Механизм функционирования денежного рынка

Автор: Ксения Самойлова, 23 Ноября 2010 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе попытаюсь рассмотреть сущность денег, их экономическое значение, и факторы, определяющие их количество (массу). Так же будет сделана попытка показать, насколько велико экономическое значение денежного обмена и какую роль деньги играют в формировании экономической политики.

Содержание

Введение 3
1. История появления денег 6
1.1.Деньги и их сущность 8
1.2.Функции денег, состав и особенности 15
2. Денежный рынок 19
2.1.Спрос на деньги 21
2.2.Предложение денег и денежный мультипликатор 22
2.3.Равновесие на денежном рынке 27
2.4.Краткосрочное и Долгосрочное равновесие на денежном рынке 31
2.5.Деньги безналичного оборота и Наличность 33
3. Состояние финансового рынка в России 35
3.1.Денежная масса и денежная база 35
4.Денежно-кредитная система и экономический рост 38
4.1. проблемы ограничения воспроизводственного потенциала бюджетной и денежно-кредитной политики. 42
Заключение 51
Список литературы 53

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 2.24 Мб (Скачать)

В операциях  с наличными деньгами принимают  участие плательщик и получатель. В безналичных расчётах к числу  участников прибавляется банк, в котором  осуществляются расчёты в форме  записей по счетам заёмщика и получателя;

Участники безналичных расчётов состоят в кредитных отношениях с банком;

Перемещение денег производится путём записей  по счетам участников операции. Так  оборот наличных денег замещается кредитной  операцией. Это показывает значение целесообразной организации процессов  кредитования для регулирования денежной массы, состоящей из денег безналичного оборота и наличных денег. Учитывая платёжный кризис в России, возможности таких операций нельзя недооценивать. 
 
 
 
 
 

2.7. Наличность

«Наличность»  означает как монеты, так и бумажные деньги. Они «изготавливаются» на Госзнаке и Монетном дворе (имеется в виду РФ). Когда требуется заменить ветхие (изношенные) банкноты и удовлетворить рост спроса на денежную наличность, Госзнак передаёт отпечатанные деньги и отчеканенные монеты в ЦБ РФ. Депозитарные учреждения получают необходимую им наличность от ЦБ. В денежный показатель включается только «наличность, находящаяся в обращении» - наличность, находящаяся вне Госзнака, ЦБ и не в сейфах коммерческих банков. Наличность примерно представляет одну треть денежного показателя М1, но объём наличности, находящейся в обращении, колеблется в зависимости от сезона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Состояние  финансового рынка в России

После 8 августа 2008 года российская финансовая система разбалансировалась и сейчас находится в состоянии, близком к кризисному. Только возрастающие вливания денежных средств ЦБ РФ и Минфина спасают банковский сектор от кризиса ликвидности, а валютные интервенции Центробанка удерживают рубль от стремительной девальвации. Напряженность в отношениях с Западом и рост геополитических рисков вызвали бегство капитала из России. Инвесторы избавляются от российских активов, в первую очередь наиболее ликвидных — облигаций и акций. Полученные от их продажи рубли конвертируются в валюту, которая выводится за рубеж. Бегство капитала привело к росту спрэдов облигаций, обвалу Индексов ММВБ и РТС, девальвации рубля и снижению международных резервов ЦБ РФ. Угроза кризиса ликвидности становится доминирующей для России, проблема роста инфляции отходит на второй план.

 

3.1. Денежная масса.

Важнейшим количественным показателем денежного  обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем  покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

Денежная  масса - это совокупность наличных и  безналичных покупательных и  платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг  в народном хозяйстве, которым располагают  частные лица, институциональные  собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы  денег в обращении, так и ускорения  их оборота. Скорость обращения денег - показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа. Он трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.

В РФ в  практике статистической работы в зависимости  от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений Центрального банка России как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, включая оборот почты и учреждений Сбербанка, на среднегодовую массу денег в обращении.

Денежная  База.

Денежная  база — это совокупность обязательств центрального банка, которые могут быть использованы для создания денежной массы.

Информация  об объеме денежной базы публикуется  Банком России еженедельно в форме  пресс-релизов. На 24.08.2009 этот показатель составил 4078,6 млрд руб.

Денежная  база в широком определении включает в себя: 1) выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, в том числе остатки средств в кассах кредитных организаций; 2) средства на счетах обязательных резервов, по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной и иностранной валюте, депонируемых в Банке России; 3) средства на корреспондентских счетах в валюте Российской Федерации (включая усредненные остатки обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России; 4) вложения кредитных организаций в облигации Банка России (по рыночной стоимости); 5) иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Денежно-кредитная  система и экономический рост

В комплексе  проблем развития российской экономики одна из ключевых -торможение воспроизводственного процесса, связанное с нарастаний противоречий между социально-экономической ситуацией и проводим государственной бюджетной и денежно-кредитной политикой. Приверженность властей неизменности ее курса (монетарного уклона), сдерживают структурные преобразования экономики и ее рост, находит отражение в необходимости ограничения денежного предложения не только инструмента, денежно-кредитной, но бюджетной политики.

Доминанта ограничения финансово-денежных потоков довлеет в выработке и реализации основных направлений бюджетной и денежно-кредитной политики, определяя единую (безуспешную) функцию инструментов на подавление инфляции независимо от исходно разрушительного их воздействия» воспроизводственные возможности экономики. Обеспечение сбалансированности рынка (спроса и предложения) и достижение уровня инфляции, соответствующего устойчивым темпам роста экономики, остается вне этой политики.

Цели  и ориентиры бюджетной и денежно-кредитной политики с начала 1990-х гг. формируются согласно монетарным установкам и "стандарта" рекомендуемым, в частности, МВФ для развивающихся стран. Российская: экономика эволюционирует под влиянием множества внутренних и внешних факторов, базовых основ развития, например смещения отраслевой структур экономики в топливно-сырьевую сферу, неразвитости институтов рыночной экономики. Немаловажным или самым важным является многорегиональная структура страны с характерными для каждого региона социально-экономическими особенностями.

Соподчиненность структур экономического, финансового  и денежно-кредитного блока государственной  власти идеологии развитых рыночных отношений (при отсутствии соответствующей  институциональной их основ: инструментов и механизмов регулирования рынка) становится основной угрозой

углубления  социально-экономического кризиса (в  отличие от необходимости выведения  из этого состояния).

Практически российская действительность породила феномен подавления воспроизводственного потенциала экономики с использованием инструментария бюджетной и денежно-кредитной политики в направлении ограничен ресурсов развития и структурных преобразований; в одинаковой мере они ориентированы на ограничение финансовых и кредитных ресурсов экономического роста и воспроизводство экспортно-сырьевой и импортной доминанты развития экономики России. Это и ряд других особенностей, характерной для финансово-денежной политики, к примеру, заметная обособленность от спроса экономики на финансово-кредитные ресурсы, определили необходимость совместного их рассмотрения.

Если  до 2004 г. устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне определяли использование инструментария денежной политики в этих целях, то в последние годы функция "абсорбирования денежного предложения", формируемого по каналу прироста чистых международных резервов, была смещена к бюджетной политике. Произошла в основном скрытая трансформация процесса стерилизации денежной массы в законодательно определенный процесс выведения денежного капитала из воспроизводственной сферы экономики во внешнеэкономический оборот (в "запас" с перспективой потери динамики развития и обесценения).

Действительно, государственная бюджетная политика реализуется в рамках федерального закона, тогда как Основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики содержат элементы неопределенности в части как количественных целей и ориентиров, так и использования инструментария ее реализации. Смещение инструментов "стерилизации" денежной массы от денежно-кредитной к бюджетной политике позволило на законодательно-правовой основе (в рамках закона о федеральном бюджете) выводить из внутреннего экономического оборота денежный капитал и создавать резервы в неограниченных объемах на неопределенные цели.

Монетарный  курс денежно-кредитной политики дополняется более агрессивной в части инструментов мобилизации денежных ресурсов бюджетной политикой. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 г. уже ориентированы на возросшую роль Стабилизационного фонда в абсорбировании денежных средств банковского сектора. По оценке Банка России, фонд становится эффективным инструментом снижения прироста денежного предложения, сформированного в том числе вследствие интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке. При этом, подчеркивается, формирование Стабилизационного фонда, значительные объемы профицита (до 4-5% доходов) федерального бюджета в предшествующие годы и на 2006 г., выплаты внешнего долга с опережением установленных сроков определяют сужение денежного пространства функционирования российских банков и экономики в целом наряду с неуклонным использованием операций, направленных на ограничение роста денежного предложения в целях сдерживания инфляционных процессов.

Нельзя  не видеть, что угроза инфляции с  начала 1990-х гг. выведена из сферы экономической политики и ответственности органов государственного управления. Регулирование этого процесса и ответственность были вменены денежной власти в лице Банка России, а в последние годы подключено Министерство финансов РФ. Угроза инфляции (в ее узкой трактовке как функции денежного предложения), характерная не только для современной денежно-кредитной, но бюджетной политики, предопределяет подавление воспроизводственных возможностей всего спектра инструментов реализации как той, так и другой политики, одновременно приводит к подавлению активного потенциала функций денег и кредита.

Нельзя  не согласиться с мнением о  том, что у нас деньги пускаются  в обращение посредством скупки валюты, поэтому они как бы потеряли кредитный характер Несовместимость курса финансово-денежной политики с реальным состоянием российской экономики находит отражение в усилении противоречий между развитием нефинансового и финансового секторов, закреплении структурных деформаций и торможении развития экономики в целом. За рамками финансово-денежной и в целом государственной экономической политики остаются важнейшие моменты торможения развития экономики и ее составляющих - нефинансового и финансового секторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.1. Проблемы ограничения воспроизводственного потенциала бюджетной и денежно-кредитной политики

Бюджетная и денежно-кредитная политика в  российской экономике стала определяющей силой в основном в финансовом секторе. Проводимый курс был с начала 1991 г. предопределен реализацией ускоренного слома прежней финансовой системы, соподчинен реализации монетарной политики, механизм и инструменты которой были четко определены международными организациями, в частности МВФ. В этот период была сформирована корневая система бюджетной и денежно-кредитной политики, определившая направленность ее в русло обеспечения условий вхождения России в мировой рынок как поставщика сырья и импортера продукции массового производств Сырьевая ориентация российской экономики неуклонно утверждается проводимым курсом ограничения денежной сферы преимущественно несырьевого сектора, имея в виду, что сырьевой сектор функционирует и за ее пределами. Сырьевые экспортеры, а не денежные власти определяют внутренний денежный и кредитный рынок, массу денег и границы внутреннего валютного (денежного) оборота, а финансовые власти способствуют закреплению структурно-отраслевой деформации экономики на перспективу.

Другая  сторона проблемы - усиление зависимости  российской экономики от импорта  продукции не только массового потребления, но и наукоемкой. Она остается слабо исследованной, а главное, не связывается, как правило, с закреплением экспортно-сырьевой направленности и влиянием на этот процесс проводимой бюджетной и денежно-кредитной политики.

В действительности, зависимость экономики от экспорта и импорта - две стороны одного процесса, а именно углубления структурных диспропорций по всему вектору социально-экономических позиций развития страны и необратимости зависимости России от соподчинения интересам так называемых развитых стран.

Информация о работе Механизм функционирования денежного рынка