Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, выделить преимущества и недостатки малого бизнеса. Так же актуальным будет рассмотреть развитие малого бизнеса на конкретном примере - города Новосибирска.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 6
II. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
2.2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
III. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ 16
3.1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 16
3.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 19
3.3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В НОВОСИБИРСКЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
I. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
II. БИБЛИОГРАФИЯ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
•специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
• агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
• учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих;
• прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
• средства связи и передачи информации.
Вплотную
к экономическим примыкают соци
От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).
Важную
роль в формировании малого бизнеса
играют подготовка, переподготовка и
повышение квалификации кадров. Речь
идет об организации обучения современным
методам ведения
Любая
предпринимательская
Правовые нормы должны обеспечивать:
•упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
•защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
•совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров.
Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется в форме:
• непосредственной выдачи кредитов;
• предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование предприятий малого бизнеса;
•
компенсации кредитно-
Имущественная поддержка предполагает:
• предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков;
• передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию;
•
создание бизнес-инкубаторов и
Стратегическим
направлением развития малого бизнеса
является расширение деловых возможностей,
развитие межрегиональных и
Дальнейшее
качественное развитие малого бизнеса
предусматривает оказание специализированных
услуг, связанных с подготовкой
проектной документации, страхованием,
получением конъюнктурной и особенно
внешнеэкономической
Важное
направление поддержки малого бизнеса
— система информационно-
Назовем основные приоритеты финансовой поддержки малого бизнеса:
1. Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения.
2. Поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.
3. Поддержка проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу.
4. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.
5. Поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование.
6. Поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие малого бизнеса в стране.
7. Поддержка проектов, направленных на импортозамещение.
8. Поддержка проектов, предусматривающих активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции.
За
последние годы созданы различные
негосударственные структуры
Инфраструктура малого бизнеса призвана оказывать разнообразную помощь и поддержку предприятиям малого бизнеса в организации своего дела, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого бизнеса, содействовать развитию этой категории предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.
Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность его финансовых ресурсов. Капитал необходим на стадии организации и открытия дела (основной капитал), а в дальнейшем — для финансирования и осуществления текущей деятельности (оборотный капитал). Самый простой и надежный источник — собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций и активов, дебиторская задолженность).
При
недостаточности собственных
Банки могут оказывать услуги малому бизнесу в сфере инвестиций. Это касается не только разработки инвестиционных проектов и бизнес-планов, но и нахождения наиболее привлекательных объектов для слияния, приобретения других фирм, предложения услуг по хеджированию риска, связанного с колебаниями процентных ставок и курсов ценных бумаг.
Финансовое консультирование проявляется в том, что к банкам традиционно обращаются за финансовыми советами их клиенты, когда стоит вопрос об оптимальном использовании кредитов или инвестировании средств. Многие банки предлагают финансово-консультативные услуги, начиная с помощи в составлении налоговых деклараций и бизнес-планов и кончая консультациями по маркетинговым исследованиям на внутреннем и внешних рынках.
Долговременная практика подсказала банкам, что некоторые операции, выполняемые ими для себя, могут быть предложены клиентам в качестве весьма ценных услуг. Один из наиболее ярких примеров -- услуги по управлению потоками денежной наличности. Они заключаются в том, что банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществление выплат по операциям фирмы, а также инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эта наличность не понадобится клиенту.
Все чаще банки финансируют расходы по созданию новых компаний, особенно в отраслях с высоким уровнем технологии.
Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.
Дальнейшее
развитие предпринимательства
В тот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки — коммерческий, земельный и др.
К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».
Однако после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое
оживление в