Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............5
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………… 7-16
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…….7
1.2 Социально – экономическая роль малого бизнеса …….……………………..12
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь ………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь …………………
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….…….
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса …………………………….
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………

Работа содержит 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС МОЙ КУРСАЧ!!!.docx

— 67.01 Кб (Скачать)

- занятие  малым бизнесом является не  только источником средств к  существованию, но и способом  раскрытия внутреннего потенциала  личности;

- объективно  неизбежная реструктуризация экономики  вынуждает все большее число  граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью;

- сектор  малого бизнеса способен создавать  новые рабочие места, а, следовательно,  может обеспечить снижение уровня  безработицы и социальной напряженности  в стране;

- массовое  развитие малого бизнеса способствует  изменению общественной психологии  и жизненных ориентиров основной  массы населения, является единственной  альтернативой люмпенской психологии  и социальному иждивенчеству.

  Существенная  роль малого бизнеса в экономической  жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что  в этом секторе экономики действует  подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть  экономически активного населения  и производится примерно половина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малого бизнеса в таких  странах, как США, Япония, Германия, превышает 95%. Из 880 тыс. промышленных предприятий  Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 -более 1000 работающих. В странах  ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 чел. не превышает 12 тыс.

Важнейшими  особенностями МП являются способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой МП является активная инновационная  деятельность, способствующая ускоренному  развитию различных отраслей хозяйства  во всех секторах экономики. Например, в США количество внедрённых новшеств на одного работающего в секторе  МП в два раза превышает аналогичный  показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить  энергичный рывок в социально-экономическом  развитии и позволяют накопить в  короткий период средства для устойчивого  развития других отраслей хозяйства  страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

  Что касается жизнеспособности малых предприятий, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%, через 3 года — 7-8%, и, наконец, через 5 лет остаётся не более 3%. Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.  (27)

  Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства  и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства  государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения  и увеличения в процентном соотношении  граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления  от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет  повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе  с рыночной экономикой, позволяет  сдерживать рост цен на товары и  услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции  и внедрять новые технологии. Малый  бизнес частично решает в государстве  проблемы с безработицей, а в странах  с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической  системе трудно переоценить, так  как, по сути, именно предпринимательство  является конструктивной единицей и  гарантией существования развитой рыночной экономики. (28) 

 

 

  1. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО  БИЗНЕСА  И ПРОБЛЕМЫ ЕГО  РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
    1. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В  РБ.

Переход к рынку в Республике Беларусь требует радикальных преобразований структуры общественного производства, направленных в частности на преодоление  монополизма и развитие конкуренции. Как показывает опыт, решение этой задачи невозможно без развития малого предпринимательства.(4)

 Переход  экономики к рыночным отношениям  неизбежно связан со становлением  и развитием предпринимательства.  Так что, говоря об экономике  вообще и о рыночной экономике  в частности, неизбежно приходится  концентрировать внимание на  предпринимательстве, как неотъемлемой  составной части экономической  деятельности.

Законы  «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь», декреты и указы Президента и постановления Совета Министров  Республики Беларусь создали достаточную  законодательную и нормативную  базу для развития предпринимательства  в нашей стране. Долгие годы в стране бытовало мнение, что эффективными могут быть только предприятия-гиганты, но опыт показал, что крупные предприятия не обеспечивают динамизм экономики, ее гибкость, эффективную работу на потребителя. Малые предприятия, наоборот смело вступают в конкуренцию между собой и промышленными гигантами, выпуская новейшую продукцию, наполняя ею рынок. При отнесении предприятия к субъектом малого предпринимательства используются количественные и качественные критерии. При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей, при том, что малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.

В Республике Беларусь для отнесения предприятия  к малым, установлен один критерий –  численность работников. Он дифференцирован  по отраслям, и максимальная численность  составляет до 100 человек. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь в нашей стране могут действовать предприятия, основанные на двух формах собственности – государственной и частной.

Предприятие любой формы собственности, как  и любой предприниматель несет  ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, охране земель, недр, лесов, других природных  ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный в результате его  деятельности.

Для решения  разносторонних вопросов в повседневной деятельности предпринимателю предоставлены  соответствующие права, представляющие собой установленные законом  возможности в осуществлении  предпринимательской деятельностью.

Права, обязанности и имущественная  ответственность предпринимателей в нашей стране определены Законом  «О предпринимательстве Республики Беларусь».

Вместе  с предоставленными правами в  осуществлении своей деятельности предприниматель должен, прежде всего, добросовестно соблюдать правила  поведения на рынке в условиях свободной конкуренции.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без  образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом принадлежащим  ему на праве собственности. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь. 

Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства в нашей  стране, являются: 

1.                 Повышение материального и культурного  уровня трудящихся, расширяющее  круг их интересов и запросов, порождающее потребность не только  в товарах и услугах массового  спроса, но и индивидуального  характера.  

2.                 Развитие предпринимательства как  одна из реальных форм связи  производителя с собственностью  на средства производства. Общенародная  собственность имеет три губительных  изъяна: ее плохо используют, нещадно  ломают и беспощадно воруют. 

3.                 При переходе экономики к рынку,  неизбежно банкротство низкорентабельных  и работающих малоэффективных  предприятий. Создание на их  основе частных малых предприятий  позволяет найти хозяев для  имущества заводов, фабрик и  т.д. и дать места для сотен  тысяч людей. 

4.                 Необходимость создания конкуренции  производства в условиях действия  антимонопольного законодательства  возможна только в том случае, если товар производится на  нескольких предприятиях. Это условие  действует в совокупности с  другими: свободным ценообразованием, правом распоряжаться полученной  прибылью, ориентацией на удовлетворение  общественных потребностей.  

5.                 Необходимость коренным образом  соединить интересы науки и  производства.  

6.                 Желание в большей мере западных  партнеров, капитал которых мы  стремимся привлечь в страну, в большей мере иметь дело  с предприятиями негосударственных  форм собственности. 

 Свобода  предпринимательства наравне с  частной собственностью рассматривается  как основа рыночной экономики,  а предприниматель – как главная  фигура рынка. (29)

    1. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Оценим  теперь предпринимательский потенциал  Беларуси. Характер предпринимательского потенциала нашей страны обусловлен переходным состоянием белоруской экономики. С одной стороны, Беларусь продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия  на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительно  негативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников. С  другой стороны, многие рыночные структуры  делают лишь первые шаги, например рынок  ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной доля государства как  в национальном богатстве, так и  в собственности акционированных  и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что  в силу многих исторических и культурных традиций Беларусь сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике.

При этом, одной из характерных черт переходной экономики Беларуси является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит и государственного предпринимательства.

Довольно  пестрым является и состав формирующегося белорусского предпринимательства: здесь  и рядовые граждане, прежде всего  молодежь, активно работающая в бизнесе  и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы. Расширяется малый бизнес в сфере  ремонта, строительства и технического обслуживания. 

Подводя итог второй главы хочется отметить, что исходные рубежи для формирования белорусского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная  дать нынешним и будущим белорусским  предпринимателям не только современные  управленческие знания, но и привить  определенную систему моральных  ценностей, выработать новую предпринимательскую  этику, широко распространенную в развитых странах. (29) 

  1. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
    1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

В целом  государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а  также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники  финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и  т. п. [6, с 7-8]. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства. 

    1. ПРОБЛЕМА  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И УСЛОВИЯ ЕГО  АКТИВИЗАЦИИ

Государство никогда не занимало сторонней позиции  к предпринимательству, так как  прежде всего видело в нем источник пополнения казны. Но государство формировало законодательство, которое в целом способствовало прогрессу. Каждая страна проходит свой путь и пробует разные методы управления экономикой, а следовательно по разному относится к предпринимательству. Не одна из развитых стран не миновала процесса государственного вмешательства в предпринимательство и регулирование экономики. Необходимость государственного регулирования исходит из социальных процессов. Проблема благосостояния и занятости населения одинаково касается предпринимателя и государства. Без регулирования и планирования их решить нельзя. Предприниматель должен ясно представлять себе роль современного государства, которое обязано планировать развитие экономики на макроуровне отдельной нации, соблюдать меру экономического принуждения. 

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь