Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, выделить преимущества и недостатки малого бизнеса. Так же актуальным будет рассмотреть развитие малого бизнеса на конкретном примере - города Новосибирска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

I. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4

1.1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 4

1.2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 6

II. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9

2.2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11

III. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ 16

3.1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 16

3.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 19

3.3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В НОВОСИБИРСКЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

I. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

II. БИБЛИОГРАФИЯ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Работа содержит 1 файл

курсач по эконом.теории.docx

— 68.34 Кб (Скачать)

     •специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;

     • агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;

     • учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих;

     • прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и т.п.;

     • средства связи и передачи информации.

     Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованно - на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

     От  своей деятельности предприниматель  должен получать удовлетворение. Он участвует  в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).

     Важную  роль в формировании малого бизнеса  играют подготовка, переподготовка и  повышение квалификации кадров. Речь идет об организации обучения современным  методам ведения предпринимательской  деятельности, обучения и переобучения кадров, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательских  кадров для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных  центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора  малого бизнеса, и т.п.

     Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей  правовой среды. Поэтому большое  значение имеет создание необходимых  правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

     Правовые  нормы должны обеспечивать:

     •упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;

     •защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;

     •совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

2.2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

     В настоящее время существуют различные  формы финансирования поддержки  малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической  деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров.

     Финансовая  поддержка малого бизнеса осуществляется в форме:

     • непосредственной выдачи кредитов;

     • предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование предприятий малого бизнеса;

     • компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.

     Имущественная поддержка предполагает:

     • предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном  порядке нежилых помещений и  земельных участков;

     • передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую  лизинговую компанию;

     • создание бизнес-инкубаторов и технопарков.

     Стратегическим  направлением развития малого бизнеса  является расширение деловых возможностей, развитие межрегиональных и международных  связей с целью обеспечения потребностей предприятий малого бизнеса в  сбыте своей продукции, налаживания  производственной кооперации, создания совместных производств, привлечения  в страну высококачественных потребительских  товаров.

     Дальнейшее  качественное развитие малого бизнеса  предусматривает оказание специализированных услуг, связанных с подготовкой  проектной документации, страхованием, получением конъюнктурной и особенно внешнеэкономической информации, участие  в межрегиональных, международных  выставках, ярмарках.

     Важное  направление поддержки малого бизнеса  — система информационно-консультационных услуг. Она призвана удовлетворить все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультаций по различным аспектам предпринимательской деятельности, повысить профессиональный уровень работы предприятий. Все структуры, обеспечивающие поддержку малого бизнеса, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя, взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании предприятий малого бизнеса. Малый бизнес нуждается в профессионально подготовленных кадрах, консультантах и государственных служащих, работающих в этой сфере.

     Назовем основные приоритеты финансовой поддержки  малого бизнеса:

     1. Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения.

     2. Поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.

     3. Поддержка проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу.

     4. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.

     5. Поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование.

     6. Поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие малого бизнеса в стране.

     7.   Поддержка проектов, направленных на импортозамещение.

     8. Поддержка проектов, предусматривающих активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции.

     За  последние годы созданы различные  негосударственные структуры поддержки  малого бизнеса, которые оказывают  все более заметное влияние на развитие этой сферы деятельности. К негосударственной инфраструктуре предприятий малого бизнеса относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые  компании, аудиторские фирмы, арбитражные  суды, ассоциации предприятий малого бизнеса. В западных странах в  эту категорию включаются также  технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические и учебные центры.

     Инфраструктура малого бизнеса призвана оказывать разнообразную помощь и поддержку предприятиям малого бизнеса в организации своего дела, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого бизнеса, содействовать развитию этой категории предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.

     Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность его финансовых ресурсов. Капитал необходим на стадии организации  и открытия дела (основной капитал), а в дальнейшем — для финансирования и осуществления текущей деятельности (оборотный капитал). Самый простой и надежный источник — собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций и активов, дебиторская задолженность).

     При недостаточности собственных ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей предприятия  привлекаются банковские кредиты. Развитие малого бизнеса тесно связано  с деятельностью различных видов  банков: коммерческих, инвестиционных, банков развития, ипотечных, муниципальных  и банков с участием иностранного капитала.

     Банки могут оказывать услуги малому бизнесу  в сфере инвестиций. Это касается не только разработки инвестиционных проектов и бизнес-планов, но и нахождения наиболее привлекательных объектов для слияния, приобретения других фирм, предложения услуг по хеджированию риска, связанного с колебаниями процентных ставок и курсов ценных бумаг.

     Финансовое  консультирование проявляется в том, что к банкам традиционно обращаются за финансовыми советами их клиенты, когда стоит вопрос об оптимальном использовании кредитов или инвестировании средств. Многие банки предлагают финансово-консультативные услуги, начиная с помощи в составлении налоговых деклараций и бизнес-планов и кончая консультациями по маркетинговым исследованиям на внутреннем и внешних рынках.

     Долговременная  практика подсказала банкам, что некоторые  операции, выполняемые ими для  себя, могут быть предложены клиентам в качестве весьма ценных услуг. Один из наиболее ярких примеров -- услуги по управлению потоками денежной наличности. Они заключаются в том, что банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществление выплат по операциям фирмы, а также инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эта наличность не понадобится клиенту.

     Все чаще банки финансируют расходы  по созданию новых компаний, особенно в отраслях с высоким уровнем  технологии.

III. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ

3.1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО  БИЗНЕСА В РОССИИ

 

     Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями  можно считать мелких торговцев  и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства  относится к годам правления  Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.

     Дальнейшее  развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный  капитал. В 90-е годы XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением.

     В тот период формируется рынок  рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки — коммерческий, земельный и др.

     К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».

     Однако  после окончания Первой мировой  войны и по завершении двух революций  — Февральской и Октябрьской  в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные  предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных  предпринимателей.

     Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесла новая экономическая  политика — НЭП (1921—1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. -- Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий (табл.1).

Информация о работе Малый бизнес в России