Механизмы решения проблемы безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление механизмов решения проблемы безработицы.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
- дать понятие и сущность безработицы, ее причины и виды;
- раскрыть пути решения проблемы безработицы в современных условиях;
- охарактеризовать политику и механизмы воздействия на занятость на региональном уровне (в Красноярском крае).

Содержание

Введение
1 Проблема безработицы и занятости населения в современных условиях
1.1 Понятие безработицы, причины и ее последствия
1.2 Формы безработицы
2 Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней
2.1 Анализ занятости и безработицы в России
2.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России
3 Пути решения проблемы безработицы и занятости населения в Красноярском крае
3.1 Состояние рынка труда в Красноярском крае
3.2 Механизмы обеспечения занятости населения в Красноярском крае

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

 

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства (рис.8).

 

 

Рисунок 8 - Направления государственной  политики занятости

 

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда -- учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

 

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным  звеном государственной службы занятости.

 

Государственное регулирование рынка  труда ведется по следующим направлениям:

 

- разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая  сторона рынка труда (условия  найма и увольнения, продолжительность  рабочего дня, охрана труда  и пр.);

 

- разрабатываются и реализуются  социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;

 

- осуществляются посредническо-вспомогательные  функции: частично поиск рабочих  мест, создание общенациональной  информационной сети по трудоустройству,  организация курсов профессионального  обучения и переквалификации.

 

С целью выработки согласованных  решений из представителей этих органов  создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения  занятости населения [9]:

 

- федеральный или общегосударственный,

 

- субъекта Российской Федерации  (республиканские, краевые, областные,  автономных округов и т.д.);

 

- местный или локальный (на  территории органа местного самоуправления).

 

Долгосрочная политика государства  на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.

 

Региональный аспект государственной  политика занятости реализуется  через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие  особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

 

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной  программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости  населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

 

Дмитрий Медведев объявил 2010 год - годом  борьбы с безработицей. Из семи пунктов  антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом  году [11].

 

В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.

 

Так, общественные работы вместо серьезных  проектов по строительству дорог  и других объектов инфраструктуры свелись  к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству -- решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.

 

Самые популярные виды социального труда -- уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.

 

Одной из наиболее востребованных среди  безработных стала программа  самозанятости населения. В 2010 году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58800 рублей.

 

Одной из мер снижения напряженности  на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.

 

В 2009 году около 200 тысяч человек  получили новую профессию. Планируется  развивать это направление и  в 2010-м.

 

Хотя темпы регистрируемой безработицы  снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.

 

Службы занятости также большое  внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую  деятельность разнообразных видов.

 

3 Пути решения проблемы безработицы  и занятости населения

 

в Красноярском крае

 

 

3.1 Состояние рынка труда в  Красноярском крае

 

 

Состояние региональных рынков труда  зависит, прежде всего, от макроэкономических тенденций, и кризис вновь это подтвердил. Но общие для страны тенденции «преломляются» в регионах по-разному. Спрос на рабочую силу зависит от структуры экономики и уровня развития территории, предложение - от динамики численности и половозрастного состава населения, уровня образования.

 

Поведение на рынке труда обусловлено  и социокультурными особенностями  населения. Региональное разнообразие проявляется не только в уровне экономической  активности, занятости и безработицы, но также в структуре занятости, условиях труда, гендерных и возрастных различиях работающего населения.

 

Социальный портрет безработного на рынке труда Красноярского  края по состоянию на 1 января 2010 года выглядит следующим образом [18]:

 

- состав безработных граждан.  Численность безработных граждан,  зарегистрированных в органах службы занятости населения Красноярского края, составила 43,7 тысячи человек (на 01.01.2009 - 36,1 тысячи человек, увеличение за год - на 7,6 тысячи);

 

- половозрастной состав. В числе  безработных граждан преобладают  женщины - 55,5% или 24,2 тысячи человек (на 01.01.2009 - 62,5% или 22,6 тыс.человек; на начало 2008 года - 65,9% или 25,2 тысячи человек). Доля женщин в числе безработных граждан снижается.

 

В числе безработных 31,3% (13,7 тыс.чел.) составляет молодежь в возрасте 16-29 лет (на 01.01.2009 - 31,9% или 11,5 тыс.человек). Доля молодежи в числе безработных по сравнению с началом 2009 года незначительно уменьшилась.

 

Лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) составляют 6,2% (2,7 тыс.человек) (на 01.01.2009 - 6,8% или 2,5 тыс.человек). Доля лиц предпенсионного возраста в числе безработных уменьшилась.

 

- распределение по состоянию  здоровья. В числе безработных  немалую часть занимают ограниченно  трудоспособные граждане. По состоянию  на 01.01.2010 численность безработных  инвалидов составила 3,0 тыс.человек или 6,9% всех безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости (на 01.01.2009 - 8,5% или 3,1 тыс.человек). Доля инвалидов в числе безработных граждан снижается.

 

- распределение по месту проживания. По состоянию на 01.01.2010 жители сельских населенных пунктов в числе безработных граждан составляют 37,6% или 16,4 тыс.человек (на 01.01.2009 - 42,5% или 15,4 тыс.человек; на начало 2008 года - 43,8% или 16,8 тыс.человек). Доля жителей села в числе безработных уменьшилась.

 

- образовательный состав:

 

имеющие высшее образование 14,5% или 6,3 тыс.человек (на 01.01.2009 - 10,8% или 3,9 тыс.человек);

 

имеющие среднее профессиональное образование 20,4% или 8,9 тыс.человек (на 01.01.2009 - 19,5% или 7,1 тыс.человек);

 

имеющие начальное профессиональное образование 18,1% или 7,9 тыс. человек (на 01.01.2009 - 17,9% или 6,5 тыс.человек);

 

имеющие среднее общее образование 28,9% или 12,6 тыс.человек (на 01.01.2009 - 30,9% или 11,2 тыс.человек);

 

не имеющие среднего (полного) общего образования 18,2% или 8,0 тыс. человек (на 01.01.2009 - 20,9% или 7,6 тыс.человек).

 

Доля лиц, имеющих профессиональное образование, увеличилась с 48,2% на 01.01.2009 до 52,9% на 01.01.2010.

 

Выпускники учреждений профессионального  образования (в течение года после окончания учебного заведения) составляют 3,0% от общего числа безработных граждан (1,3 тыс. человек) против 3,6% 01.01.2009.

 

Состояние рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения, его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.

 

Спрос и предложение рабочей  силы на регистрируемом рынке труда Красноярского края за период 2009 и начало 2010 гг. (по данным мониторинга) имеет следующие тенденции.

 

В январе-декабре 2009 года в краевые  государственные учреждения службы занятости населения 389,3 тысячи человек  обратились за предоставлением государственных услуг в области занятости населения, в том числе, за содействием в поиске работы - 219,8 тысячи человек, из них 15,3 тысячи человек были уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (в январе- декабре 2008 года - 259,1 тысячи человек, 136,5 тысячи человек и 7,6 тысячи человек соответственно).

 

По состоянию на 31 декабря 2009 года в органах службы занятости населения  Красноярского края зарегистрированы 43,7 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2,8% экономически активного населения (на 31 декабря 2008 года - 2,3%).

 

Наиболее низкий уровень безработицы  зарегистрирован в городах Ачинске, Красноярске, Железногорске и Балахтинском, Рыбинском, Березовском районах, наиболее высокий - в поселке Кедровый, в Бирилюсском и Енисейском районах.

 

Уровень безработицы по муниципальным  образованиям Красноярского края представлен  в Приложении 2.

 

В 17 городских округах и муниципальных  районах края ситуация на рынке труда характеризуется как напряженная (уровень зарегистрированной безработицы составил более 5% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте). В органы службы занятости населения работодателями заявлены 204,0 тысячи вакансий. По состоянию на 31 декабря 2009 года имеются сведения о 8,4 тысячи свободных рабочих мест (вакантных должностей, с учетом временных работ) в городах и районах края (на 01.01.2009 - 9,7 тысячи).

 

В течение 2009 года 205,9 тысячи человек  и 11,7 тысячи работодателей получили информацию о положении на рынке труда. При содействии органов службы занятости:

 

- нашли работу 139,0 тысяч человек,  в том числе 53,8 тысячи безработных  граждан;

 

- приступили к профессиональному  обучению по направлению службы  занятости 11,8 тысячи безработных граждан.

 

Ежемесячно почти 41 тысяча безработных  граждан в период поиска работы получали пособие по безработице, 2,6 тысячи - в период профессионального обучения получали стипендию. За период с 1 по 31 декабря 2009 года в службе занятости  численность безработных граждан увеличилась на 4,3 тыс. человек. Динамика изменения численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения Красноярского края, в 2009 году отражена на графике (рис.9).

 

 

Рисунок 9 - Динамика изменения численности безработных граждан в Красноярском крае, в 2009 году

 

 

 Ситуация на рынке труда  Красноярского края в 2010 году  сложилась следующая. В январе 2010 года в краевые государственные  учреждения службы занятости  населения 26,8 тысячи человек обратились  за предоставлением государственных услуг в области занятости населения, в том числе, за содействием в поиске работы - 12,1 тысячи человек, из них 0,8 тысячи человек были уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (в январе 2009 года - 24,8 тысячи человек, 14,6 тысячи человек и 1,6 тысячи человек соответственно).

 

По состоянию на 1 февраля 2010 года в органах службы занятости населения  Красноярского края зарегистрированы 44,7 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2,9% экономически активного населения (на 1 февраля 2009 года - 2,6%). В органы службы занятости населения работодателями заявлены 14,4 тысячи вакансий. По состоянию на 1 февраля 2010 года имеются сведения о 13,1 тысячи свободных рабочих мест (вакантных должностей, с учетом временных работ) в городах и районах края (на 01.01.2010 - 8,4 тысячи). В январе 2010 года 18,8 тысячи человек и 0,8 тысячи работодателей получили информацию о положении на рынке труда. При содействии органов службы занятости:

 

- нашли работу 4,6 тысячи человек,  в том числе 2,9 тысячи безработных  граждан;

 

- приступили к профессиональному  обучению по направлению службы  занятости 0,2 тысячи безработных  граждан.

 

За период с 17 по 24 февраля 2010 года численность безработных граждан увеличилась на 0,4 тыс. человек. По данным, полученным в пресс-службе краевой администрации, на 1 марта уровень безработицы в Красноярском крае составил 4,3%, в Эвенкийском и Таймырском АО - по 6,5%. Наиболее востребованы профессии рабочих и должности служащих в январе 2010 года представлены в таблице Приложение 3.

Информация о работе Механизмы решения проблемы безработицы