Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы: рассмотреть механизм рынка совершенной конкуренции.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1)Рассмотреть основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

2)Проанализировать поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

3)Изучить преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 278.59 Кб (Скачать)

     Совокупность  перечисленных достоинств, бесспорно, делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Собственно говоря, когда экономисты рассуждают о саморегуляции рынка, автоматически приводящей экономику в состояние оптимума - а такая традиция восходит к Адаму Смиту, речь может идти о совершенной конкуренции и только о ней.  
 
 
 

_________________________

     *Нуреев  Р.М. Указ. соч. - С.222.

3.2.Недостатки  рынка совершенной  конкуренции 

     Совершенная конкуренция как структура рыночной экономики имеет ряд недостатков:

     -Совершенная  конкуренция исходит из платежеспособных возможностей, обусловленных неравномерностью распределения доходов,

что создает  равенство возможностей, но не равенство  результатов.

     -Совершенная  конкуренция в силу большого  количества фирм не способна  обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического  прогресса, особенно фундаментальных  исследований.

     -Совершенная  конкуренция, как правило, не  учитывает разнообразия потребительских  запросов, так как одним из  ее условий является стандартизация  продукции, а, наоборот, ее дифференциация  связана с повышением издержек  на ее производство, что снижает  конкурентоспособность фирмы в  совершенной рыночной структуре. 

     -Кроме  того, совершенная конкуренция не  предусматривает производство общественных  благ.

     -Ограниченность  совершенной конкуренции преодолевается  в условиях иных различных  типов рыночных структур.

     Многие  экономисты-критики считают, что  рыночная экономика стимулирует  участие своего главного контрольного механизма -конкуренции. Как мне кажется, конкуренция желательна, но она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной деятельностью. И в свободной, индивидуалистической среде рыночного капитализма предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции.

_________________________

     *Нуреев  Р.М. Указ. соч. - С.223.

     А также некоторые экономисты считают, что и сам технический прогресс, который, как известно, рыночная экономика поощряет, способствует упадку конкуренции. На мой взгляд, рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности любого человека.

     Существуют  также и некоторые другие аспекты  несостоятельности рыночной системы.

     Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все  издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое  распределение ресурсов, какое наилучшим  образом удовлетворяет потребности  общества. Рыночная экономика учитывает  лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах  и услугах, производство которых  не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система  не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует  полной занятости и стабильного  уровня цен. 
 

3.3.Критика модели совершенной конкуренции 

     "Человек  не может жить без экономической теологии, - писал Дж. К. Гэлбрайт - и в этом смысле конкурентная модель представляла немало достоинств". Действительно, она давала возможность для поиска удовлетворительного решения проблемы эффективности и проблемы экономической власти.

     В условиях неограниченной конкуренции  экономика функционирует с максимально  возможной эффективностью.

_________________________

     *Нуреев  Р.М. Указ. соч. - С.223.

     Ни  один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения своих издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются ненормальные прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые, привлекаются в одни, отрасли или устраняются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаются из сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной ставки, благоприятного для тех, кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций. В условиях совершенной конкуренции решается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению или регламентации частной экономической власти. Поскольку без государственного содействия достигнут максимум эффективности экономической системы, очевидно, что любое вмешательство правительства повредило бы такой эффективности.

     Достоинства модели совершенной конкуренции  были таковы, что она все менее  соответствовала действительности, и становилась скорее описанием  идеального общества.

     Такое критическое отношение стало  следствием не только сопоставления ее с фактами, но и пересмотра понятия конкуренции и ее форм. Модель неограниченной конкуренции могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими производственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществляется незначительным количеством фирм. Классическая конкуренция между многочисленными мелкими фирмами уступила место "конкуренции в узком кругу". Исследования, касающиеся рекламы и ее развития в современных условиях, показывают, что для нынешней экономической жизни характерно скорее разнообразие, чем однородность выпускаемой продукции. Таким образом, второе условие совершенной конкуренции полностью отпадает. Что касается свободного доступа в сферу той или иной отрасли  экономики, то достаточно перечислить необходимые для этого условия, чтобы представить себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни:        

     - требуется, чтобы инвестиции, необходимые для утверждения в отрасли, были незначительными и вступающие в нее фирмы могли найти достаточные средства;

     - затем нужно, чтобы рост производства в отрасли в результате появления новичков не оказал заметного влияния на цены и не отпугнул бы их, вызвав опасение изменить существующий уровень цен;

     - все потенциальные новички должны  иметь свободный доступ к производственным факторам, которые не находятся в руках или под контролем существующих уже фирм-монополистов;

     - не должно существовать никаких  искусственных препятствий для  вступления в данную отрасль;

     - новички должны производить товары, идентичные тем, которые поставляются  существующими фирмами.

     Потребности фирм в основном капитале, осуществление  инвестиций "блоками", стратегия крупных фирм в их отношениях с банками, преимущества, связанные с наличием товарного знака или использованием тех или иных технологий - все это факторы, которые могут в огромном числе случаев сделать свободу доступа в отрасль иллюзорной.   

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

     В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции  в строгом теоретическом значении, практически не встречается. Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, нужно выполнять следующие условия: наличие многих продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей.

     Он  представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет равна предельным издержкам и одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и средних издержек означает, что конкуренция вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители выигрывают от наиболее низких цен на продукцию, при издержках преобладающих в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.

     Равенство цены и предельных издержек показывает, что ресурсы распределяются так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом  соответствует предпочтениям потребителя.

     Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде  каждая фирма может выбрать и  реализовать наиболее эффектный  вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм. Успех деятельности конкурентной фирмы находится в прямой зависимости от выбора метода конкурентной борьбы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1.Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие. Издательство Юрайт,2005.

     2.Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А., Микроэкономика - третий уровень. Новосибирск: СО РАН, 2005.

     3.Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И., Микроэкономика., Санкт-Петербург, 2006.

     4.Ивашковский.С.Н. Микроэкономика:Учеб.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Дело,2005.

     5.Нуреев  Р.М. Курс микроэкономики. Учебник  для вузов.2-е издание., изм.-М.: Издательство НОРМА,2008.

     6.Селищев  А. С., Микроэкономика .Учебник,2008.

     7. Сидорович А.В., Агапова Т.А., Покидченко  Н.Г. Курс экономической теории, 2007.

     8.Тарасевич.Л.С.,Микроэкономика. Учебник 4-е издание., Издательство Юрайт , 2006.

     9. www. eup.ru

     10. www.ecsocman.edu.ru

         

                                                                                                                                                                      

                              
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                     

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции