Механизм стимулирования инвестиций в человеческий капитал

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является научное обоснование перспективных направлений активной государственной политики формирования качественного национального человеческого капитала.
Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач, определяющих структуру исследования:
- раскрыть сущность понятия «качество человеческого капитала»
- проанализировать существующие методики оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал
- определения минимума необходимых инвестиций в повышение качества человеческого капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1: Теоретические основы стимулирования инвестиций в человеческий капитал
§1.1. Понятие, сущность и структура человеческого капитала………………………..4
§ 1.2. Принципы управления инвестициями в человеческий капитал………………...8
Глава 2: Способы образования инвестиций в человеческий капитал
§ 2.1. Инвестиции в человеческий капитал и эффекты образования………………...11
§ 2.2. Национальная доктрина развития человеческого капитала……………………15
Заключение……………………………………………………………………………….22
Изученная литература…………………………

Работа содержит 1 файл

ekonom_teoria_kursovaya.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

      Работник  может являться как объектом так и субъектом инвестиционной деятельности. В первом случае он выступает  как ресурс, для увеличения  качества и количества. Во втором случае работник стремится самореализоваться, повысить свою ценность на рынке труда. Как объект инвестиций работник испытывает воздействие со стороны инвесторов, как субъект – сам участвует в формировании инвестиций в человеческий капитал. [2]

Рисунок 1.2 – Матрица соотношения самоинвестирования работника и инвестирования предприятия в человеческий капитал.

      Принцип  соинвестирования имеет особое  значение при управлении инвестициями  в человеческий капитал, поскольку  определяет взаимовыгодное участие заинтересованных сторон.

      Весьма  значимым является принцип оценки  корректировки факторов саморазвития  работников. В процессе саморазвития  инициатором инвестиция является  работник, поскольку он осознаёт  необходимость повышения своей  ценности. Саморазвитие работников базируется на понимание своего сегодняшнего состояния  и того, чего они хотят достичь в будущем.

      Для  обеспечения дифференцированного  подхода, предполагающего направление  инвестиций в элементы человеческого  капитала,  следует применить принцип адресности. Адресность инвестиций предполагает выявление либо  формирование инновационных групп в структуре персонала и поддержку приорететных направлений инновационной деятельности.

      Использование  принципа адресности в управлении  инвестициями поддерживает и развивает принцип оценки и корректировки векторов саморазвития, уточняет масштабы инвестиций и повышает возможности контроля и использования в развитии человеческого капитала в заданных параметрах развития.

 

 

Способы образования  инвестиций в человеческий капитал

2.1. Инвестиции  в человеческий капитал и эффекты  образования

      Одним  из направлений, обеспечивающих  рост накопления и воспроизводства   человеческого капитала в инновационной  экономике, является образование,  которое обеспечивает подготовку кадров для каждой из сфер общественного воспроизводства. Содержание и состояние системы образования определяется социально экономической ситуацией в обществе. [3]

      В России необходимо  проведение прежде всего грамотной социальной политики и перевод социальной сферы с пути эволюционных катастроф на путь эволюционной революции. Первые шаги в данном направлении предпринимаются сейчас правительством. Базовой идеей президентской программы являются инвестиции в человеческий капитал, а именно: в жилищные программы, образование и здравоохранение, сельское хозяйство.  Решение этих вопросов прямо влияет  на демографическую ситуацию в стране и что крайне важно создаёт необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала. По заявлению президента на инвестиции  в человеческий капитал будет потрачено 500 млрд. руб. Будет потрачена значительная сумма в области образования. Для поддержки талантливой молодёжи будет учреждено не менее 5 тыс. грантов. На макроэкономическую ситуацию новые социальные расходы, по прогнозам экспертов, практически не повлияют. Предполагаемая сумма составляет всего 0,5% ВВП и для бюджета не значительна. [3]Эксперты прогнозируют небольшой спрос, так как деньги достанутся наименее обеспеченным гражданам. Но нагрузка на бюджет снизится., так как повышение заработной платы бюджетником будет производится одновременно с постепенным переходом на плаитное образавание и здравоохранение.

      Образовательные   услуги имеют специфические черты.  Во-первых, последствия проявления  от потребления образовательных услуг оказывается благом не только для непосредственного потребления, но и для экономики и общества в целом. Экономика, в которой работники имеют высокий уровень образования, соответствующей используемым в ней технологиям, обладает преимуществами перед экономикой, использующей более отсталые технологии и более квалифицированную рабочую силу. Стимулирование образования в первой группе стран оказывается для государства чистой потерей финансовых средств, которые не возмещаются ростом налоговых поступлений. Для второй группы стран высокая квалификация работников приносит доход в бюджет. [3]

      Во-вторых образовательные  услуги оказываются доверительным  благом. Качество образовательных  услуг как доверительного блага  проявляется в изменении уровня  знаний, умений, навыков. И может быть оценено на рынке труда в форме того дохода , который будет получен работником после знания того или иного рабочего места.

      Россия обладает  высоким образовательным потанциалом,  но отстаёт в развитии от других стран. Это объясняется рядом причин. Неэффективным использованием наличного человеческого капитала, неадекватной развитию знаний системы производственных отношений и прежде всего нерациональным осуществлением инвестиций в человеческий капитал и неэффективным вложением в человеческий капитал. [3]

      Первое высшее  образование рассматривается в  последние время как необходимое  условие для будущего вхождения  в средний класс. Сознательно  или подсознательно люди начинают  понимать, что оплата образовательных услуг является долгосрочной инвестицией в собственный человеческий капитал.

      Можно  выделить ряд соответствий заработной  платы и уровня оброзования. Во-первых заработки сильно коррелируют с образованием. Во-вторых заработки увеличиваются с возрастом, достигая пика, потом незначтительно снижаются или остаются на одном уровне. В-третьих , чем выше уровень образования, тем в более позднем возрасте достигается максимум заработка. В-четвертых, заработки растут с возрастом в большей мере для более образованных работников. Расчеты показываю, что вложения в высшее образование, осуществляемые человеком, как правило полностью окупаются и приносят ощутимые выгоды. [3]

      Таким  образом можно заключить, что спрос на образовательные услуги в условиях инновационной экономики должен и будет расти, а инвестиции в человеческий капитал должны стать основополагающими в бюджете населения. Однако спрос на образовательные услуги не соответствует предложению на рынке образовательных услуг. Для разрешения данного противоречия необходим инновационный подход к образованию.

Таблица 1- Отличительные  черты системы коучинга

Критерии сравнения

Традиционный подход

Коучинг

Формы обучения

 

Акценты

 

Организация

 

Мотивация

 

Оценка результативности

 

Центральная фигура процесса обучения

Лекции, семинары

 

Пополнение и обновление знаний

По планам администрации

 

 

Административная ответственность 

 

Приглашённые специалисты  со стороны 

Индивидуальное наставничество

Тренировка умений и  навыков

По личным планам развития

 

Рост компетентности и карьера

Профессиональная и  производственная активность

Коуч, наставник, тренер


      В отличии  от традиционного подхода, основанного на передаче и воспроизводстве знаний преподавателем студентам, инновационный подход основан на самостоятельном усвоении знаний и поддержке преподавателя и развития навыков анализа и решения реальных проблем. Центральной фигурой в данном случае является студент. Преподаватель при этом является организатором и консультантом. [3]

      Инновационный  подход изменяет и структуру  учебных программ и курсов, а  также время обучения.

      В выработке  адекватного современных реалиях  экономического сознания важную  роль играет непрерывное образование  на рабочих местах, особенно для специалистов или системы коучинга.

      Коучинг-это  процесс индивидуального и мелкогруппового  непрерывного обучения. От традиционных  форм повышения квалификации  коучинг отличает ряд существенных  черт. Согласно этому подходу в инновационной экономике надо переходить от системы оплаты простого труда к оплате за вложенный в человеческий капитал. [3]

Таблица 2 – Структура  доходов персонала в современных  фирмах

Оплата труда

Вознагрождение за человеческий капитал

Инвестиции фирмы в  человеческий капитал

Базисная (тарифная) оплата

Программы текущего премирования

Доплаты за условия труда (за вредность, риски, ночные смены)

Доплата за совмещение профессий

Оплачиваемее отпуска  и больничные

Медицинское страхование

Пенсионные программы

Компенсация подоходного  налога

Участие в капитале и  прибыле

Роялти

Бонусы менеджерам

Выслуга лет

Расходы на охрану труда  и технику безопастности

Оздоровительные программы

Повышение квалификации и переквалификация

Информационное обеспечение

Оплата инициативных НИОКР

Программа закрепленя кадров

Статусные льготы.


      Данная  система помимо основной оплаты  труда включает вознаграждения  за  непосредственно вложенный  в человеческий капитал (оплата  отпусков, пенсионные программы, участие в капитале, бонусы менеджерам) инвестиций в человеческий капитал.

      В России  появились фирмы, которые начинают осваивать эти системы вознаграждения персонала, в том числе стимулирование изобретательской и рационализованной деятельности, использование систем участия в капитале и прибыли предприятия.

      Другим важным показателем социальной эффективности образования является зависимость продолжительности жизни от уровня профессиональной подготовки: между уровнем образования и состояния здоровья населения прослеживается устойчивая зависимость.  Индивиды, имеющие более высокий уровень образования, в среднем живут дольше. Это означает, что лица с лучшей образовательной подготовкой имеют больше возможностей  эффективно использовать свой капитал здоровье: ведут здоровый образ жизни, как правило избегают профессий, связанных с вредными и опасными условиями труда, разумнее пользуются медицинскими услугами. [3]

      Важным  показателем социальной эффективности   является уровень безработицы. Он падает с повышением образовательной подготовки населения. Это означает, что образование делает труд человека более эффективным.

      Таким  образом можно заключить, что  одним их путей выхода России  из затянувшегося кризиса является  совершенствование института образования,  который способствует воспроизводству  и накоплению человеческого капитала, а следовательно является одним из факторов экономического роста в экономике.

  

 

 

2.2. Национальная доктрина развития человеческого капитала

      Нормативно  – правовой статус. Он определяет, что надо делать и как реально  осуществлять. Достижение последнего возможно в рамках федерального закона, определяющего  комплексно полномочия государственных структур в решение проблемы формирования и воспроизводства человеческого капитала. Доктрина прописывает не только общий замысел, стратегию государственного воздействия на человеческиё капитал, но и задаёт содержание  государственной социально-экономической политики. [4] Так напиример, национальная доктрина образования, утверждённая в 2000 году, прописывает цели и задачи системы образования, задачи государства в сфере  образования и определяет то, что надо сделать с точки зрения финансирования.

      Чёткий  и понятийный аппарат. Значимость  чётко категориальной определённости  задаёт тип управления механизма воздействия на объект управления, в частности систему воспроизводства человеческого капитала.

      Мы исходим  из интегративной характеристики  категории человеческий капитал,  предполагая в частности, что  человеческий капитал задает  орентиры, границы эффективности приложения труда как с точки зрения наемного работника, так и работодателя. С другой стороны мы признаем за человеческим капиталом характеристики статистики и динамики.

      Учитывая  современную практику хозяйствования, а также объективную необходимость  повышения инновационной отечественной экономики, мы исходим из того, что на первый план выходит интеллектуальная составляющая человеческого капитала, которая позволяет реализоваться его другим компонентам. С другой стороны объем, уровень и характер использования интеллектуального капитала определяется границами функционирования его же собственного человеческого капитала. [4]

      Таким  образом структура человеческого  капитала включает такие «глобальные  составляющие» как капитал образования, здоровья, интеллектуальный капитал, социальный капитал.

      Ценностный  выбор. Любое государственно-управленческое  решение должно отталкиваться  от ценностей, ценностного выбора, власти, общества, государства. 

      К числу  основных ценностных приоритетов  развития человеческого капитала  следует отнести:

      - устойчивое  социально-экономическое развитие

      - системное  развитие человека. Признание ведущей  роли человеческого потенциала  в социально-экономическом развитии  общества указывает на то, что  его формирование и развитие  в каждом индивиде  и обществе в целом возможны лишь при создании условий равной доступности всех и каждого к знаниям. [4]

      Указанные  ценности приоритеты имеют с  одной стороны равновекторный  характер. С другой стороны человеческий  капитал имеет интегративную категориальную определенность функционирования составляющих его подситсем определяется «стыковым» характером взаимодействия социальной и экономической составляющей.

      Российская  специфика. В современной Российской  практике практически не реализуется  экономический закон распределения по труд, а следовательно, и сущность заработной платы в частности, социально экономического оптимума распределения основной доли фонда потребления, определения в ней наемного работника.

      В 2004 году около 15% населения имели  доход, позволяющий обеспечить простое воспроизводство, 38,5% - расширенное воспроизводство, 46, 5% - не имели дохода, позволяющего обеспечить воспроизводство человеческого капитала.; в 2005 г. 15%, 35,5%, 49,6% и 39, 4% соответственно, что согласуется с диноамикой номинальной заработной платы в России в 2004 -2006.  [4]

Информация о работе Механизм стимулирования инвестиций в человеческий капитал