Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа
В решении возложенных на малый бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.
Введение …………………………………………………………………….….......3
Малый бизнес как объект государственного регулирования……………............5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса…………………………...…………...5
1.2. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса……….9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России………………………………………………………………………………18
2.1. Специфика развития малого предпринимательства в России ….................18
2.2. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства ….……......29
Заключение……...………………………………………………………………….43
Список использованной литературы......................................................................45
Курсовая
работа
по дисциплине: Экономическая теория
на тему
«Малый бизнес, его роль и перспективы
развития»
Киров
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
…………………………………………………………………….…..
Малый
бизнес как объект государственного регулирования……………............
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса…………………………...…………...5
1.2. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса……….9
2.
Анализ влияния государственной поддержки
на развитие малого бизнеса в России………………………………………………………………
2.1. Специфика развития малого предпринимательства в России ….................18
2.2. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства ….……......29
Заключение……...………………………………………
Список
использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью активизации развития малого бизнеса как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики.
В решении возложенных на малый бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.
Анализ практики зарождения малого бизнеса в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В исследуемой сфере Россия значительно отстает от остальных членов «Большой восьмерки», стран Восточной Европы, Китая.
Выявление факторов, определивших рассмотренное противоречие и далее -- способов их скорейшей нейтрализации является важней макроэкономической задачей. Ее решение обеспечит возможность реализации потенциала малого предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества -- экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.
Целью курсовой работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства со стороны государства, отвечающих современным условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие и перечень классификационных признаков субъектов малого предпринимательства;
- исследовать наиболее эффективные и доступные государству формы централизованной поддержки малых предприятий,
- проанализировать специфические условия развития малого предпринимательства в России, выявив негативно влияющие на него факторы;
Объект исследования курсовой работы является малое и среднее предпринимательство в экономике страны. Предметом исследования -- проблемы развития малого бизнеса.
В первой главе курсовой работы изложены теоретические основы роли государства в поддержке малого бизнеса, для чего была определена сущность и признаки малого бизнеса, критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому бизнесу, обозначена роль малого бизнеса в экономике, меры государственной поддержки малого бизнеса.
Вторая глава курсовой работы построена на анализе влияния поддержки государства на развитие российского малого бизнеса. Дана характеристика современного состояния малого предпринимательства, в том числе в сравнении с зарубежным опытом, обозначены причины слабого развития российского малого бизнеса, рассмотрены возможности повышения активности государства в развитии малого предпринимательства.
Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили исследования российских ученых, экономическая периодика, статистические данные, размещенные на портале поддержки малого предпринимательства.
1. Малый бизнес как объект государственного регулирования
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса
Понимание необходимости развития малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
В современных условиях малое предпринимательство (МП) относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).
Во всех индустриально развитых странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ -- с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. -- это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
В самом общем виде под малым предпринимательством
(юридический термин,»малый бизнес»-экономический)
В юридической и экономической литературе дается множество определений МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:
- небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
- правовая независимость -- предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;
- персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне [5, с. 13].
Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.
В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др.
В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация микро, малых и средних предприятий:
- численность работающих человек -- от 10 до 250;
- величина годового оборота -- 740 млн евро;
- величина балансовой стоимости активов -- 527 млн евро.
В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми [6, с. 12].
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям [1]:
- доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;
- доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25%;
- средняя численность занятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а для «микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;
- предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия -- 60 млн руб.;
малые предприятия -- 400 млн руб.;
средние предприятия -- 1000 млн руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием -- численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Применение
различных критериев отнесения предприятий
к малым в России обусловлено различными
целями. Так, одни из них направлены на
право применения упрощенной системы
налогообложения, другие -- на право применения
единого налога на вмененный доход, третьи
-- на освобождение от уплаты НДС, четвертые
-- на получение субсидиарной помощи от
государства. Современное правительство
России отводит малому предпринимательству
большую роль в экономической политике
государства, что является основанием
для применения единого подхода отнесения
предприятий к малому бизнесу независимо
от цели, будь то налогообложение, статистические
наблюдения или определение роли малого
бизнеса в общей массе ВВП [2, с. 67].
1.2. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Для обеспечения реального динамизма развития малого предпринимательства необходим импульс, исходящий из структур внешней бизнес-среды, и прежде всего со стороны государства, призванного содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики, трансформированной на устойчивое развитие. Мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития