Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.

Содержание

Введение
2
1
Сущность малого предпринимательства
3-9
2
Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства
10-12
3
Этапы становления малого предпринимательства в России
13-17
4
Современное состояние малого предпринимательства в России
18-25
5
Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства
26-30

Заключение
31

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Малое предпринимательство.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший  сектор экономики пока не оказывает  столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно-развитых странах, где на его долю приходиться до 60% ВВП.

В статье на основе данных статистики и социологических опросов анализируется состояние малого предпринимательства в России, основные «болевые точки» данного сектора российской экономики, а также промежуточные итоги государственной поддержки малого бизнеса. Сформулированы сценарии возможного развития малой частной экономики в России в ближайшем будущем. В контексте рассмотренных проблем определены основные направления адекватной государственной политики в области малого бизнеса .

Сектор частного малого бизнеса  в России — ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблицы  (табл. 2)14.

 

Таблица 2. СВОТ-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности

Сильные стороны малого бизнеса

Слабые стороны малого бизнеса

Возможности малого бизнеса

Угрозы существованию малого бизнеса

1. Небольшой стартовый  капитал

Ограниченный (локально) рынок

Рост до уровня «большого» бизнеса

Быстрота полного разорения

2. Высокая эффективность

Ограниченные перспективы  роста

Сбалансированное развитие

Быстрое достижение «потолка» роста

3. Гибкость

Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры

Прочная ниша на «своем»  рынке

Легкость проникновения конкурента в эту нишу

4. Самостоятельность

Отсутствие влиятельной  поддержки

Творческая самореализация

Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего»


 

Из табл. 2 явствует, что жизнь малого предпринимателя — это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.

Однако именно малый бизнес может  заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).

Далее, малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. Там, где не существует малое предпринимательство в экономике или оно слабо, неизбежно останавливается процесс создания правового механизма регулирования рынка: свобода договоров, защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников. Кроме того, рядовой гражданин может понять, что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, обязанности и ответственность только благодаря малому бизнесу. Ведь у многих в малом бизнесе работает близкий родственник, или друг, или бывший сослуживец. В силу этого именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян. Случайно ли, что в нашей стране, где прослойка малого бизнеса за десять лет реформ так и не стала достаточно прочной и широкой, медленно приживаются уважение к чужой собственности, законопослушность, не складываются гражданское общество с его институтами, медленно формируется средний класс как оплот социальной стабильности?

              Но даже столь незначительный слой малых предпринимателей в России еще более сократился в ходе кризиса. Как отмечается в Федеральной программе развития и поддержки малого предпринимательства в ходе кризиса от 25 до 35 % малых предприятий прекратили свою деятельность. В наиболее сложном положении оказались малые фирмы производственного профиля, не выдерживающие конкуренции с более крупными производителями. Не случайно, по данным Госкомстата, за 9 мес. 2008 г. малые предприятия инвестировали в основной капитал 11,5 млрд руб. — вдвое меньше в сопоставимых ценах, чем в январе-сентябре 2007 г., т.е. до кризиса.15 Более детальную картину состояния российского малого бизнеса, которая существенно изменится после кризиса, можно получить из материалов выборочных опросов малых предпринимателей. Показательны в этом отношении результаты анкетного опроса малых предприятий, который проводился Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в декабре 2008 г. в 9 регионах России и в столице.

             Кризис оказал весьма серьезное негативное воздействие на российский малый бизнес: если до него соотношение «развивающихся» и «стремящихся выжить» малых предприятий составляло примерно 7:2, то после кризиса оно изменилось почти на противоположное. Влияние финансового кризиса на характер и степень остроты проблем текущей деятельности малых предприятий показано в табл. 316.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Имелись ли у Вас проблемы в решении следующих  вопросов текущей деятельности фирмы до и после начала финансового кризиса (в % от опрошенных)?

 

До финансового  кризиса

После финансового  кризиса

 

Проблем не было

Проблемы были

Проблем не было

Проблемы были

Поиск оборотных  средств

47,1

45,2

27,7

68,9

Организация сбыта

55,6

35,0

37,4

57,6

Инвестиции

56,2

30,3

48,0

41,8

Набор квалифицированных  кадров

67,5

24,8

71,6

24,2

Получение лицензии

74,4

15,7

76,7

17,0

Уплата налогов

64,6

28,5

55,3

41,3

Аренда помещения

71,5

20,1

66,2

29,3

Приобретение  необходимого оборудования

66,7

24,5

58,7

36,1

Вымогательство  чиновников

55,7

33,6

55,1

37,6

Нехватка знаний и навыков ведения бизнеса

64,7

26,9

67,4

28,1

Ведение бухгалтерии и отчетности

75,5

16,9

79,0

17,1

Рэкет

72,5

16,8

77,0

15,9

Неплатежи, ненадежность партнеров

49,7

41,4

44,3

50,6

Уплата процентов  по кредитам

73,8

12,1

70,0

19,2

Возврат кредитов

72,9

12,1

66,7

21,8

Правовая незащищенность

49,4

41,2

49,1

45,2

Приобретение сырья и материалов

72,5

17,1

58,3

34,6

Другие проблемы

 

3,2

 

5,7


 

 Примечание: в связи с не-ответами на вопрос в парных столбцах нет 100 %.

 

Из сопоставления ответов видно, что все проблемы текущей деятельности малых предприятий можно разделить на две группы:

а) Проблемы, степень остроты которых практически не изменилась. Сюда относятся набор квалифицированных кадров, получение лицензии, вымогательство чиновников, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, ведение бухгалтерии, правовая незащищенность;

б) Проблемы, степень остроты которых возросла. Поиск оборотных средств, привлечение инвестиций, сбыт, уплата налогов, аренда помещения, приобретение оборудования, уплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов, приобретение сырья и материалов.;

Итак, кризис 2008 г. приведет к заметному ухудшению положения в российском малом бизнесе, которое и без того было отнюдь не блестящим. Наиболее стабильным показателем оставается занятость — более чем у 60 % опрошенных она не сократилась; по остальным показателям (оборот, прибыль, инвестиции) динамика имела явно выраженный негативный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства.

 

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера17.

Главная сложность при анализе  нашей экономической политики связана  с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Когда сравнивают регулируемый рынок и стихийный, то имеют в виду, прежде всего нравственную, этическую сторону. Но этого мало, каждый из них имеет свою экономическую основу.

Особенностью стихийного рынка  является функционирование главным  образом в сфере обращения, а  не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения – низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

Другая особенность – характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название «коротких» денег. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличии от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии». Дело не в том, что концепция «шоковой терапии» несостоятельна, наоборот, это стройная научная теория, применение которой оказалось весьма результативным в ряде стран. Ошибка состоит в том, что в России она была принята без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера «расшивает тромбы» в экономике и в короткие сроки выводит ее из кризиса18.

Но в России этого не произошло, так как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие ее положительной результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог оказать существенное влияние на улучшение ситуации.

Особенностью регулируемого рынка  является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

Большинство населения в России составляют третий класс – с малым  покупательским спросом, который и  определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 – 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 2004 г. в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 г.19

Информация о работе Малое предпринимательство