Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы: рассмотреть механизм рынка совершенной конкуренции.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1)Рассмотреть основные характеристики рынка совершенной конкуренции.

2)Проанализировать поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

3)Изучить преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 278.59 Кб (Скачать)

2. фИРМА  в условияХ совершенной конкуренции 
 

2.1. Равновесие фирмы на конкурентном рынке в краткосрочном

периоде 

     Краткосрочным периодом называют такой период, в  течение которого производственные мощности каждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным.                                                                                                                      

     Выясним, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т.е. максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками. Прибыль фирмы (PF) есть разность между выручкой и издержками:

     PF = TR - ТС.

     Если  прибыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называют убытками. Величина убытков положительна. Равновесный выпуск есть объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна. В состоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным издержкам:

     МR = МС

     Иными словами, если достигнут объем выпуска, максимизирующий прибыль, то его  увеличение на единицу вызовет увеличение выручки фирмы и ее издержек на одну и ту же величину.                                                                                                                                            

     Для конкурентной фирмы предельная выручка  равна рыночной цене продукта. Поэтому  условие равновесия конкурентной фирмы  состоит в равенстве предельных издержек и рыночной цены продукта:

     МС=р.

     Современная экономическая теория утверждает, что  максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (МR = МС). Рассмотрим это условие подробнее. Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат — совокупные доходы и издержки (см.рис. 1)

     

    Рис. 1. Производство фирмы и достижение максимальной прибыли

     Совокупный  доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат, а  совокупные издержки получаются суммированием  кривых постоянных и переменных издержек. Соединив оба графика, легко понять, в каких пределах варьируется деятельность предприятия, приносящая доход. Максимальная прибыль производится, когда разрыв между ТR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход (ТС > ТR), такое производство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном ОМ. Его задача -закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода (МR) и предельных издержек (МС) равны:  МR = МС. Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам. Сопоставление предельного дохода с предельными издержками можно осуществить и непосредственно. Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой. Если МС < Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить. На рис.2 общий доход (ТR = PQ) равен площади прямоугольника ОМКN. Общие издержки ТС равны площади ОRSN, максимум общей прибыли (PFmах = TR-ТС) представляет площадь прямоугольника МRSК.

     

    Рис. 2. Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

    В условиях краткосрочного равновесия можно  выделить четыре типа фирм (см.рис.3). Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (АVС=Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р). В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать далее текущие издержки, и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где АVС > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.

    

    Рис. 3. Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия 
 
 
 
 

2.2. Долгосрочное равновесие конкурентной отрасли и фирмы 

     В условиях долгосрочного периода  фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может  менять число своих фирм. Поскольку  фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить  производство, снижая средние издержки. Кривая долгосрочного периода ATC формируется на основе кривых АТС краткосрочных периодов и строится на их минимальных значениях. Это объясняется тем, что любая фирма стремится минимизировать себестоимость продукции. В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются (см. переход от АТС1 к АТС2 на рис.4.) при убывающей производительности — растут (переход от АТС3 к АТС4).

     

     Рис.4. Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде

     Соединив  точки минимума АТС1, АТС2, АТС3,...,АТСn, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде АТСL.  Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными (см. рис.5).

    Рис. 5. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде совершенно эластична

     Однако  в большинстве отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены (рис.6). Наконец, бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены.

    

    Рис.6. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде является восходящей

     Подведем  итоги. В условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде (рис.7) максимум прибыли достигается при цене Р0, когда выполняется условие безубыточности

     МR = МС = Р = АС      или       P=ATC              

     При любой цене меньшей Р0 фирма в  длительно периоде уходит из отрасли (P<ATCmin). Таким образом, в долгосрочном периоде условие максимизации прибыли и безубыточность совпадают.

    

    Рис. 7. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

3. ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ 

     Основу  любой западной экономики составляет элементарная модель -модель совершенной конкуренции, которая дает обоснование саморегулирующемуся капитализму. Согласно этой модели, социальная значимость и благосостояние определяются посредством рынка, в рамках которого домашние хозяйства и предприятия взаимодействуют друг с другом как независимые элементы. Благополучие каждого домашнего хозяйства зависит исключительно от приобретаемых им товаров и услуг. Предприятия выпускают продукцию при помощи закупленных ресурсов. Для увеличения прибыли они выбирают такие ресурсы, которые уменьшают издержки производства и доводят объем выпускаемой продукции до точки, когда предельные издержки сравниваются с ценой. Для каждого товара и каждой услуги устанавливаются функции спроса и предложения с тем, чтобы агрегировать склонности всех домашних хозяйств и фирм в отношении покупок и продаж. При том предположении, что увеличение цены будет повышать предложение и снижать спрос, найдется единственная цена, при которой спрос и предложение уравновешиваются. Все цены мгновенно приспосабливаются к изменяющимся условиям, так что ни в чем не бывает недостатка, и ничто не пропадает зря.

     В этой модели отсутствуют чиновники, принимающие решения относительно производства, потребления или цен. Отсутствие внешней силы, способной  сдерживать инициативу в условиях «свободной рыночной системы», восхваляется за то, что это дает возможность домашним хозяйствам и фирмам выбирать наиболее выгодный для себя путь.

     Хотя  рыночная экономика не обеспечивает наилучшего и справедливейшего распределения  выгод, модель совершенной конкуренции  при идеальных условиях дает возможность  достичь наивысшего материального  благополучия. Ключ ко всему - в той информации, которую дают рыночные цены, поскольку цена каждого товара является показателем (предельных) ресурсных издержек для производства еще одной единицы данного товара. Таким образом, цены вынуждают действующих на основе эгоистического интереса потребителей и производителей сводить к минимуму использование тех ресурсов, которые необходимо экономить больше всего. Под таким воздействием каждое домашнее хозяйство минимизирует степень, в которой его благосостояние уменьшает благосостояние, которого могут добиться и остальные. Точно так же каждая фирма минимизирует степень, в которой ее выпуск уменьшает выпуск остальных фирм. Мгновенное приспособление цен обеспечивает полное использование всех экономических ресурсов. Вследствие этого уровень выпуска достигает максимального значения с точки зрения рынка.

     При совершенной конкуренции прибыль  сводится к нулю. Тем не менее, и  это широко признается, в реальной рыночной экономике прибыль является мощным стимулом и решающим фактором для функционирования всей экономической  системы. Она обобщает соответствующую  ценовую информацию об эффективности  фирмы в предоставлении потребителям продукции, имеющей для них ценность. Она является тем арбитром, который  определяет, какие фирмы выживут, и будут расти, а какие - сворачиваться и умирать. В конечном счете, экономические изменения - это расширение или свертывание производств, их появление и исчезновение.

     Таким образом, модель совершенной конкуренции  дает основания для простейшей программы  перехода к рыночной системе. Немедленно исключить правительство из экономики  путем приватизации собственности  и прекращения субсидий, снятия контроля над ценами и тарифами. Уменьшить  государственные расходы для  того, чтобы сократить дефицит  и таким путем стабилизировать  стоимость национальной валюты. В  более общем плане — позволить  частному, а не государственному сектору реагировать на всю совокупность общественных потребностей, в том числе удовлетворяемых жилищным строительством, охраной собственности, связью, транспортом, образованием и здравоохранением. Столкнувшись с разочаровывающими последствиями подобного подхода, сторонники «шоковой терапии» ссылаются на то, что предлагаемая ими политика осуществлялась недостаточно энергично и что нужно проявлять терпение.

     Однако  модель совершенной конкуренции  является идеализированным изображением рыночной экономики. Она представляет собой эволюционный процесс, включающий реформирование существующих институтов. В этой нереалистичной модели нет места не только для правительства, но и для крупных предприятий и «мафии». Благоразумная политика требует не только понимания роли цен и рынка, но и принятия во внимание позитивных функций государства. 
 

3.1.Преимущества  рынка совершенной  конкуренции 

     Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией  и дает исходный, эталонный образец  для сравнения и оценки эффективности  реальных экономических процессов. Приступая к характеристике позитивных и негативных черт рынка совершенной конкуренции, воспроизведем условие долговременного равновесия в конкурентной отрасли и проанализируем его.

     P=MR=MC=AC

     1.Конечно,  в течение короткого отрезка  времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или

_________________________

     *Нуреев  Р.М. Курс микроэкономики. Учебник  для вузов.2-е издание., изм.-М.: Издательство НОРМА,2008.-С.221.

нести убытки. Но эта предпосылка нереальна для длительного периода, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает другие фирмы в отрасль, а убыточные фирмы разоряются.

     2.Совершенная  конкуренция помогает распределить  ограниченные

ресурсы так, чтобы достичь максимального  удовлетворения потребностей. Это обеспечивается когда P=MC. Это положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается высокая эффективность распределения ресурсов и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными издержками и продавать её за цену, соответствующую этим издержкам.

     3.Наконец, принципиальное значение имеет и безубыточность фирм в долгосрочном периоде. Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость: фирмы не несут убытков. А с другой стороны нет и экономических прибылей, т. е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции