Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа
В решении возложенных на малый бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.
Введение …………………………………………………………………….….......3
Малый бизнес как объект государственного регулирования……………............5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса…………………………...…………...5
1.2. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса……….9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России………………………………………………………………………………18
2.1. Специфика развития малого предпринимательства в России ….................18
2.2. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства ….……......29
Заключение……...………………………………………………………………….43
Список использованной литературы......................................................................45
- поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24) -- может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства, содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций, реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [17, с. 10];
- поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).
Закон № 209-ФЗ предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства -- системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [1].
Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.
На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров [7, с. 44].
Важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей -- не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [13, с. 79].
Таким
образом, системы налогообложения малого
бизнеса могут и должны способствовать
его развитию. Вместе с тем стимулирование
через этот инструмент воздействия на
налогоплательщиков должно быть исключительно
адресным, чтобы связанные с этим инструментом
стимулирующие возможности не использовались
бы для необоснованного занижения их налоговых
обязательств.
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России
2.1. Специфика развития малого предпринимательства в России
Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством. В связи с этим знаменитую формулу Л. Макаревича «Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами» можно считать, по существу, бесспорной. Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило [8, с. 81].
В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах.
На 1 октября 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2009 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2009 г. на 73,0 ед.
Наиболее
значительно число зарегистрированных
малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось
в Северо-Западном ФО, заметное увеличение
произошло также в Дальневосточном ФО
(см. табл. 1).
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации [21]
Федеральные
округа |
Количествозарегистри-
рованных МП на 1 октября 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения |
Прирост / сокращение
(-)
количества зарегистриро- ванных МП на 100 тыс. чел. населения за период 01.10.2008- 01.10.2009 |
РФ | 791,9 | 73,0 |
Центральный | 996,9 | 61,3 |
Северо-Западный | 1 402,7 | 223,6 |
Южный | 499,1 | 10,1 |
Приволжский | 623,2 | 58,9 |
Уральский | 661,3 | 43,2 |
Сибирский | 658,8 | 97,0 |
Дальневосточный | 794,8 | 121,3 |
Увеличение количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых на МП.
В январе-сентябре 2010 г. прирост оборота МП отмечается в 71 регионе, при этом прирост более чем на 30% наблюдался в 21 из них. При этом объемы оборота МП сократились всего в 13 регионах (см. табл. 2).
Таблица 2
Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2010 г. [21]
Федеральные округа | Объемы оборота МП, млн. руб. | На душу населения,
руб. |
В % к январю-сентябрю
2009 г. |
РФ | 10 987 506,1 | 76 581,8 | 114,7 |
Центральный | 4 964 675,4 | 132 229,8 | 111,9 |
Северо-Западный | 1 227 364,5 | 89 386,4 | 125,6 |
Южный | 982 600,8 | 43 057,2 | 111,0 |
Приволжский | 1 615 533,6 | 52 605,8 | 113,3 |
Уральский | 862 902,8 | 70 273,5 | 121,8 |
Сибирский | 995 401,7 | 50 287,5 | 111,3 |
Дальневосточный | 339 027,3 | 51 422,3 | 125,0 |
Итоги деятельности малых предприятий в региональном разрезе можно рассматривать как положительные. В январе-сентябре 2010 г. оборот МП вырос на 14,7% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.
Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в Кировской области, можно оценить по показателям, представленным в таблице 3. При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.
Таблица 3
Состояние малого предпринимательства Кировской области [20]
Показатели | 2008 г. | 2009 г. |
Количество малых предприятий, ед. | 10440 | 11852 |
Количество работающих на малых предприятиях, чел. | 78562 | 82097 |
Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел. | 51452 | 61669 |
Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве занятых в экономике региона (без учета работников у ПБОЮЛ), % | 16,4 | 17,8 |
Доля отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами малых предприятий в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг в целом по области, % | 9,7 | 10,2 |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 5480 | 7515 |
На малых предприятиях работало на постоянной основе 82,1 тыс. человек. В области зарегистрировано 61,6 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве без учета работников у индивидуальных предпринимателей составило 143,7 тыс. человек или 17,8% от общего количества занятых в экономике области.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем валовом региональном продукте 2009 г. -- 10,8% (оценка ВРП 2009 г. -- 316 867,2 млн. руб. Малыми предприятиями в 2009 г. произведено продукции на сумму 34 351,8 млн. руб.). Доля в ВРП 2005г. -- 8,5%.
В 2008 г. объем выпуска продукции, работ, услуг составил 38 млрд. рублей (темп роста -- 110,4%) [20].
Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Кировской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом (см. табл. 4).
Таблица 4
Отраслевая структура малых предприятий Кировской области [20]
Вид деятельности | Доля, % |
Оптово-розничная торговля | 42,23 |
Услуги и операции с недвижимостью | 18,0 |
Строительство | 11,17 |
Обрабатывающие производства | 10,8 |
Транспорт и связь | 5,6 |
Сельское и лесное хозяйство | 4,1 |
Прочие | 7,7 |
Несмотря на положительные тенденции в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1-2 [3, с. 25].
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития