Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель данной курсовой – попробовать определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, выделить преимущества и недостатки малого бизнеса. Так же актуальным будет рассмотреть развитие малого бизнеса на конкретном примере - города Новосибирска.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 6
II. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
2.2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
III. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ 16
3.1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 16
3.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 19
3.3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В НОВОСИБИРСКЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
I. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
II. БИБЛИОГРАФИЯ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА 4
1.2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ 6
II. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 9
2.2. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 11
III. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ 16
3.1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 16
3.2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 19
3.3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В НОВОСИБИРСКЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
I. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
II. БИБЛИОГРАФИЯ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30
Более
10 лет, прошедших с начала развития
рыночной экономики в России, продемонстрировали
каким нелёгким и длительным будет
этот путь. Изучая влияние малого бизнеса
и государства с позиций
Государственная политика в сфере поддержки малого бизнеса в России должна быть, как и в экономике наиболее развитых стран, направлена на созидание институциональной базы малого бизнеса.
Цель данной
курсовой – попробовать определить
роль и место малого бизнеса в
России сегодня, выяснить проблемы становления
малого бизнеса в России, определить
какие же государственные меры поддержки
малого предпринимательства существуют
сегодня, выделить преимущества и недостатки
малого бизнеса. Так же актуальным будет
рассмотреть развитие малого бизнеса
на конкретном примере - города Новосибирска.
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры
предприятий зависят от специфики
отраслей, их технологических особенностей,
от действия эффекта масштабности.
Есть отрасли, связанные с высокой
капиталоемкостью и значительными
объемами производства, и отрасли, для
которых не требуются предприятия
больших размеров, а напротив, именно
малые оказываются более
Для
современной экономики
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс.
С
другой стороны, в последнее время
выявился небывалый рост предприятий
малого и среднего бизнеса, особенно
в сферах, где пока не требуется
значительных капиталов, больших объемов
оборудования и кооперации множества
работников. Малых и средних предприятий
особенно много в наукоемких видах
производства, а также в отраслях,
связанных с производством
Эффективное
функционирование малых форм производства
определяется рядом их преимуществ
по сравнению с крупным
Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Развитие
производства предприятий малого бизнеса
создает благоприятные условия
для оздоровления экономики, поскольку
развивается конкурентная среда, создаются
дополнительные рабочие места, активнее
идет структурная перестройка, расширяется
потребительский сектор. Кроме того,
развитие малого бизнеса ведет к
насыщению рынка товарами и услугами,
к повышению экспортного
Чтобы понять смысл термина «малый бизнес» нужно изучить родственные ему понятия, такие как: малое предпринимательство, малое предприятие.[1]
Малое предприятие – коммерческая организация, юридическое лицо различных организационно-правовых форм и форм собственности, размеры которых определяются законодательством, выполняющая одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг.
Малое предпринимательство – малый бизнес, в котором главной движущей силой является предприниматель, сочетающий функции собственности и управления и рационально соединяющий факторы производства на личной инициативе.
Малый бизнес – совокупность хозяйственных субъектов, как отнесённых законодательством на основании количественных критериев и формы собственности к субъектам малого предпринимательства, так и субъектов, отвечающих основным требованиям законодательства о малом предпринимательстве.
«Малый бизнес» чаще используется, потому что это наиболее всеобъемлющее понятие для рассмотрения этого явления.
Малый бизнес обладает рядом, присущих только ему, критериев:
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
Во-первых, малый бизнес обеспечивает создание новых рабочих мест низкой капиталоёмкости и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, решаются вопросы регионального развития. И наконец, немаловажна социальная функция малого бизнеса. Она заключается в том, что создаётся «средний класс», самостоятельно обеспечивающий собственное благосостояние и достаточный уровень жизни, являющийся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности.
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.
Другая
важнейшая сторона деятельности
малых предприятий – это
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким
образом, малый бизнес обеспечивает
необходимую мобильность в
Но, к сожалению, на пути к выполнению этих функций существует много препятствий:
Пока данные барьеры не будут преодолены и «здоровом» функционировании малого бизнеса можно и не думать.
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия. Экономические условия — это:
• предложение товаров и спрос на них;
• виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
• объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
• избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:
•банки, оказывающие финансовые услуги;
•оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;