Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:01, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности ?
В условиях ухудшения
воспроизводства крупные
Проблемы становления малого бизнеса в России.
Рассмотрев опыт Германии и США, я хотел бы перейти к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в нашей стране.
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.
В условиях инфляции,
налоговой нестабильности, отсутствия
рынка сырья и материалов начинающие
предприниматели, почувствовав вкус "легких
денег", быстро перекочевали в сферу
улично-палаточной торговли, спекуляции,
ушли в другие коммерческие структуры.
Источниками товаров для
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где
раньше преобладали научно-
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового
рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий
- низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Как показывает изучение
зарубежного опыта, непременным
условием успеха в развитии малого
бизнеса является положение о
том, что малые предприятия и
малое предпринимательство
Весьма остра проблема
формирования финансовой базы становления
и развития малого бизнеса. Для этого
ему должны быть предоставлены определенные
льготы. Это могут быть льготы по
налогообложению. Но проводимая в нашей
стране налоговая политика не только
не эффективна, но экономически опасна.
Она идет вразрез с установленной
в мире практикой и современными
мировыми тенденциями развития экономики.
Неоправданно высокое налогообложение
"убивает" в России малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко
оставляют предприятию лишь 5-10% полученной
прибыли). Общее направление
Еще одной проблемой,
не столько экономической, сколько
административной является бюрократия
нашего государственного аппарата. Эта
проблема не обсуждается ни на каком
уровне и ни одна программа не предусматривает
мер по борьбе с чиновничьим беспределом
в Российской Федерации. На уровне центрального
правительства принимается
К настоящему времени
сделаны только самые первые шаги
в правовом и организационном
обеспечении формирования малого предпринимательства
в качестве особого сектора экономики
России. Действенной системы
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
нормативно-правовое;
финансово-кредитное;
обеспечение безопасности;
информационно-техническое;
организационное;
кадровое и консультационное обеспечение;
внешнеэкономическая деятельность.
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо
предусмотреть формирование эффективных
институтов рыночной инфраструктуры,
товарного рынка и рынка ценных
бумаг, инвестиционного и венчурного
предпринимательства, информационной,
консультационной и аудиторской
деятельности, а также создание комплексной
государственно-общественной системы
поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку
предпринимательских кадров, привлечение
к этой сфере социально активных
слоев населения. Следует также
определить меры, обеспечивающие поддержку
внешнеэкономической
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
В 1998-1999 годах финансово-кредитная
и инвестиционная поддержка малого
предпринимательства должна сочетать
оптимизацию налоговых льгот, развитие
системы кредитования и создание
благоприятного инвестиционного климата
с участием специализированных фондов
и других финансовых институтов. Сочетание
мер прямой и косвенной поддержки
должно способствовать формированию необходимого
стартового капитала для вновь создаваемых,
а также развитию существующих малых
предприятий и преодолению
Должен быть разработан
порядок, при котором не менее 20 процентов
средств, поступающих от приватизации
в Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства, используется
для осуществления региональных
инвестиционных программ. Будет введен
в действие механизм размещения среди
субъектов малого предпринимательства
не менее 15 процентов объемов заказов
на производство и поставку продукции,
товаров и услуг для
Заключение.
Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.
Хотелось бы надеяться,
что в ближайшее время и
наша страна, учитывая обширный зарубежный
опыт, пойдет по пути адаптации предприятий
малого бизнеса к сегодняшним
экономическим условиям хозяйствования
в России. Тем более, что имеющий
глубокие корни в экономической
истории нашей страны малый и
средний бизнес не используется в
полной мере как в увеличении объемов
производства, так и в повышении
его эффективности и
Хотелось бы заметить,
что несомненная
Список литературы.
Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития