Механизм рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда.

Содержание

Введение ……..……………………………………................................1
Глава 1 Рыночный механизм и его элементы………………………...2
1.1. Деление рынков по видам производственных ресурсов….2
1.2. Цена…………………………………………………………..
1.3. Спрос и факторы, определяющие его величину………….
1.4 Предложение…………………………………………………………….
Глава 2 Предложение и спрос: рыночное равновесие …………….
2.1. Избыток………………………………………………………..
2.2. Нехватка …………………………………………………
2.3. Равновесие …………………………………………………
2.4. Изменения предложения и спроса
2.5. Сложные случаи.


Заключение …………………………………………..
Список использованной литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Механизм рынка.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

В современных  условиях экономика управляется  не только "невидимой рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохранятся, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Регулирующая  функция рынка - самая важная. Она  связана с воздействием рынка  на все сферы экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить." Рынок немыслим без конкуренции.

Американские  профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции заключается  в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей - предприятий и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену" ("Экономика, принципы, проблемы и политика". Баку, 1992 г., т. 1, гл.3).

Широкое рассеивание  экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода и нее. Эта  свобода необходима для того, чтобы  экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.

Объектом конкуренции  являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн.

 Конкуренция  одновременно имеет и положительные  и отрицательные стороны: 

1) она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко  реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики. 

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу  определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к  дифференциации доходов и создает  условия для их несправедливого  распределения; 

3) ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и не догрузка мощностей  в периоды производственных спадов. 

3. Спрос и факторы,  определяющие его  величину 

Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос  и предложение.

Каждый может  убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит  от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено, при прочих равных условиях, больше единиц этого товара.

В табл. 1 приведена шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество тонн пшеницы. Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой пшеницы и ее количеством, которое потребитель желает и в купить по каждой из этих цен. Как видно из

табл. 1, если цена за тонну составляет на рынке 5 тысяч рублей., потребитель будет готов и способен покупать в неделю 10 тонн, если же цена составит 4 тысячи рублей., потребитель будет готов и способен купить в неделю 20 тонн и т.д. Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на рынке пшенишы Следовательно, спрос — это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.  

Таблица 1. Спрос индивидуального покупателя на пшеницу (в тоннах)  

Цена  за тонну в тыс. рублей Величина спроса в неделю
5

4

3

2

1

10

20

35

55

80

 
 
 
 

Для того чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени - дню, неделе, месяцу и т.д.

Не зная, о  каком конкретно периоде времени идет речь, мы не сможем сказать — велик или мал спрос на товар.  

Закон спроса

Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту зависимость законом спроса.

На количество купленного товара, помимо цены влияют многие другие факторы. Например,

количество приобретенных кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от цены таких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok, Adidas, и т.д. Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будет приобретено меньше, если их цена растет, в то время как цена кроссовок фирмы Reebok, Adidas, остается постоянной. Короче, если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, если цена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих кроссовок, возрастет на некоторую сумму, например на 5 дол., потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike.

Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже

ценовой барьер, тем большее количество товара они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Фирмы сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их

снижения.

В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая чашка кофе дает потребителю меньше удовлетворения, чем первая, третья приносит еще меньше удовольствия, или полезности, чем вторая, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

Закон спроса можно  также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

То - есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Например: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения).

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену - на вертикальной оси. Разместим на графике те пять вариантов «цена - количество», которые показаны в табл. 1, проведя

перпендикуляры  к соответствующим точкам на двух осях. Так, для нанесения на график варианта: «при цене 5 тыс. руб. величина спроса составляет 10 тонн» - мы проводим перпендикуляр к точке 10 на горизонтальной оси (количество), который должен встретиться с перпендикуляром, проведенным к точке 5 тыс.ркуб. на вертикальной оси (цена). Если эту операцию проделать для каждого из пяти возможных вариантов, мы в результате получим ряд точек, которые показаны на рис. 1. Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель готов купить по этой цене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной спроса существует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обратной связи между ценой и величиной спроса и построить кривую, представляющую все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в пределах, показанных на графике.  

 

Рисунок 1. Кривая индивидуального спроса на кукурузу, где P – цена за 1 тонну (в тыс. рублей), Q – величина спроса (количество тонн в неделю) 

Рассмотрим ситуацию, в которой на рынке выступает несколько покупателей.

Перейти от шкалы  индивидуального спроса к шкале  рыночного спроса можно посредством  суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных  ценах. Если бы на рынке действовали  лишь три покупателя, как это показано в табл. 2, было бы легко определить общие величины спроса при каждой цене.  

  
 
 
 
 
 

Цена  за тонну

(в тыс. руб.)

Величина  спроса Общая величина спроса за неделю
1-й  покупатель 2-й покупатель 3-й покупатель
5 10 12 8 30
4 20 23 17 60
3 35 39 26 100
2 55 60 39 154
1 80 87 54 221
 
 

Таблица 2  Рыночный спрос на пшеницу, 3 покупателя (в тоннах) 

На рис. 2 процесс  суммирования изображен графически, взята одна цена – 3 тыс.руб. 

Рисунок 2. Кривая рыночного спроса - сумма кривых индивидуального спроса 

Детерминанты  спроса

Однако при  построении кривой спроса следует также допустить, что существуют и другие факторы, влияющие на изменение спроса - детерминанты.

Основные детерминанты рыночного спроса:

  • вкусы, или предпочтения, потребителей;
  • число потребителей на рынке;
  • денежные доходы потребителей;
  • цены на сопряженные товары;
  • потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Информация о работе Механизм рынка