Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 06:58, курсовая работа
Цель - выявление механизмов решения проблемы безработицы.
Для достижения цели предполагает решение следующих задач:
- дать понятие и сущность безработицы, ее причины и виды;
- раскрыть пути решения проблемы безработицы в современных условиях;
- охарактеризовать политику и механизмы воздействия на занятость на региональном уровне (в Красноярском крае).
Введение
1 Проблема безработицы и занятости населения в современных условиях
1.1 Понятие безработицы, причины и ее последствия
1.2 Формы безработицы
2 Безработица в Российской Федерации и меры борьбы с ней
2.1 Анализ занятости и безработицы в России
2.2 Государственная политика борьбы с безработицей в России
3 Пути решения проблемы безработицы и занятости населения в Красноярском крае
3.1 Состояние рынка труда в Красноярском крае
3.2 Механизмы обеспечения занятости населения в Красноярском крае
Скрытая безработица состоит из людей, которые не входят в экономически активное население на данный момент времени, но хотели бы войти в рабочую силу, если предоставленная им работа будет для них подходящей. В России скрытой безработицей называется ситуация, когда работники, формально не разрывая трудовых отношений и считаясь занятыми, не имеют работы и не получают заработную плату или работают неполное рабочее время (день, неделю). В международной практике такая ситуация называется недозанятостью.
Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рис.1.).
Рисунок 1 - Перемещение «занятых» и «безработных»
Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.
Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Данный показатель представляет собой отношение численности безработных к численности рабочей силы (или экономически активного населения) в процентном отношении:
Оптимальная безработица определяется специалистами как безработица, уровень которой ниже естественной, нормальной безработицы. Но, даже при достижении оптимального уровня безработицы благосостояние населения на максимально возможном уровне не обеспечивается, поскольку существует тесная взаимосвязь заработной платы и цены на потребительские товары от размеров безработицы -- чем меньше безработица, тем больше общая сумма денежных доходов населения, тем выше его платежеспособный спрос на потребительском рынке. И по законам рынка цены на потребительские товары растут еще быстрее, обесценивая денежные доходы населения, т.е. имеет место инфляция.
Наглядной иллюстрацией этого процесса служит кривая Филлипса, показывающая соотношение между годовыми темпами роста безработицы, инфляции и заработной платы. При уровне безработицы в 5,5% заработная плата поддерживается на одном уровне, если же безработица сокращается, то заработная плата повышается и наоборот. Такая же взаимосвязь имеется между движением безработицы и уровнем потребительских цен (инфляцией).
Таким образом, безработица - это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода).
Проблема безработицы и
2 Безработица в Российской
2.1 Анализ занятости и
Безработица, главная проблема 2010 года, продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние данные Росстата. Начиная с сентября 2009 года, опросы населения проводятся ежемесячно. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2010 г. составила 74464 тыс. человек, или более 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 68028 тыс.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6436 тыс.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с февралем 2009 г. численность занятого населения увеличилась на 268 тыс.человек, или на 0,4%, численность безработных сократилась на 620 тыс.человек, или на 8,8% (рис.2).
Рисунок 2 - Динамика численности экономически активного населения
в России (млн.чел)
Уровень безработицы, исчисленный
как отношение численности
Рисунок 3 - Уровень безработицы в России
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2010 г. составил 61,1% (табл.1).
Таблица 1 - Экономическая активность населения
02.2009
2010
Февраль 2010 прирост, снижение (-)по сравнению с
январь
февраль
02.2009
01.2010
Тыс.человек
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)
74816
74569
74464
-352
-105
занятые
67760
67737
68028
268
291
безработные
7056
6832
6436
-620
-396
В процентах
Уровень экономической активности
(экономически активное население к
численности населения в
66,9
66,9
66,8
-0,1
-0,1
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)
60,6
60,8
61,1
0,5
0,3
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
9,4
9,2
8,6
-0,8
-0,6
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2010г. численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 2295 тыс.человек (рис.4).
Рисунок 4 - Динамика численности безработных (млн.чел)
Одна из причин таких отклонений - это методологические различия в части охвата категорий населения. Так, в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в феврале 2010г. около 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42% составляли лица старше или моложе трудоспособного возраста, 39% - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 19% - лица в трудоспособном возрасте, получающие пенсии за выслугу лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ. Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы (рис.5).
Рисунок 5 - Способы поиска работы безработными
(в % к общей численности
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2010г. составила 38%, среди безработных женщин - 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2010г. составила 43,8%, доля городских жителей среди безработных - 65,5%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2010г. это превышение составляло 1,6 раза (табл.2).
Таблица 2 - Уровень безработицы по полу и месту проживания (%)
Всего
Мужчины
Женщины
Городское население
Сельское население
2009
Февраль
9,4
10,2
8,6
8,2
13,1
Май
8,5
9,2
7,9
7,7
10,9
Август
7,8
8,3
7,4
6,9
10,7
Сентябрь
7,6
8,1
7,0
6,7
10,2
Октябрь
7,7
8,2
7,3
6,7
10,7
Ноябрь
8,2
8,4
7,9
7,4
10,5
Декабрь
8,2
8,8
7,6
7,1
11,5
2010
Январь
9,2
9,9
8,4
7,8
13,4
Февраль
8,6
9,5
7,8
7,5
12,0
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2010г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,4%) и 20-24 года (17,1%) (рис.6).
Рисунок 6 - Уровень безработицы по возрастным группам в феврале 2010 г. (в % от экономически активного населения)
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в феврале 2010г. составил 18,9% (в феврале 2009г. - 20,0%), в том числе среди городского населения - 16,9%, среди сельского населения - 23,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,4 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 34,8% и 26,4%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2010г. их численность составила 1,5 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).
В феврале 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис.7).
Рисунок 7 - Уровень безработицы по федеральным округам в 2009-2010 гг. (в % от экономически активного населения)
Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении 1. В целях повышения репрезентативности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за два последних месяца.
2.2 Государственная политика борьб
Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения в число наиболее актуальных.
Мы уже называли основные причины безработицы и специфику российского рынка труда, поэтому охарактеризуем государственную политику борьбы с безработицей в Российской Федерации. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
- выплата пособий по безработице;
- создание служб занятости (
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
- усовершенствование системы
- создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
- создание государственных
- помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
- проведение антициклической (
- создание дополнительных
Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы [17].