Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, выделить преимущества и недостатки малого бизнеса. Так же актуальным будет рассмотреть развитие малого бизнеса на конкретном примере - города Новосибирска.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 6
II. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
2.2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
III. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ 16
3.1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 16
3.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 19
3.3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В НОВОСИБИРСКЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
I. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
II. БИБЛИОГРАФИЯ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Законодательство о малом предпринимательстве (малом бизнесе) должно регулировать общие вопросы деятельности предприятий этой сферы независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.
В
соответствии с Федеральным законом
«О государственной поддержке
Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Содержание учредительных документов для малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80—90 случаях из 100 имеет место создание предприятия малого бизнеса, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-вредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти совместно с другими предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного и важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
•
выделение самостоятельных
• выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
• создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким
образом, предприятия малого бизнеса
можно создавать, во-первых, путем
выделения структурных единиц из
состава объединений и
Предприятия малого бизнеса могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие
любой формы
По состоянию на 1 января 2002 г. в России насчитывалось 843 тыс. предприятий малого бизнеса (1997 г. - 841,7; 1998 г. - 861,1; 1999 г. -868,0; 2000 г. - 890,6; 2001 г. — 879,3). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму, 852,7 млрд руб. В этой сфере было занято 6483,5 тыс. человек.
На деятельность малых предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя
среда подразумевает собой
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной
из самых существенных черт предпринимательства
является его рисковый характер. Таким
образом, граждане, решившие создать
и осуществлять собственное дело,
помнят, что они рискуют, так как
действуют в условиях неопределенности.
Кроме того, предпринимательству
осуществляемому в малых
Малые
предприятия, как субъект управления
в рыночной экономике, характеризуются,
прежде всего, как неустойчивая предпринимательская
единица, наиболее зависимая от колебаний
рынка. А это значит, что непредвиденные
неблагоприятные изменения
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
В
настоящее время, по оценкам самих
предпринимателей, в своей деятельности
они сталкиваются с проблемами, такими
как высокие налоги, дороговизна
материально-технических
Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение./5/
Согласно
многим исследованиям, предприниматели,
особенно мелкие, единодушно жалуются
на тотальный и повседневный грабеж
со стороны государственных
Потеря
административного управления, экономический
хаос и законодательная неразбериха
привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес
в производственной сфере, оказались
в чрезвычайно трудном
Анализ
развития предпринимательства
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но
главной причиной слабого развития
малых предприятий является низкий
уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой
Существует
и ряд других проблем, которые
неблагоприятно влияют на развитие малого
предпринимательства, такие, например,
как: несовершенство нормативно-правовой
базы; трудности при решении
Еще
одной из не менее важной проблемы
является низкая квалификация самих
предпринимателей и наемных работников.
Некомпетентность управляющих или
недостаточная способность
Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов, обеспечение доступности кредитов, совершенствование законодательства, резкое сокращение числа контролирующих инстанций, защиту прав собственника, искоренение коррупции и произвола чиновников. Но часть предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет./5/