Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 15:12, курсовая работа
Происходящее в процессе реформ и под влиянием общемировой логики глобализации превращение экономики России на рубеже XX-XXI вв. в открытую систему в числе множества других последствий приводит к расширению круга и изменению характера рисков, с которыми сталкиваются как отдельные российские экономические субъекты, так и экономика страны в целом.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Какие основные инструменты имеются у Правительства для оживления экономики?
Какие имеются риски, ограничивающие рост экономики?
1.3. Государственно-финансовый контроль и организационно-правовые меры в области обеспечения экономической безопасности.
2.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ ДЛЯ РОССИИ.
1.1 Особенности глобализации.
1.2 Возможные пути России в свете мировой интеграции.
4. УПРАВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансово-экономической безопасности, по нашему мнению, следует выделить следующие: стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией); постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую); растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран; высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий; многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма; беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов.
Для
разработки вопросов финансовой и экономической
безопасности государства и проведения
соответствующих контрольных
2.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.
Мирохозяйственные
связи берут свое начало в
мировой торговле, которая прошла
путь от единичных
важнейшая составная часть мировых экономических отношений. Вместе с тем, бурный рост мирохозяйственных связей приходится на период, когда возрастает мобильность факторов. Международные экономические отношения производства - капитал перерастает национальные границы, усиливается миграция рабочей силы, ускоряются процессы формирования международного разделения труда. Это свидетельствует о том, что интернационализация хозяйственных связей во многом обусловлена логикой развития производи- тельных сил, которые, перерастая национальные рамки, объективно подводят вначале к необходимости интернационализации производства, а затем ведут к глобализации мировой экономики, когда размываются границы между внутренними и внешними факторами экономического роста, а само
производство начинает выступать как «единый мировой конвейер» - международное производство, создающее международный продукт. Национальные экономики, оставаясь вполне самостоятельными экономическими субъектами, во все большей степени унифицируют формы и правила международного взаимодействия в сфере экономики. Причем, подобная унификация проявляется во взаимодействии всех субъектов мирового хозяйства, к числу которых относятся:
2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ ДЛЯ РОССИИ.
1.1Особенности глобализации.
Термин “глобализация”
прочно вошел в современный лексикон.
Однако представления, чем она обернется
для человечества, нередко противоположны.
Это порождается сложностью самого
этого явления, а также тем, что
оно по-разному затрагивает
Глобализацию часто связывают с новыми экономическими и технологическими процессами. Действительно, возрастает взаимозависимость государств, взаимопроникновение, а подчас – сращивание национальных экономик в интеграционные структуры. Все большее распространение получают новые, прежде всего информационные технологии. Формируются охватывающие планету коммуникационные и транспортные сети, потоки капиталов, усиливаются миграции. Глобализация устраняет барьеры, препятствующие движению капиталов, технологий, интеллектуальных достижений, информации и квалифицированной рабочей силы. Это позволяет лучше концентрировать ресурсы в международных масштабах на перспективных направлениях. Вместе с тем, растущая взаимозависимость усиливает уязвимость мировой системы от локальных и региональных нестабильностей, терроризма, распространения оружия массового поражения, сбоев в работе информационных систем и т.д.
Но это – лишь часть сложной картины. Глобализация меняет, подчас принципиально, факторы успешного социального и экономического развития. В частности, на первый план выходят взаимосвязанные друг с другом способность к технологическим и социальным инновациям, умение эффективно действовать в быстро меняющейся транснациональной среде, масштабы информатизации общества, уровень интеллектуальной и политической свободы. Теряет абсолютное значение национальный суверенитет. Вместо сравнительно простой ситуации недавнего прошлого, когда основными действующими лицами международных отношений были национальные государства, формируется новая, намного более сложная мировая система. В ней, наряду с национальными государствами, растущую роль играют международные институты и транснациональные субъекты. Возникает новый мировой порядок, предполагающий, в частности, доминирование международных обязательств, режимов и норм над национальными интересами. И, наконец, “включение в глобализацию” предполагает принятие либеральной системы ценностей, порождающей культурную и правовую среду, способствующую экономическому процветанию. Технический прогресс и экономическое развитие во все большей степени оказываются обусловленными готовностью принять эти ценности и основанные на них “правила игры”. Глобализация предполагает сужение (или даже исчезновение) возможности развиваться особым образом, уклоняться от движения торной дорогой, а, следовательно, сокращение возможности для правительства или общества выбирать некий собственный путь.
В XXI веке успех экономического развития и способность преодолевать социальные проблемы во многом зависит от того, насколько общество способно адаптироваться к новым мировым реалиям и использовать их в интересах модернизации. Это ставит перед всеми государствами непростую дилемму. Они либо сумеют “вписаться в глобализацию”, либо обречены на отставание и стагнацию. Ускоряя экономическую и социальную динамику одной группы стран, глобализация углубляет мировые диспропорции. Неслучайно поэтому она негативно воспринимается государствами и социальными группами, недостаточно динамичными или недостаточно конкурентоспособными для того, чтобы овладеть новыми технологиями и усвоить новые ценности.
