Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.

Содержание

Введение
2
1
Сущность малого предпринимательства
3-9
2
Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства
10-12
3
Этапы становления малого предпринимательства в России
13-17
4
Современное состояние малого предпринимательства в России
18-25
5
Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства
26-30

Заключение
31

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Малое предпринимательство.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Содержание:

 

 

Введение

2

1

Сущность малого предпринимательства

3-9

2

Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства

10-12

3

Этапы становления малого предпринимательства  в России

13-17

4

Современное состояние  малого предпринимательства в России

18-25

5

Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства

26-30

 

Заключение

31

 

Список использованной литературы

32-33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Реформирование российского  общества, построение основ социально  ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в  мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.

Выработка концептуально-стратегических подходов всегда является сложным этапом и требует междисциплинарных исследований, применения совокупности методов, но всегда наиболее плодотворна потому, что позволяет понять взаимосвязь и взаимодействие экономических, социальных, правовых, духовно-культурных механизмов,  которые в конечном итоге определяют становление и цивилизованное развитие такого сложного явления, каким является предпринимательство.

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.

 Цель данной работы рассмотреть развитие и современное состояние малого предпринимательства в России.

 

    1. Сущность малого предпринимательства.

 

Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность1.

Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

    • в промышленности – 100 человек;
    • в строительстве – 100 человек;
    • на транспорте – 100 человек;
    • в сельском хозяйстве - 60 человек;
    • в научно-технической сфере - 60 человек;
    • в оптовой торговле – 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
    • в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица»2.

К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:

    • кризис административно-командной системы хозяйствования;
    • дефицит товаров, работ и услуг;
    • чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;
    • замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;
    • легализацию (признание законом) предпринимательской деятельности;
    • признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;
    • сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.

Экономическая деятельность малого предпринимательства  определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.

Субъекты малого предпринимательства как участники  экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства, например, чрезмерный налоговый гнет, что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур3.

Реализуя свой экономический интерес, предприниматель  неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.

Помимо экономического интереса и  риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве - непременное условие.

Экономическая ответственность предпринимателя  наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям4:

    • в силу неисполнения обязательств по договорам;
    • вытекающая из причинения вреда;
    • в связи с нарушением действующего законодательства.

Гражданским законодательством предусматривается  несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.

Иные формы  предпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе  нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.

Процесс создания и последующей деятельности малых  предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).

Любое, малое предприятие независимо от его организационно-правовой формы  не может эффективно функционировать  без соответствующей базы: правовой, материальной, технической, экономической и пр.

Исходя из этого, требуется создать  такие социально-экономические предпосылки  в экономике страны, которые позволят использовать преимущества малого бизнеса  и в определенной степени устранить  его недостатки5.

Развитие малого предпринимательства  несет в себе множество важных преимуществ:

    • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
    • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
    • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
    • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
    • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
    • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
    • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
    • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
    • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
    • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
    • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого

предпринимательства.

Государственная политика в отношении  малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.

К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Это многочисленные образовательные институты бизнеса, фонды финансовой поддержки: кредитование, налогово-гарантийная поддержка, лизинговые фонды, «бизнес-инкубаторы» и «технологические парки»6.

Информация о работе Малое предпринимательство