Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В решении возложенных на малый бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….......3
Малый бизнес как объект государственного регулирования……………............5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса…………………………...…………...5
1.2. Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса……….9
2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России………………………………………………………………………………18
2.1. Специфика развития малого предпринимательства в России ….................18
2.2. Основные проблемы субъектов малого предпринимательства ….……......29
Заключение……...………………………………………………………………….43
Список использованной литературы......................................................................45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАЛЫЙ БИЗНЕС.rtf

— 420.27 Кб (Скачать)

    - поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24) -- может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства, содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций, реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [17, с. 10];

    - поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

    Закон № 209-ФЗ предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства -- системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [1].

     Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

    На данный момент уже достаточно развита сеть базовых объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров [7, с. 44].

    Важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей -- не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [13, с. 79].

    Таким образом, системы налогообложения малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия на налогоплательщиков должно быть исключительно адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения их налоговых обязательств. 

 

     2. Анализ влияния государственной поддержки на развитие малого бизнеса в России

    2.1. Специфика развития малого предпринимательства в России

    Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством. В связи с этим знаменитую формулу Л. Макаревича «Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами» можно считать, по существу, бесспорной. Это доказано не только отечественным, но особенно позитивным опытом большинства успешных стран мирового социума. К сожалению, несмотря на все усилия по активизации малого бизнеса со стороны государства от федерального до муниципального уровня, коренного улучшения ситуации не происходило [8, с. 81].

    В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах.

    На 1 октября 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1 136,2 тыс., что на 10,2% выше, чем по состоянию на 1 октября 2009 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 791,9 ед., увеличившись по сравнению с 1 октября 2009 г. на 73,0 ед.

    Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей увеличилось в Северо-Западном ФО, заметное увеличение произошло также в Дальневосточном ФО (см. табл. 1).  

 

     Таблица 1

    Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации [21]

    
Федеральные

    округа

Количествозарегистри-

рованных МП на 1 октября 2010 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Прирост / сокращение (-)

  количества зарегистриро-

ванных МП на 100 тыс. чел. населения  за период

01.10.2008- 01.10.2009

РФ     791,9     73,0
Центральный     996,9     61,3
Северо-Западный     1 402,7     223,6
Южный     499,1     10,1
Приволжский     623,2     58,9
Уральский     661,3     43,2
Сибирский     658,8     97,0
Дальневосточный     794,8     121,3
 

    Увеличение количества зарегистрированных МП сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых на МП.

    В январе-сентябре 2010 г. прирост оборота МП отмечается в 71 регионе, при этом прирост более чем на 30% наблюдался в 21 из них. При этом объемы оборота МП сократились всего в 13 регионах (см. табл. 2).

    Таблица 2

    Объемы оборота МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-сентябре 2010 г. [21]

    
Федеральные округа Объемы оборота МП, млн. руб. На душу населения,

    руб.

В % к январю-сентябрю

    2009 г.

РФ 10 987 506,1     76 581,8     114,7
Центральный 4 964 675,4     132 229,8     111,9
Северо-Западный 1 227 364,5     89 386,4     125,6
Южный 982 600,8     43 057,2     111,0
Приволжский 1 615 533,6     52 605,8     113,3
Уральский 862 902,8     70 273,5     121,8
Сибирский 995 401,7     50 287,5     111,3
Дальневосточный 339 027,3     51 422,3     125,0
 

    Итоги деятельности малых предприятий в региональном разрезе можно рассматривать как положительные. В январе-сентябре 2010 г. оборот МП вырос на 14,7% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

    Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в  Кировской области, можно оценить по показателям, представленным в таблице 3. При этом необходимо отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.

 

      Таблица 3

     Состояние малого предпринимательства Кировской области [20]

     
     Показатели      2008 г.      2009 г.
Количество малых предприятий, ед.      10440      11852
Количество работающих на малых предприятиях, чел.      78562      82097
Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел.      51452      61669
Доля занятых в малом бизнесе в общем количестве занятых в экономике региона (без учета работников у ПБОЮЛ), %      16,4      17,8
Доля отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ, услуг собственными силами малых предприятий в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг в целом по области, %      9,7      10,2
Среднемесячная заработная плата, руб.      5480      7515

     На малых предприятиях работало на постоянной основе 82,1 тыс. человек. В области зарегистрировано 61,6 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве без учета работников у индивидуальных предпринимателей составило 143,7 тыс. человек или 17,8% от общего количества занятых в экономике области.

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем валовом региональном продукте 2009 г. -- 10,8% (оценка ВРП 2009 г. -- 316 867,2 млн. руб. Малыми предприятиями в 2009 г. произведено продукции на сумму 34 351,8 млн. руб.). Доля в ВРП 2005г. -- 8,5%.

В 2008 г. объем выпуска продукции, работ, услуг составил 38 млрд. рублей (темп роста -- 110,4%) [20].

     Сложившаяся структура малых предприятий по видам деятельности в Кировской области близка к структуре малых предприятий в Российской Федерации. Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом (см. табл. 4).

     Таблица 4

     Отраслевая структура малых предприятий Кировской области [20]

     
         Вид деятельности      Доля, %
         Оптово-розничная торговля      42,23
         Услуги и операции с недвижимостью      18,0
         Строительство      11,17
         Обрабатывающие производства      10,8
         Транспорт и связь      5,6
         Сельское и лесное хозяйство      4,1
         Прочие      7,7
 

     Несмотря на положительные тенденции в России уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. К европейскому уровню (25-30 предприятий на тысячу жителей) приближаются лишь Санкт-Петербург (23 предприятия) и Москва (21 предприятие), на третьем месте Магадан (12 предприятий). В среднем же по России на тысячу жителей приходится 6 малых предприятий, в депрессивных районах и вовсе 1-2 [3, с. 25].

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития