Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности ?

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес.docx

— 51.38 Кб (Скачать)

Мелкие и средние  предприятия играют заметную роль в  занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые  предприятия способны в больших  масштабах обеспечивать работой  незанятые трудовые ресурсы говорит  то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено40%, а в  Германии 49% всей рабочей силы. В  этом заключается социальная роль предприятий  мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что  большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и  изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших  фирм даже в воплощении в жизнь  существенных технологических нововведений.

Доля технологических  нововведений в США и Германии

в 80-хгодах в %                                

 мелкие     средние     крупные                      

            фирмы       фирмы      фирмы  

США                         35%            15%          50% 

Германия                  26%            11%          63%

Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как  можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий  в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного  крупными монополиями, то нередко оно  оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными  ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что  мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего  в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все  более и более широких слоев  населения к системе предпринимательства  и делового администрирования.

Развитие специализации  и кооперации вовлекает мелких и  средних предпринимателей в сферу  влияния крупных объединений.

Фактически они  теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных  монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений  также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых  предприятий еще и в том, что  ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно  развиваться и адаптироваться к  текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше  других, чтобы прибыль доставалась  именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров  и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие предприятия, так  как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много  усилий в этом направлении или  создавать разветвленную сеть маленьких  филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в  основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых  предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и  экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая  эффективность труда, малые фирмы  с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Правовые  основы деятельности малых предприятий.

По мере развития мелкого  предпринимательства образуются различные  формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства  и корпорации.

Фирма, находящаяся  в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и  зарегистрировать торговое имя. Деловые  партнерства представляют собой  организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными  и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие  семейные фирмы. И хотя формально  управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет  и руководит один собственник  при помощи подставных лиц, которые  реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской Федерации будут описаны в  следующих пунктах.

Создание  и ликвидация малых  предприятий.

Нормативной базой  для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и  предпринимательской деятельности", его глава IY.

Предприятие может  быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного  им органа, либо по решению трудового  коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие  может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации  одного или нескольких структурных  подразделений с сохранением  за ними существующих обязательств перед  предприятием. Предприятие может  быть учреждено в результате принудительного  разделения в соответствии с антимонопольным  законодательством РФ. 

Учредительными документами  предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его  название, адрес, органы управления и  контроля, порядок распределения  прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации  и ликвидации предприятия. Устав  предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном  предприятии, а также на предприятии  смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства  или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем  совместно с трудовым коллективом.  

Предприятие считается  утвержденным и приобретает права  юридического лица со дня его государственной  регистрации.

Государственная регистрация предприятия.

Государственная регистрация  предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом  по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия  в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.  

Для регистрации предприятия  учредитель представляет следующие  документы: 

- заявление учредителя,  

- устав предприятия,  

- решение о создании  предприятия или договор учредителей,  

- свидетельство об  уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации  или отказ в регистрации предприятия  должно быть принято не позднее чем  в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства  об уплате госпошлины. О регистрации  предприятия держатель реестра  объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной  регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных  документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия  по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации  предприятия соответствующий орган  обязан сообщить в 3-хдневный срок в  письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия  может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может  взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Ликвидация  и реорганизация  предприятия.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация  предприятия производится по решению  собственника или органа, уполномоченного  создавать такие предприятия, с  согласия трудового коллектива либо по решению суда. 

Предприятия ликвидируются  в случаях: 

- признания банкротом,  

- принятия решения  о запрете деятельности предприятия  из-за невыполнения условий, установленных  законодательством РФ, если в  предусмотренный решением срок  не обеспечено соблюдение этих  условий или не изменен вид  деятельности, 

- признания судом  недействительными учредительных  документов и решения о создании  предприятия, 

- по другим основаниям, предусмотренным законодательными  актами РФ и входящих в его  состав республик. 

Ликвидация предприятия  осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества  предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве  осуществляется в соответствии с  законодательством РФ.

Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. 

И Закон РСФР о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской  деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может  быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих  трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью но может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке , оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.  

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития