Механизм рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда.

Содержание

Введение ……..……………………………………................................1
Глава 1 Рыночный механизм и его элементы………………………...2
1.1. Деление рынков по видам производственных ресурсов….2
1.2. Цена…………………………………………………………..
1.3. Спрос и факторы, определяющие его величину………….
1.4 Предложение…………………………………………………………….
Глава 2 Предложение и спрос: рыночное равновесие …………….
2.1. Избыток………………………………………………………..
2.2. Нехватка …………………………………………………
2.3. Равновесие …………………………………………………
2.4. Изменения предложения и спроса
2.5. Сложные случаи.


Заключение …………………………………………..
Список использованной литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Механизм рынка.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

5. Предложение и  спрос: рыночное  равновесие

Для того, чтобы  установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти  на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные. Мы говорили: если цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом. 

. В табл. 4 столбцы 1 и 2 показывают шкалу рыночного предложения пшеницы, а столбцы 3 и 4 - шкалу рыночного спроса на этот товар. Для примера возьмем пять цен, хотя их может быть и больше. Мы предполагаем наличие конкуренции, то есть наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов.  

Избыток 

 Выясним, какая из пяти возможных цен, по которой пшеница может продаваться на рынке, будет признана в качестве рыночной цены на нее. Начнем с цены 5 тыс. руб. Эта цена не может быть основной рыночной ценой на кукурузу, потому что производители желают произвести и предложить к продаже на рынке по этой цене примерно 12 тыс. тонн, тогда как покупатели со своей стороны желают приобрести по этой цене лишь 2 тыс. тонн. Цена 5 тыс. руб. побуждает фермеров вырастить большое количество пшеницы, но отбивает у потребителей желание покупать её по столь высокой цене. При данной  цене покупка других продуктов представляется более выгодной сделкой. В результате на рынке образуется избыток в 10 тыс. тонн пшеницы, или избыточное предложение. Этот избыток, показанный в столбце 4 табл. 4, представляет собой превышение величины предложения над величиной спроса. У фермеров на руках оказывается ненужный запас продукции.

Цена 5 тыс. руб., даже если бы она временно и существовала на рынке, не способна удержаться там в течение какого-либо периода времени. Очень большой излишек пшеницы заставил бы конкурирующих продавцов сбить цену, чтобы побудить покупателей купить продукцию, которая находится в излишке. Допустим, что цена опускается до 4 тыс. руб. Более низкая цена подтолкнула покупателей приобрести на рынке больше пшеницы, но вместе с тем побудила производителей использовать для выращивания пшеницы меньше ресурсов. В результате излишек сократился до 6 тыс. тонн. Однако излишек все еще сохраняется и конкуренция между продавцами вновь сбивает цену. Можно, следовательно, сделать вывод, что цены 5 и 4 тыс. руб. окажутся неустойчивыми, поскольку они чересчур высоки.     
 
 
 

Общая величина предложения Цена за тонну Общая величина спроса за неделю Избыток(+) или  нехватка(-)
12 000 5 2000 + 10 000
10 000 4 4000 + 6000
7000 3 7000 0
4000 2 11 000 - 7000
1000 1 16 000 - 15 000
 

Таблица 4. Рыночное предложение пшеницы и спрос на нее (в тыс. тонн)  

Нехватка. 

  Теперь рассмотрим  цену 1 тыс. руб. Видно, что при этой цене величина спроса превышает величину предложения на 15 тыс. единиц. Эта цена отбивает у фермеров желание направлять свои ресурсы на выращивание пшеницы, но одновременно порождает у потребителей стремление купить больше продукта, чем имеется на рынке. В результате возникает дефицит кукурузы в размере 15 тыс. бушелей, или избыточный спрос на нее. Цена 1 тыс. руб. также не способна удержаться на рынке в качестве рыночной цены, так как конкуренция между покупателями поднимет цену выше. Многие потребители, которые хотели и могли себе позволить приобрести кукурузу по данной цене, в этой ситуации окажутся «за бортом». А многие другие потребители проявят готовность платить за пшеницу дороже 1 тыс. руб. ради того, чтобы все-таки получить возможность купить ее. Предположим, такая конкуренция между покупателем поднимет цену до 2 тыс. руб. Эта более высокая цена сокращает, но не ликвидирует нехватку продукта. При данной цене фермеры готовы направить большее количество ресурсов в производство пшеницы, а часть покупателей, желавшая платить за тонну 1 тыс. руб., предпочтет не покупать кукурузу по цене 2 т.р. Однако нехватка, или дефицит, кукурузы на рынке в размере 7 тыс. тонн по-прежнему сохранится. Следовательно, можно заключить, что конкуренция между покупателями поднимет рыночную цену на уровень выше еще выше.  

Равновесие 

Методом перебора мы исключили все цены, кроме цены 3 тыс. руб. Только при этой цене количество пшеницы, которое фермеры желают вырастить и предложить к продаже на рынке, равно тому ее количеству, которое потребители желают и в состоянии купить. В результате на рынке нет ни излишка, ни нехватки кукурузы по этой цене. Избыток продукта толкает цену на него вниз, а нехватка вызывает повышение цены. Когда при цене 3 тыс. руб. нет ни нехватки, ни излишка, не существует никаких оснований к тому, чтобы реальная цена на кукурузу менялась. Такая цена называется равновесной ценой. Следовательно, цена 3 дол. выступает как единственная устойчивая цена в условиях предложения и спроса, продемонстрированных в табл. 4.  

Графический анализ предложения и спроса приводит нас  к таким же заключениям. На

рис. 5 где совмещены кривая рыночного предложения и кривая рыночного спроса, причем на горизонтальной оси теперь отложены показатели и спроса, и предложения. 

