартовым  капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими  его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий  на изменения условий функционирования делает его более мобильным и  приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий.

     Относительно  небольшой капитал сужает рамки  производства, ограничивает возможность  привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Особенности малого предпринимательства  в России

     Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса  большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность  в большинстве случаев ориентироваться  на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть  зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий  низкий технический уровень и  низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным  потенциалом.

     Российские  малые предприятия обладают высокой  степенью приспособляемости к сложной  экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией  общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий  негативно сказывается на функционировании данного сектора.

     Важным  экономическим условием становления  малого бизнеса, которое во многом зависит  от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких  как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

     При этом подразумевается не просто существование  в России этих рынков и наличие  соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность  доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной  информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

     Роль  малых предприятий  в экономике России

     1. Социальная роль

     Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и  их наёмных работников, общая численность  которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик  любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного  населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

     Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

     Также следует отметить, что занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает  все большее число граждан  заняться самостоятельной предпринимательской  деятельностью.

     Сектор  малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

     2. Политическая роль

     Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала  основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и являющегося  выразителем политических предпочтений значительной части населения. В  условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных и средних собственников  для владельцев малых предприятий  их собственность зачастую является единственным средством к существованию  и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

     Данный  фактор определяет неразрывность связи  малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость  от национальной основы и составляет питательную среду для его  патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников  в условиях экономического спада  и политической нестабильности могут  принимать крайние формы и  подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

     3. Экономическая роль

     Существенная  роль малого предпринимательства в  экономической жизни стран с  рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики  действует подавляющее большинство  предприятий, сосредоточена большая  часть экономически активного населения  и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

     Сектор  малого бизнеса наиболее динамично  осваивает новые виды продукции  и экономические ниши, развивается  в отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий  являются способность к ускоренному  освоению инвестиций и высокая оборачиваемость  оборотных средств. Еще одной  характерной чертой этого сектора  является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

     Присущие  малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе  МП вследствие массовых банкротств или  переспециализации деятельности. Приведенные  данные — при их сопоставлении  с относительной стабильностью  общей численности малых предприятий  и объёмами производства - указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

     Синтез  мелкого и крупного производства: зарубежный опыт.

     Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и  социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

     Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные  там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек.

     Такие фирмы составляли 96% от общего числа  мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В  начале 90-х годов на долю малого бизнеса  приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных  работников. Сейчас в

     Великобритании  каждый восьмой взрослый занят собственным  бизнесом.

     В США функционирует более 15 млн. малых  предприятий, которые производят около 40% ВВП и 1/2 валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость  почти половины трудоспособного  населения. Малый бизнес осваивает  в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

     В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике