Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.

Содержание

Введение
2
1
Сущность малого предпринимательства
3-9
2
Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства
10-12
3
Этапы становления малого предпринимательства в России
13-17
4
Современное состояние малого предпринимательства в России
18-25
5
Факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства
26-30

Заключение
31

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Малое предпринимательство.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ. Тем не менее, координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Представляется, что в перспективе  будет преобладать тенденция  к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в данной сфере.

 Также действуют общественные  объединения - Торгово-промышленная  палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций. В середине 90-х гг. был создан государственный комитет по развитию и поддержке малого предпринимательства. В настоящее время эти функции выполняет департамент в Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, практически во всех регионах РФ организованы департаменты поддержки малого предпринимательства или отделы в экономических департаментах региональных администраций. При Правительстве РФ и в некоторых региональных структурах исполнительной власти существуют общественные советы по малому предпринимательству, выполняющие экспертные функции7.

Регулярно разрабатываются и принимаются  федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы – в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг. , 2000-2001 гг., 2003-2005 гг., включающие меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы становления малого предпринимательства в России.

 

Современное предпринимательство  в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР. 2 апреля 1991 года был принят Закон Союза Социалистических республик «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», который определил общие принципы предпринимательства СССР, регламентировал права и ответственность субъектов предпринимательской деятельности, обеспечил государственную поддержку, установил отношения предпринимателей с органами государственной власти8.

Закон был направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора всех форм собственности.

Если рассматривать историю  малого бизнеса с этого момента  до настоящего времени, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов.

Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

На втором этапе (1987-1988 гг.) сфера  деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в  нем участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного бизнеса»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были действительно малые предприятия. Цель развития малого бизнеса - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Этап «кооперативного движения»  послужил механизмом в накоплении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность. Малый бизнес привлекает в свою сферу все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий малого бизнеса привело к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производителем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с присущим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Приватизация превращала государственную  собственность в собственность частных владельцев, способствовала ее демонополизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения эффективности российской экономики.

Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего бизнеса, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.

Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью  широкомасштабной приватизацией и развития всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз бизнеса стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи; минимонопописты - преимущественно более опытное старшее поколение; «массовики и хамелеоны» - молодое. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый характер.

На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически  были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.

 Современный этап развития  мелкого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако  они недостаточны для фундаментальных  теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития мелкого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие малого бизнеса имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий9.

Малые размеры предприятий сами по себе не означают автоматическую реализацию присущих им преимуществ. Чтобы получить те преимущества, необходимо более полно включиться в систему разделения труда, сориентироваться на локальные рынки сбыта и источники сырья. Поэтому при всем различии социально-экономических систем сущностные черты, характеризующие малый бизнес в России, остаются идентичными: сугубая ориентация на рынок и свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных источников финансирования, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность, общая простота организации и управления.

 

    1. Современное состояние малого предпринимательства в

России.

 

Малое предпринимательство, зародившись  в недрах перестроечных кооперативов, пережило период бурного роста в 1990—1993 гг. Однако темпы его развития стабилизировались на достаточно низком уровне, а затем наступил застой: ни число официально зарегистрированных малых предприятий, ни количество занятых в них практически не менялись. Сравним некоторые данные о развитии малого бизнеса в России и в ряде стран Запада (табл. 1)10.

Таблица 1. Данные о развитии малого и среднего предпринимательства

 

Количество малых и средних предприятий (тыс.)

Количество  малых и средних предприятий на 1000 жителей

Занятость на малых  и средних предприятий (млн. чел.)

Доля малых  и средних предприятий в общей занятости (%)

Доля малых  и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (%)

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-52

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

ЕС в целом

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

РОССИЯ

844

5,65

8,3

13

10-11


 

Из таблицы видно, что Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства  весьма значительно. Из этих же данных понятно, почему в странах «семерки»  состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание государства, почему от мнения владельцев и работников малого бизнеса не может отмахнуться ни один серьезный политик — ведь этот сектор создает значительную часть национального продукта, являясь крупным нанимателем рабочей силы. Но и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. Пожалуй, лишь в Великобритании и ФРГ, судя по данным статистики, малые предприятия не уступают в данном отношении крупным фирмам, тогда как в Японии наблюдается весьма значительный разрыв — и он не в пользу «малой экономики». Примечательно, что именно по этому важнейшему показателю эффективности российский малый бизнес не выглядит сильно отстающим — по-видимому, причины его слабости вовсе не в том, что экономически он сильно проигрывает крупному производству, а в каких-то других факторах.

Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек, что превышает численность запятых на МП на 1 января 2005 г. на 78 тыс. человек, или на 1,1%. В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества). В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений11.

В 2005 г. малыми предприятиями в промышленности (по основному виду деятельности) произведено продукции на 150-170 млрд. рублей. С учетом теневого производства в данном секторе это составило 5-6% общего объема выпуска промышленной продукции. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями: 7% - в машиностроении и металлообработке; 8-10% - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности; 9-12% в пищевой; 9-11% - в легкой промышленности12.

Вклад малых предприятий в ВВП  России не превышает 10-11%. В 2005 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет РФ составили 19,2 млрд. руб. – в 1,3 раза больше, чем в 2000 г13.

Информация о работе Малое предпринимательство