 

Рисунок 5. Равновесные цена и количество продукта определяются рыночным спросом и предложением, где P – цена за 1 тонну (в тыс. рублей), Q – количество пшеницы (в тыс. тонн в неделю) 

Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта, то есть при этом величина спроса превышает величину предложения. Предлагаемые конкурирующими покупателями надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню. А такое повышение цены одновременно заставляет производителей увеличивать предложение и «вытапкивает» лишних покупателей с рынка; в результате дефицит исчезает. Графически: точка пересечения кривой предложения с кривой спроса на продукт и есть точка равновесия. Здесь равновесная

цена составляет 3 дол., а величины спроса и предложения равны 7 тыс. бушелей.  

Уравновешивающая  функция цен  

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором решения  о купле-продаже согласуются, или  синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. В приведенном случае равновесная цена 3 дол. разгружает рынок, не оставляя обременительный излишек у продавцов и не создавая ощутимых нехваток продукта для потенциальных покупателей. По существу, рыночный механизм предложения и

спроса «утверждает» следующее: любой покупатель, который желает и в состоянии заплатить 3 дол. за бушель кукурузы, сможет его купить; те, кто не желает и не в состоянии, не смогут. Точно так же любой продавец, который желает и в состоянии выращивать кукурузу и предлагать ее к продаже по цене 3 дол., может с успехом это делать; те, кто не желает и не в состоянии, не станут выращивать кукурузу.  

Изменения предложения и  спроса  

Мы уже знаем, что спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений потребительских ожиданий или цен на сопряженные товары. С другой стороны, предложение может изменяться под влиянием изменения технологии, цен на ресурсы или налогов. А сейчас мы рассмотрим, как изменения предложения и спроса воздействуют на равновесную цену. Изменение спроса. Сначала проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рис. 3-ба.   

 

Рисунок 6. Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта. 
 

 Как это  повлияет на цену? Отметив, что  новая точка пересечения кривых  предложения и спроса имеет  более высокие значения как  на оси цены, так и на оси  количества, мы можем заключить:  увеличение спроса при прочих равных условиях (предложение) порождает эффект повышения цены и эффект прироста количества продукта. (Важное значение графического анализа становится особенно очевидным; уже нет нужны возиться с колонками цифр для определения воздействия нужного нам показателя на цену и количество продукта, здесь достаточно сопоставить положение новой точки с положением старой точки пересечения на графике.)  

Как показано на рис. 6 б, уменьшение спроса обнаруживает как эффект понижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Цена снижается, уменьшается также количество продукта. Короче, мы обнаруживаем прямую зависимость между изменением спроса и возникающими вследствие этого изменениями и равновесной цены, и количества продукта.

Изменение предложения. Теперь осуществим противоположную процедуру и проанализируем воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рис. 3-бв, новая точка пересечения кривых предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. С другой стороны, когда предложение

сокращается, это  ведет к повышению цены продукта, но уменьшению его количества. Рис. 6 г иллюстрирует подобную ситуацию. Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Сокращение предложения порождает эффекты повышения цены и сокращения количества продукта. Таким образом, существует обратная зависимость между изменением спроса и сопутствующими ему изменениями равновесной цены и количества продукта 
 
 

Сложные случаи. 

 Ситуация  существенно осложняется, когда  предложение и спрос меняются  одно-

одновременно.

1. Предложение растет, спрос сокращается. Сначала предположим, что предложение увели-

увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние  это окажет на равновесную цену? В этом примере совмещаются два  эффекта снижения цены, причем в  конечном счете цена понизится больше, чем в результате каждого из этих событий, взятого в отдельности. Увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Если рост предложения превышает падение спроса, то равновесное количество продукта окажется больше первоначального. Однако если относительное увеличение предложения будет меньше масштабов сокращения спроса, то равновесное количество продукта уменьшится.  

2. Предложение  падает, спрос возрастает.

Второй возможный  случай — это когда предложение  сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдается двойной эффект повышения цены. Можно предвидеть, что увеличение равновесной цены окажется большим, чем если бы оно было вызвано любым из этих факторов в отдельности. Воздействия на равновесное количество продукта в данном случае опять разнонаправлены и конечный результат зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше первоначального. Однако если предложение сокращается в относительно меньших масштабах, чем растет спрос, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.  

3. Предложение  растет, спрос растет. А что происходит, когда и предложение, и спрос  увеличиваются? Как это скажется на равновесной цене? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену — эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, в конечном счете равновесная цена упадет. В обратном случае равновесная цена повысится. Воздействие же на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта. Это означает, что равновесное количество продукта возрастет в этом случае на большую величину, чем под влиянием каждого из факторов, взятых отдельно.  

4. Предложение  падает, спрос падает. Одновременное  уменьшение предложения и спроса можно подвергнуть такому же анализу. Когда масштабы сокращения предложения превышают масштабы сокращения спроса, равновесная цена возрастает. В противоположной ситуации равновесная цена снижается. Поскольку и уменьшение предложения, и уменьшение спроса оказывают понижающее воздействие на количество продукта, можно с уверенностью ожидать, что равновесное количество продукта окажется меньше первоначального. В табл. 3-9 эти четыре случая сведены воедино. Вам следует построить графики спроса и предложения для каждого из этих случаев, чтобы убедиться в том, что соответствующие изменения равновесной

цены и равновесного количества продукта указаны в табл. 3-9 верно.  
 
 
 
 
 
 

Изменение    предложения Изменение

спроса 

Воздействие

на равновесную цену

Воздействие

на равновесное  количество

продукта 

1) увеличение  сокращение  снижение  неопределенно
2) сокращение  увеличение  повышение неопределенно
3) увеличение  увеличение  неопределенно увеличение 
4) сокращение  сокращение  неопределенно уменьшение 

Информация о работе Механизм рынка