Макроэкономические риски в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Происходящее в процессе реформ и под влиянием общемировой логики глобализации превращение экономики России на рубеже XX-XXI вв. в открытую систему в числе множества других последствий приводит к расширению круга и изменению характера рисков, с которыми сталкиваются как отдельные российские экономические субъекты, так и экономика страны в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

Какие основные инструменты имеются у Правительства для оживления экономики?
Какие имеются риски, ограничивающие рост экономики?
1.3. Государственно-финансовый контроль и организационно-правовые меры в области обеспечения экономической безопасности.

2.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ ДЛЯ РОССИИ.

1.1 Особенности глобализации.

1.2 Возможные пути России в свете мировой интеграции.

4. УПРАВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Макроэкономические риски в условиях глобализации..doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

На тему: «Макроэкономические риски в условиях глобализации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

    1. Какие основные инструменты имеются у Правительства для оживления экономики?
    2. Какие имеются риски, ограничивающие рост экономики?

1.3. Государственно-финансовый контроль и организационно-правовые меры в области обеспечения экономической безопасности.

2.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ  МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

3. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ВЫЗОВЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ ДЛЯ РОССИИ.

1.1 Особенности глобализации.

1.2 Возможные пути России в свете мировой интеграции.

4. УПРАВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

Происходящее в процессе реформ и под влиянием общемировой логики глобализации превращение экономики России на рубеже XX-XXI вв. в открытую систему в числе множества других последствий приводит к расширению круга и изменению характера рисков, с которыми сталкиваются как отдельные российские экономические субъекты, так и экономика страны в целом. При этом на первый план выходит ряд общенациональных, макроэкономических рисков, которые хотя и обусловлены изначально внутрироссийскими факторами, но усиливаются до критических значений благодаря качественным изменениям глобальной экономической среды, оказывающей теперь не разовые, спорадические, а непрерывные и все более ощутимые и разнообразные воздействия на отечественную экономику. На наш взгляд, за годы реформ для России вполне очевидным стал целый ряд новых макроэкономических рисков, например, риск очередной глубокой дезорганизации и общего ослабления всей экономики в случае повторения финансового кризиса, подобного тому, который имел место в 1997-1998 гг. в связи с массовым наплывом и последующим резким оттоком международного спекулятивного капитала на российском фондовом рынке; риск резкого снижения уровней всех важнейших национальных макроэкономических показателей в случае очередного падения мировых цен на основную статью российского экспорта - нефть; риск окончательного «закрепления» России в группе наиболее отсталых стран с сырьевой ориентацией экономики в случае продолжения практики «экономии» на отечественном научно-техническом секторе и попустительства процессам непрерывной «утечки» из России наиболее квалифицированных научных кадров, перспективных научных разработок, технических открытий, и финансового капитала, необходимого для обеспечения технико-технологического переоснащения производства. О том, что эти и подобные им общенациональные риски стратегически опасны для России, говорят многие исследователи.

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

Являясь неотъемлемой частью национальной безопасности понятие  «экономическая безопасность» прочно вошло в нашу жизнь и оно характерно для второй половины 20 века в условиях постиндустриального развития общества. Находясь на стыке между тремя научными направлениями (триада) – «юриспруденция», «экономика рисков» и «теория безопасности» - проблема экономическая безопасность и ее адекватная регламентация в основном исследуются преимущественно представителями экономической науки Российской Федерации.

Общеизвестно, что  экономическая безопасность сегодня  выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание политических государственных деятелей, правоведов, экономистов и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны в условиях глобализации мировой экономики – это гарантия независимости страны, важнейший компонент обеспечения национальной безопасности. В условиях слабой и неэффективной экономики трудно сдерживать натиск внутренних и внешних угроз, содержать сильную и мобильную армию, призванную обеспечивать военную безопасность страны.

     Прошедшие годы независимости показали, что  рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полноценную экономическую безопасность.

     В условиях осуществления государственной  и правовой реформы первостепенное значение имеет государственное  и правовое обеспечение экономической  безопасности.

     Экономическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективного правового и государственного регулирования.

     Система норм, регулирующая отношения в области  обеспечения экономической безопасности, не является целостной, поскольку отсутствует  ряд норм, призванных регулировать важнейшие общественные отношения в данной области. Нерешена проблема создания необходимых социально-экономических, правовых и политических условий для реализации и исполнения, действующих нормативно-правовых актов по обеспечению экономической безопасности.

Если кратко характеризовать текущую макроэкономическую ситуацию в России, то можно отметить следующие несколько моментов.

Во-первых, как и прогнозировали, Центробанк России продолжает политику снижения ставки рефинансирования.

Если проанализировать изменения ставки с начала года, то в России последние месяцы ставка рефинансирования продолжала снижаться  ежемесячно, что свидетельствует  о целенаправленном стремлении государства  оживить отечественную экономику через регулирование финансовых рынков.

Во-вторых, следует помнить, что ставка рефинансирования является одним из наиболее важных инструментов денежно-кредитной политики. Ставка рефинансирования является верхней границей ставок процентов на рынках с денежным обращением, что, несомненно, оказывает влияние как на частные тенденции в финансово-кредитных отношениях в стране, так и на основные макроэкономические показатели государства.

В частности, если говорить об инфляции, то она в поcледнее время существенно замедлилась, что, по нашему мнению, и стало основным макроэкономическим фактором. Прогноз повышения роста ВВП достаточно значителен (в относительно выражении). Он показывает, что российская экономика медленно, но движется по направлению к докризисному уровню. Сравнительно высокие (по сравнению с прошлым годом) цены на нефть и газ благоприятствуют росту российского ВВП, который большей частью остается “сырьевым”.

Дополнительно и сам прогноз сам по себе будет  косвенным позитивным образом способствовать притоку капитала в Россию, что незначительно (на фоне других внешних внешнеэкономических и макроэкономических факторов) также будет стимулировать рост российского внутреннего валового продукта.

1.1Какие основные инструменты имеются у Правительства для оживления экономики?

Если говорить об основных инструментах оживления  экономики, то ими у государства  в настоящее время (кроме регулирования  денежно-кредитного рынка ставкой  рефинансирования) являются: отсутствие ужесточения фискальной политики, которая пока не меняется по сравнению с предыдущими годами, а также незначительное, но снижение государственных расходов (причем это снижение пока не сильно затрагивает социальные сферы).

Кроме этого, усилия Правительства РФ связаны с активизацией модернизационных мероприятий, направленных на усиление национальной финансовой системы, диверсификацию экономики и экспорта, повышение конкурентоспособности перерабатывающих производств.

Правительство предпринимает попытки совершенствования  институциональной среды, построения новых квазизападных моделей регулирования, а также формирования и наращивания инвестиций в человеческий капитал.

Из внешних  инструментов можно отметить поддержание  деловой репутации и авторитета России на международной экономической  арене. Несмотря на общемировой финансовый кризис, России удалось не допустить срывов международных экономических контрактов. Это благоприятным образом сказывается на околороссийском инвестиционном климате – иностранные инвесторы стремятся к сотрудничеству с экономикой нашей страны.

1.2Какие имеются риски, ограничивающие рост экономики?

Большинство рисков пока остаются прежними.

Во-первых, это “сырьевая карма” российской экономики. Большинство усилий в части поддержания внутреннего спроса и увеличения количества перерабатывающих производств пока пробуксовывают. Стремительное инновационное развитие экономики пока остается мечтой российских властей.

Во-вторых, сырьевая и долларовая зависимость России от мировой экономики остается высокой. Есть риски увеличения инфляции вслед за резким снижением цен на нефть, если таковое будет (в условиях нестабильной мировой экономики возможен обвал цен на сырье в любой момент).

В-третьих, замедление роста доходов населения снижает его покупательскую способность и, как следствие, замедляет темпы роста ВВП и всей экономики. Правительству РФ необходимо срочно предпринимать меры по увеличению внутреннего спроса, а это будет возможно только через существенный (на 20-30 %) рост реальных доходов населения.

В-четвертых, в настоящее время стремительно растут риски, которые связаны с глобализацией, и, прежде всего, с экономическими последствиями глобальных международных взаимоотношений. Российские экономические амбиции по некоторым направлениям (например, по тем же газу и нефти) входят в противоречие с интересами других стран (например, в части газотранспортных систем).

     1.3. Государственно-финансовый контроль и организационно-правовые меры в области обеспечения экономической безопасности

Важнейший элемент  экономической безопасности страны современных условиях - это финансовая составляющая. И это объясняется следующими аргументами и обстоятельствами.

     В современных условиях воздействие  геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит  на качественно иной уровень. С учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своем финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях. Глобализм, демонстрируемый в настоящее время экономической цивилизацией, как раз и создает условия для установления особой финансовой власти, которая посредством владения мировыми деньгами и распоряжения стоимостью, управления финансовыми потоками позволяет воздействовать как на все мировое хозяйственное пространство, так и на отдельные государства.

     Государственное управление финансовой безопасности государства - основное условие его способности  осуществлять самостоятельную финансово -экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. В целом, по нашему мнению, финансовая составляющая экономической безопасности состоит в способности его органов:

  • обеспечивать устойчивость экономического развития страны;
  • обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
  • нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых государств, ТНК, субгосударственных группировок и др., теневых и др., структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
  • предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;
  • наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
  • предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.

     Все перечисленное также можно представить  как некоторые задачи, которые  должны решать органы государственной  власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления.

     Экономическая безопасность и устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

     В этой связи можно говорить о возникновении  долговременной угрозы финансовой и  экономической безопасности страны. Угрозы финансово-экономической безопасности можно подразделить на внутренние и внешние.

     Внутренние  угрозы порождаются в основном неадекватной финансово -экономической политикой, элементарными просчетами органов  власти и управления, ошибками, злоупотреблениями  и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т. д.) в управлении финансовой системой государства.

Информация о работе Макроэкономические риски в условиях глобализации