Таким образом, главный вызов глобализации для России – окажется ли она способной органически подключиться к важнейшим тенденциям мирового развития или нет. В технологическом и экономическом отношениях, Россия, видимо, сохраняет пока шанс преодолеть или, по крайней мере, смягчить, нарастающее отставание от развитых демократий, в наибольшей мере сегодня пользующихся благотворными последствиями глобализации. Несмотря на структурные диспропорции советской экономики и острый кризис переходного периода, Россия сохранила неплохой уровень научно-технологического развития, относительно квалифицированную рабочую силу и, самое главное, интеллектуальный потенциал. Иными словами, предпосылки “включения в глобализацию” есть. Главная проблема — в другом: сумеет ли российская элита преодолеть культурный традиционализм, в полной мере открыть страну, воспринять новые идеи и ценности, отказаться от великодержавных амбиций и подозрительности в отношении развитых демократий. Мы считаем, в этом отношении оснований для оптимистических оценок пока нет.
Признание приоритета международных режимов, норм и институтов, согласие с сокращением роли и значения национального суверенитета потребует от российской бюрократии радикальной перестройки практически всей существующей сегодня практики. Это совершенно неприемлемо для той ее части, которая рассматривает государственные механизмы как средство реализации собственных экономических интересов, что широко распространено в России, особенно на региональном уровне. Утверждение либеральных ценностей – а среди них интеллектуальная, политическая и экономическая свобода, права человека, доминирование индивидуальных интересов над государственными — в качестве принципов деятельности российских государственных институтов как внутри страны, так и на международной арене потребует от них смены стратегий и приоритетов, а самое главное – существенного ограничения полномочий власти. Неслучайно российские идеологи и дипломаты стремятся доказать, что ценности является чем-то менее значимым, чем государственные интересы, государственный суверенитет и основанные на них принципы международных отношений. Так, заместитель министра иностранных дел Евгений Гусаров подчеркивал, что ценности – слишком расплывчатая и аморфная категория, а потому не могут использоваться в качестве ориентиров мировой политики.
Эгоистические интересы российской элиты, возможно, – не единственная причина неприятия глобализации как культурно-политического феномена. Россия сегодня находится на стадии формирования национального государства, которую развитые демократии прошли много десятилетий тому назад. Это ставит действительно сложный вопрос, на который пока нет ответа: может ли общество перейти от имперской к “постнациональной” модели государства без длительных промежуточных этапов и глубоких внутренних напряжений.
Нельзя не заметить при этом, что российское общественное мнение не разделяет опасений элиты.
Каковы бы ни были причины настороженного отношения российской элиты к глобализации, официальная российская позиция, отражающая умонастроения и интересы правящих в стране групп, ставит Москву перед необходимостью выбора одной их следующих стратегий.
Первая –
включение страны в систему мирохозяйственных
связей при одновременном отторжении
ценностной и культурно-политической
сторон глобализации. Такая противоречивая
стратегия будет тормозить
Вторая – форсированное “вхождение в глобализацию”, что предполагает сравнительно быстрое усвоение ценностей и политических практик глобализации. Подобное развитие событий представляется крайне маловероятным, даже в случае реализации в России более или последовательной либеральной экономической политики.
Третья, наконец, — отторжение от глобализации, сведение экономических связей с окружающим миром к советской модели, предполагающей поставки сырья в обмен на высокотехнологичное оборудование, продовольствие и кое-какие потребительские товары. Во внешнеполитическом плане эта стратегия, скорее всего, будет сопряжена с попытками возглавить некий “антиглобалистский фронт” на мировой арене. Подобная полуизоляция неизбежно обернется экономическим застоем и, в конечном итоге, тотальным социально-экономическим провалом, последствия которого сегодня с трудом поддаются оценке.
Какая из этих стратегий будет, в конечном итоге, реализована предсказать невозможно. Нельзя исключать, что политика России будет эклектической комбинацией элементов всех стратегий. Но ясно другое. Мировое развитие оставляет России все меньше времени для того, чтобы осознать, что полноценное “включение в глобализацию” не имеет альтернативы.
3. УПРАВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИИ.
Управление макроэкономическими рисками относится к числу тех проблем, которые должны быть поставлены во главу угла государственной политики, поскольку от решения вопросов создания общегосударственной системы управления макроэкономическими рисками зависит нормальное развитие и функционирование национальной хозяйственной системы страны. Обеспечение приемлемой величины макроэкономических рисков позволяет добиться стабильного социально-экономического развития, результатом которого будет экономическая независимость государства, благоприятный инвестиционный климат, увеличение производительности труда, низкий уровень безработицы, повышение благосостояния и социальной защищенности граждан страны, лидирующие позиции России на международной арене. При этом нейтрализуется или уменьшается негативное воздействие разрушительных процессов, влияющих на развитие социально-экономической системы страны в целом и входящих в ее состав структурных элементов (отраслей, рынков и т.д.). Без обеспечения приемлемой величины макроэкономических рисков, очень сложно решать какие либо задачи, стоящие перед страной, как на внутригосударственном, так и на международном уровне. В этом отношении обеспечение приемлемой величины макроэкономических рисков выступает реальной основой жизнедеятельности общества, ближайших и более отдаленных перспектив его социально-экономического развития.
Информация о работе Макроэкономические риски в условиях глобализации