Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:32, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………...............5
1 Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………… 7-16
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства…….7
1.2 Социально – экономическая роль малого бизнеса …….……………………..12
2 Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь ………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ………………………
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь …………………
3 Система поддержки малого бизнеса …………………………………….…….
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса …………………………….
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………
Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:
Наряду
с достоинствами малому бизнесу
присущи и некоторые недостатки
Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого бизнеса – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.
Таким образом, малый бизнес играет в экономике
любой страны довольно большую роль. Он
является неотъемлемой частью социально-экономической
системы страны, обеспечивая стабильность
рыночных отношений, втягивая большую
часть граждан страны в эту систему отношений
путем открытия ими собственного дела,
обеспечивая высокую эффективность производства
путем глубокой специализации и кооперации
производства, что благоприятно сказывается
на экономическом росте национальной
экономики.
Малый
бизнес – необходимый элемент
рыночной экономики, позволяющий решать
важные социально-экономические
Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. [21, стр. 14]. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
Развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
Однако ни в коем случае не стоит считать малый бизнес региональным явлением. В последние десятилетия мировая экономика претерпевает кардинальные изменения, происходит ее реструктуризация, которая выражается в движении от экономических систем с изолированными друг от друга национальными рынками, при которых основными преградами служили торговые барьеры, культурные и временные различия национальных государств, к системе, при которой национальные рынки превращаются в единый глобальный рынок. Этот процесс в современной экономической литературе носит название глобализации рынков [13, с. 6].
При
современных масштабах развития
малый бизнес во многих странах обеспечивает
стабильность государства, обслуживает
своих граждан, создает богатство
стране. Занимая определенную нишу
в экономической структуре
В экономически развитых странах давно осознали, что наемный работник - плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.
Такая
политика выгодна государству и
по другим причинам. Во-первых, государство,
превращая своих граждан в
предпринимателей, снимает с себя
ответственность за решение многих
социальных проблем; во-вторых, каждый
гражданин, становясь предпринимателем,
не только создает благополучие своей
семье, но и вносит большой вклад
в решение государственных
Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике.
Наконец,
развитие мелкого предпринимательства
необходимо только потому, что они
дают жизнь старым крупномасштабным
предприятиям и в союзе с ними
получают значительную выгоду, как
для себя, так и для рыночной
экономики в целом. Об этом говорят
следующие цифры: в США на малый
бизнес приходится 34,9% чистого дохода,
а в Японии 56,6% всей продукции
в обрабатывающей промышленности производят
предприятия малого бизнеса. Эффективность
малых предприятий в Германии
несколько выше, чем в США и
в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных
предприятий и 34% занятых на них
работников приходится только 52,6% национального
дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест
создается за счет мелкого предпринимательства.
Поэтому число малых
Рациональное
соотношение между крупным и
малым предпринимательством различно
для разных экономических условий
и стран. Оно зависит от целого
ряда факторов. К ним относятся
культурно-исторические традиции и
менталитет общества (в странах с
населением, для которого «дух» предпринимательства
воспроизводится семейными
В последние годы малый бизнес все активнее выходит на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.
Малые предприятия начали активно осваивать новые формы международного сотрудничества - торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. [25]
Наконец,
малые фирмы оказались на гребне
научно-технического прогресса, стали
своеобразным полигоном разработки
и испытания новых
Функционирование
малых предприятий
Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. (26)
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
- развитие
малого бизнеса способствует
постепенному созданию