Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, выделить преимущества и недостатки малого бизнеса. Так же актуальным будет рассмотреть развитие малого бизнеса на конкретном примере - города Новосибирска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4

1.1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 4

1.2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 6

II. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9

2.2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11

III. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ 16

3.1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 16

3.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 19

3.3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В НОВОСИБИРСКЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

I. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

II. БИБЛИОГРАФИЯ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Работа содержит 1 файл

курсач по эконом.теории.docx

— 68.34 Кб (Скачать)

     Законодательство  о малом предпринимательстве (малом бизнесе) должно регулировать общие вопросы деятельности предприятий этой сферы независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.

     В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса  отнесены коммерческие организации, в  уставном капитале которых доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и  иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых  средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — 60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

     Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Содержание  учредительных документов для малых  предприятий выявило ряд их особенностей. В 80—90 случаях из 100 имеет место создание предприятия малого бизнеса, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.

     В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-вредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

     Нередко местные власти совместно с другими  предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

     В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного и важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

     •   выделение самостоятельных производственно-хозяйственных  блоков;

     •   выделение малых и средних  коллективов из состава крупных  предприятий;

     •   создание небольших дочерних предприятий  по инициативе крупных предприятий.

     Таким образом, предприятия малого бизнеса  можно создавать, во-первых, путем  выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений  и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях является оптимальным.

     Предприятия малого бизнеса могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и  частными лицами, а также организациями  других форм собственности.

     Развитие  любой формы предпринимательства  зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности  конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В  большей степени эти факторы  воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна  к конкретным условиям хозяйственной  конъюнктуры и для которой  личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических  решений.

     По  состоянию на 1 января 2002 г. в России насчитывалось 843 тыс. предприятий малого бизнеса (1997 г. - 841,7; 1998 г. - 861,1; 1999 г. -868,0; 2000 г. - 890,6; 2001 г. — 879,3). В 2001 г. ими произведено  продукции (работ, услуг) на сумму, 852,7 млрд руб. В этой сфере было занято 6483,5 тыс. человек.

3.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 

     На  деятельность малых предприятий  в России оказывают влияние сразу  несколько факторов. Их можно разделить  на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями  предприятия, и факторы внешней среды.

     Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его  жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

     Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному  предприятию факторов, изменение  значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

     Внешняя среда для предприятий имеет  важное значение:

  1. как источник ресурсов;
  2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
  3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

     Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие  угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности  для их развития. Определяя стратегию  развития предприятия, руководители стремятся  выбирать такой образ действий, который  позволит максимально использовать открывающиеся возможности и  устранить риски.

     Одной из самых существенных черт предпринимательства  является его рисковый характер. Таким  образом, граждане, решившие создать  и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как  действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству  осуществляемому в малых масштабах  кроме рисков присущих любым хозяйствующим  субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски  связанные с небольшими размерами  самих предприятий.

     Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская  единица, наиболее зависимая от колебаний  рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней  среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых  предприятий отличается собой в  сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые  предприятия, как правило, действуют  на локальном рынке, который в  отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса  является, его объективно подчиненная  роль в системе отношений с  государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется  специфическая черта, которая связана  именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность  внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И  все это серьезно затрудняет для  предприятия возможности адекватного  на них реагирования.

     Кроме негативных изменений внешней среды  на возрастание неопределенности и  степени рисков в деятельности малых  предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая  от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

  • в способах разделения труда;
  • расстановке кадров;
  • распределения прав и ответственности;
  • проведения маркетинговой политики;
  • налаживания финансовых потоков на предприятии;
  • получении информации и т.д.

     В настоящее время, по оценкам самих  предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна  материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно  сказывается на  финансовом состоянии  их предприятий.

     Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная  черта современной пирамиды в  России – формирование и хроническое  воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия  охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой  перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение./5/

     Согласно  многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально  терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями  и штрафами.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие  налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста  и к ориентации преимущественно  на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

     Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в  сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем  не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

     Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все  это затрудняет продолжение эффективной  деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

     Но  главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

     Существует  и ряд других проблем, которые  неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных  вопросов; проблемы,  связанные с  получением деловой информации и  т.д.

     Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих  предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или  недостаточная способность персонала  принимать решения стала главной  причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

     Специфическими  проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая  доля транспортной составляющей в расходах Усилия предпринимателей по преодолению  указанных проблем направлены в  основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального  уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов, обеспечение доступности кредитов, совершенствование законодательства, резкое сокращение числа контролирующих инстанций, защиту прав собственника, искоренение коррупции и произвола чиновников. Но часть предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет./5/

Информация о работе Малый бизнес в России