Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа
В решении возложенных на малый бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.
Введение …………………………………………………………………….….......3
Малый бизнес как объект государственного регулирования……………............5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса…………………………...…………...5
1.2. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса……….9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России………………………………………………………………………………18
2.1. Специфика развития малого предпринимательства в России ….................18
2.2. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства ….……......29
Заключение……...………………………………………………………………….43
Список использованной литературы......................................................................45
Ныне в общем количестве экономически активного российского населения предприниматели составляют около 17%. Это в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
В таблице 5 отражены основные показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в экономически развитых странах. В современной экономике промышленно развитых стран от 50 до 60% валового внутреннего продукта приходится на малые и средние предприятия. Например, в Великобритании этот показатель составляет от 50 до 53%, в странах ЕС -- от 63-67%, в Японии данный показатель составляет 55% от общей доли всего ВВП; для сравнения, в России данный показатель составляет от 9 до 12,5%. Для сравнения рассмотрим такой показатель, как число занятых на малых и средних предприятиях. В Российской Федерации число работающих на малых и средних предприятиях составляет около 9 млн. человек, это 17,8% от общей доли работающего населения. В странах ЕС на малых и средних предприятиях работают 68 млн. человек, что составляет 72% от числа занятых, в Японии -- 39,5 млн. человек, это около 78% всех занятых в стране [6, с. 13].
Приведенное сравнение деятельности малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом свидетельствует о различном вкладе малого предпринимательства в экономику и в решение социальных проблем в нашей стране и промышленно развитых странах. Опережающее развитие малого предпринимательства за рубежом обусловлено более длительным становлением этой сферы хозяйствования, а также реализацией комплекса разнообразных мер по реализации государственной поддержки предпринимательства в общем.
По оценкам экспертов, для нашей страны с ее масштабами и численностью населения малых предприятий должно быть как минимум 5-6 млн. Только в этом случае экономическая ситуация и положение самого малого бизнеса могло бы существенно измениться.
МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:
- высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий.
Таблица 5
Показатели развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом [6, с. 13]
Страны | Кол-во МСП,
тыс. |
Кол-во МСП на 1000 жителей | Занято на малых
и средних предприятиях,
млн. чел. |
Доля МСП
в общей численности занятых, % |
Доля МСП в ВВП, %, оценочно |
Великобритания | 2 630 | 46 | 13,6 | 49 | 50 - 53 |
Германия | 2 290 | 37 | 18,5 | 46 | 50 - 52 |
Италия | 3 920 | 68 | 16,8 | 73 | 57 - 60 |
Франция | 1 980 | 35 | 15,2 | 54 | 55 - 62 |
Страны ЕС | 15 770 | 45 | 68 | 72 | 63 - 67 |
США | 19 300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50 - 52 |
Япония | 6 450 | 49,6 | 39,5 | 78 | 52 - 55 |
Россия |
843, в том
числе малых 287 |
5,8 |
7 |
12 |
9 - 10 |
- стремление к максимальной самостоятельности.
- высокая доля «теневого» сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении общегосударственных задач) [5, с. 28];
- общий низкий технический уровень и низкая техническая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
- низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
- высокая степень приспосабливаемости к внешним условиям хозяйствования;
- неразвитость самоорганизации и системы поддержки малого бизнеса;
- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка;
- неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг [10, с. 53].
Один
из знатоков данной проблемы, Л.А. Колесникова,
видит ее в неэффективности усилий государства
в данном направлении. По ее мнению, большинство
программ развития малого и среднего бизнеса
сыграли скорее декларативную и политическую
роль, а частичная реализация федеральных
и региональных программ, по сути, не изменила
неблагоприятных в целом условий функционирования
малых предприятий [14, с. 20].
2.2. Основные проблемы субъектов малого
предпринимательства
Основные проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес, в первую очередь связаны с той политикой, которую проводит государство.
Кризис может привести к значительному количественному сужению малого бизнеса, т.е. к уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть либо полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность. А также к сокращению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого бизнеса (см. табл. 6).
Следует отметить, что основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:
- отсутствие оборотных средств;
- отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
- отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
- снижение спроса на продукцию -- при неизменном уровне издержек ухудшение показателей оборачиваемости капитала, уменьшение нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
- риск неплатежей от контрагентов -- отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» [9, c. 32].
Таблица 6
Основные проблемы малого бизнеса в кризисный период [9, c. 32]
Категория
субъектов малого
предпринимательства |
Проблемы |
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг | Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, трудности с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг |
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий | Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги | Снижение спроса на услуги, риск неплатежей |
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) | Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле | Повышение стоимости импортной продукции, трудности с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию |
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе | Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта | Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу | Снижение объемов заказов в 2009 г., неоплата работ, произведенных в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказы |
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства | Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития |
Все субъекты МП | Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
Административные барьеры. Это также проблема номер один в развитии российского предпринимательства. Ее недостаточное решение многократно увеличивает издержки бизнеса [11, с. 102]. В этих условиях малый и средний бизнес фактически вынуждался уходить в неправовую сферу, действовать по так называемым серым и даже черным схемам. В частности, бизнесмены ввозили в страну товары контрабандным путем, нарушали достоверность их кодирования, занижали объемы ввозимых товаров, скрывали реальные доходы от налогообложения и т.п. Это обусловлено тем, что легальная деятельность отечественного малого и среднего предпринимательства отличалась крайне высокими издержками [8, с. 84].
С целью реформирования системы государственного контроля (надзора) Минэкономразвития России в 2006 г. разработаны и в настоящее время проходят согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Концепция и проект технического задания на разработку проекта федерального закона, защищающего права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Документ предусматривает не только устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику, но и передачу ряда государственных функций организациям саморегулирования.
Концепция предполагает также разделить задачи надзора и контроля. Надзор станет достоянием государственных органов. Контроль же будет сведен к проведению испытаний, измерений, экспертиз, осуществляемых самими субъектами рынка. Такое разграничение исключит прямое и косвенное финансирование органов государственного контроля за счет предпринимателей, позволит частным компаниям создать конкурентный рынок услуг. Предполагается замена обязательной сертификации декларированием соответствия более чем по 300 позициям. В режим декларирования соответствия переведены на пушно-меховые и овчинно-шубные изделия, отдельные виды тканей, немеханизированный инструмент, мебель и другие товары [18, с. 45].
Размещение заказов. В целом указанные меры Правительства Российской Федерации по устранению административных барьеров, обременяющих малый бизнес, позволяют отчасти снизить его финансовые издержки. Но их явно недостаточно для кардинального исправления сложившейся ситуации. В настоящее время более действенным средством является формирование инструментов поддержания спроса на товары и услуги, производимые малым бизнесом. Поэтому в соответствии с действующим законодательством государственные заказчики обязаны размещать свои заказы (исключая оборонные) у субъектов малого предпринимательства в размере 15% от общего объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг. Размещение заказов проводится путем проведения торгов.
Анализ результатов последних маркетинговых исследований и опрос 5583 субъектов малого предпринимательства и 117 государственных заказчиков позволяют сделать вывод, что малый и средний бизнес в сложившихся условиях представлен практически во всех отраслях, где размещаются государственные заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. При этом большинство субъектов малого предпринимательства готовы к участию в торгах при цене лота до 3 млн. руб. В этом случае госзаказ на поставку товаров и выполнение работ охотно берут соответственно 70% и около 95% субъектов малого предпринимательства. При цене лота до 2 млн. руб. оказывать услуги готовы более 86% субъектов [8, c. 85].
Налоговое законодательство. Его либерализация призвана сыграть существенную роль в улучшении положения малого бизнеса.
В этом направлении ведется соответствующая работа. В настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрено три специальных налоговых режима для субъектов малого предпринимательства. Введены единый сельскохозяйственный налог и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также используется упрощенная система налогообложения. Немаловажно, что применение упрощенной системы налогообложения является добровольным и с правом выбора. Предприниматель может согласиться на обложение его доходов, что предполагает уплату единого налога по ставке 6% от выручки. Может также предпочесть обложение разности между доходами и расходами, что предполагает уплату единого налога по ставке 15% [12, c. 15].
Эта ставка довольно высока. Поэтому премьер-министр России В.В. Путин, возглавляющий «Единую Россию», заявил на ее последнем съезде о необходимости снижения ставки налога втрое. Это должно уменьшить фискальную нагрузку на малые и средние предприятия.
Примечательно, что независимо от объекта налогообложения уплата единого налога заменяет уплату налога на прибыль (подоходного налога), налога на добавленную стоимость, налога на имущество. А вместо единого социального налога предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.
Однако упрощенная система налогообложения среди мелких предпринимателей не получила всеобщего распространения. Она мешает состыковке интересов и создает помехи ведению стандартного бухгалтерского и налогового учета.
С 1 января 2006 г. в систему налогообложения введен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Характер его применения и размеры непосредственно отнесены к вопросам местного значения, причем несколько расширены виды предпринимательской деятельности в целях применения данного режима. Базовая доходность, являющаяся основой для расчета ЕНВД, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и является единой для всех территорий. На местном уровне имеется возможность использования корректирующего понижающего коэффициента (К2) с целью учета особенностей предпринимательской деятельности (удаленность от дорог, время работы, ассортимент и т.п.).
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития