Механизм рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда.

Содержание

Введение ……..……………………………………................................1
Глава 1 Рыночный механизм и его элементы………………………...2
1.1. Деление рынков по видам производственных ресурсов….2
1.2. Цена…………………………………………………………..
1.3. Спрос и факторы, определяющие его величину………….
1.4 Предложение…………………………………………………………….
Глава 2 Предложение и спрос: рыночное равновесие …………….
2.1. Избыток………………………………………………………..
2.2. Нехватка …………………………………………………
2.3. Равновесие …………………………………………………
2.4. Изменения предложения и спроса
2.5. Сложные случаи.


Заключение …………………………………………..
Список использованной литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Механизм рынка.doc

— 260.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Изменение спроса

Если потребители  обнаруживают желание и способность покупать большее количество товара по каждой из возможных цен, то происходит увеличение спроса. На рис. 3 это

увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо. И наоборот уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения одной или нескольких его детерминанты потребители покупают меньшее количество продукта, Графически падение

спроса выражается в смещении кривой спроса влево.  

 

Рисунок 3. Изменение спроса на кукурузу, где P – цена за 1 тонну (в тыс. рублей), Q – величина спроса (количество тонн в неделю) 
 
 

1. Потребительские вкусы. Могут как увеличить спрос, так и уменьшить, они  зависят от множества факторов и таких как реклама, изменения моды, средства массовой информации и т.д. На вкусы потребителей могут повлиять технологические из- изменения, воплощенные в новом продукте. Например, появление компакт-дисков сильно снизило спрос на  пластинки, видео и аудио кассеты, появление сотовых телефонов значительно снизило спрос на пейджеры и домашние телефоны.

2. Количество  покупателей. 

Увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса, уменьшение числа потребителей приводит к сокращению сокращении спроса. Например: Открытие горнолыжного комплекса «Люскус» недалеко от Кемерово, спровоцировало увеличение числа людей, занимающихся зимними видами спорта, это привело к повышению спроса на сноуборды, лыжи и обмундирование. А сокращение рождаемости в начале 90-х сказалось падением спроса на обучение в этом году, соответственно учебные заведения испытывали недобор учащихся.

3. Доход. Воздействие  на спрос изменений

денежного дохода более сложно.

Применительно к большинству товаров повышение  дохода приводит к увеличению спроса.

потребители, как  правило, покупают больше булочек, автомобилей, стереоустановок. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

большинство продуктов  относится к нормальным товарам, существуют исключения. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, картофеля или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать молочные продукты и мясо, или вообще обедать в ресторанах. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на вещи бывшие в употреблении: автомобили, одежда, и т.д. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товарами низшей категории.

4. Цены на  сопряженные товары. Приведет ли  изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем данного продукта.

Примером взаимозаменяемых товаров могут служить шампунь и мыло. Когда цена на шампунь растет, потребители покупают его в меньшем количестве, а

это вызывает повышение спроса на мыло. И наоборот, когда цена на шампунь снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на мыло. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость.  

Взаимодополняющие товары. Смысл этого определения  в том, что такие товары используются в сочетании друг с другом и  спрос на них сопряженный. Когда  цена на стиральные машины упадет, в результате вы будете покупать больше порошка. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.

5. Ожидания. Потребительские  ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Из сказанного выше можно сделать следующий  вывод.

 Увеличение спроса может быть вызвано:

1) благоприятными  изменениями вкусов потребителей;

2) увеличением  числа покупателей; 

3) ростом доходов,  если это нормальный товар; 

4) сокращением  доходов, если это товар низшей  категории; 

5) повышением  цены на товар-заменитель;

6) снижением  цены на сопутствующий товар; 

7) ожиданиями  потребителей повышения в будущем  цен и доходов.  
 

Предложение 

Предложение показывает нам, какие объемы продукта будут  предложены для продажи по разным ценам при прочих равных условиях. Согласно нашему определению этого понятия,

предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Предложение указывает на количество продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам.

Закон предложения 

Данные табл. 3 указывают на положительную или прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен сокращается также и предложение.  

Цена  за тонну в тыс. рублей Величина предложения в неделю
5

4

3

2

1

60

50

35

20

5

 

Таблица 3. Предложение пшеницы индивидуальным производителем (в тоннах) 

Эта специфическая  связь называется законом предложения. Суть его в том, что производители  изготавливают и предлагают к  продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой. Это в основном диктуется здравым смыслом. С точки зрения потребителя цена служит сдерживающим фактором. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, выступающий в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта. Чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. При данных издержках производства чем выше цена, тем больше прибыли получает производитель и, значит, тем сильнее его побудительные мотивы для увеличения объема предложения.

Рассмотрим предприятие  в об обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники  обычно сталкиваются с увеличением  издержек производства единицы продукции, поэтому для покрытия возросших  издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. издержки возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому по мере того, как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов – например: рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, стационарные сооружения и оборудование в какой- то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Для производства этих более дорогостоящих единиц продукта производители должны получать более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.  

Кривая предложения 

Понятие предложения, так же как и спроса, можно представить в графическом изображении. Оси на рис. 4 те же, что и на рис. 3, только вместо чины спроса здесь изображена величина предложения. Техника построения графика такая же, количественные данные и возникающие между ними связи иные.  

 

Рисунок 4. Изменения предложения кукурузы, где P – цена за 1 тонну (в тыс. рублей), Q – величина предложения (количество тонн в неделю) 
 

Детерминанты  предложения 

К основным детерминантам  предложения отно-

относятся следующие:

1) цены на ресурсы

2) технология производства

3) налоги и  субсидии

4) цены на  другие товары

5) ожидания изменения  цен

6) число продавцов на рынке.

 

Изменение одной (или более) этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения продукта либо вправо, либо влево. Смещение вправо от S1  к S2 на рис. 4 означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, от S1, к S3 на рис. 4, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.  

Изменение предложения 

Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из детерминант.

1. Цены на  ресурсы. 

Существует самая  тесная связь между издержками производства и предложением.

Кривая предложения  фирмы основывается на издержках  производства; за дополнительные единицы  продукта фирма должна получать более  высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует  больших затрат. Отсюда следует, что снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть

переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения  кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.  

2. Технология.

Совершенствование технологии означает, что новые знания позволяют производить 

каждую единицу  продукции с меньшими затратами  ресурсов. При данных ценах на ресурсы  это приведет к снижению издержек производства и увеличению предложения. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. Это приведет к снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении

которых затрачивается большое количество электроэнергии, например, стали.  

3. Налоги и  субсидии.

Фирмы рассматривают  большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение  налогов, скажем налога с оборота  или налога на имущество, увеличивает  издержки производства и сокращает предложение. Субсидии же считаются «налогом наоборот». Когда государство каким – либо образом поддерживает производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.  

4. Цены на  другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на кукурузу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше пшеницы. И напротив, повышение цены на кукурузу

может заставить  фермеров сократить производство и предложение пшеницы.  

5. Ожидания.

Ожидания изменений  цены продукта в будущем также  могут влиять на желание производителя  поставлять продукт на рынок в  настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на текущем предложении продукта

Люди могут повременить с выставлением квартиры или автомобиля на продажу, ожидая повышения цены на них в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на бензин

может сократить  текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать  увеличение предложения.  

6. Число продавцов.

 При данном  объеме производства каждой фирмы  чем больше число поставщиков,  тем больше рыночное предложение.  По мере вступления в отрасль  новых фирм кривая предложения  станет смещаться вправо. Чем  меньше в отрасли количество  фирм, тем меньше рыночное предложение.  
 
 
 

Информация о работе Механизм рынка