Автор: Юлия Безрукова, 04 Ноября 2010 в 13:15, курсовая работа
В данной курсовой работе при изучении развития российского рынка лизинга мною были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность лизинга, его формы, функции и виды;
- определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций;
- выявить преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала;
- осветить развитие и современное состояние лизинга в России, проблемы его осуществления.
Объектом исследования, является рынок лизинговых услуг, его виды и сегменты.
Предметом исследования, является вся система организационных лизинговых отношений.
Введение 5
1 Сущность лизинга и его основные формы 7
1.1 Понятие и функции лизинга 7
Формы, типы и виды лизинга. Объекты и субъекты лизинговых отношений 10
Преимущества и недостатки лизингового бизнеса 16
2 Развитие Российского рынка лизинга 17
2.1 Российский рынок лизинга 17
Структура рынка лизинга по регионам 19
2.3 Проблемы развития лизинга недвижимости 21
3 Перспективы развития Российской лизинговой отрасли 23
3.1 Факторы, стимулирующие и препятствующие развитие лизинга в России 23
3.2 Новые тенденции на рынке 26
Перспективы развития лизинга 28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А 32
(обязательное) 32
Объем российского рынка лизинга (млрд. долларов) 32
Приложение Б 33
Структура рынка лизинга ((крупнейшие сегменты) в млрд. руб.) 34
Приложение В 34
Структура рынка лизинга по регионам 35
Приложение Г 36
Динамика роста рынка лизинга по регионам 36
Приложение Д 37
Профили деятельности лизинговых компаний в РФ 37
Несмотря на принятие закона "О финансовой аренде (лизинге)" в новой редакции, законодательство, касающееся лизинга, все еще недостаточно согласовано. Недостаточно согласованы между собой вопросы, регулирующие организацию лизинга, включая юридические, экономические, финансовые, таможенные, налоговые и бухгалтерские вопросы. Недостаточно четко и документальное регламентирование лизинговых отношений.
Также принятие нового закона не устранило существенные проблемы, препятствующие развитию лизинга, а именно проблема таможенного регулирования. Необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс, чтобы таможенные органы стали выполнять предписания закона "О финансовой аренде (лизинге)".
Кроме
того, для России характерно малое число
реально работающих на рынке лизинговых
фирм из всех зарегистрированных и малая
капитализация большинства из них. Однако
в последнее время наметился процесс увеличения
капитала лизинговых компаний, что связано
с выходом на рынок иностранных компаний.[18
]
3.2
Новые тенденции на
рынке
Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Именно это явление способствовало заметному оживлению рынка в целом. Ключевым событием 2005 года в этом контексте стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это австрийский «ФБ Лизинг», итальянский «Локат Лизинг Руссия» (при банке Uni Credit), нидерландский «ИНГ Лизинг», французский Arval (при банке BNP Paribas) и латвийский «Па-Рекс Лизинг». До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России весьма сдержанно: количество лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили». Но высокие темпы роста рынка при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставили иностранцев равнодушными.
У новых компаний амбициозные планы: «ФБ Лизинг» намерена довести ежегодный размер лизингового портфеля до 600 млн. долл. «ИНГ Лизинг» – до 1 млрд. долл. уже в ближайшие год-два. На практике пока дальше всех продвинулся «Локат Лизинг», за год, нарастив портфель с нуля до 55 млн. долл. Эти планы выглядят реалистичными, учитывая доступ компаний к огромным и дешевым финансовым ресурсам материнских структур. Правда, сдерживающим фактором могут стать повышенные требования к надежности сделок: компании планируют работать лишь с наиболее ликвидными объектами, такими как авто - и железнодорожный транспорт. А конкуренция в этих сегментах уже сейчас довольно высока и будет расти дальше.
На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 году о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговая компания «КамАЗ», лизинговая компания «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»). Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на весь рынок лизинга.
Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный фактор для лизингополучателей – у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.
Наметившаяся тенденция выхода группы предприятий – представителей малого и среднего бизнеса из теневого сектора экономики способствует увеличению их числа среди клиентов лизинговых компаний. Ориентируясь на данный сегмент, лизинговые компании понимают, что, несмотря на низкую конкуренцию, работа с относительно небольшими по объемам сделками предполагает более высокую технологичность процесса структурирования сделки, типизацию документов и быстроту прохождения сделки.
Новые лизинговые продукты. Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появлялись в 2005 году преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта – самом развитом и конкурентном на российском рынке. Рынок автолизинга во многом представляет собой передний фронт всего рынка лизинга, и происходящие в этом сегменте изменения и инновации указывают то направление, в котором дальше будет развиваться весь российский лизинговый бизнес.
Лизинг с полным набором услуг. Этот продукт предполагает, что лизинговая компания помимо своей основной функции – приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю – берет на себя еще ряд задач, а именно уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизингодатель может брать на себя и более широкий круг обязательств – от услуги, по подбору автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты.
Этот
вид сделки пользуется широкой популярностью
в развитых странах. В настоящее время
лизинг автотранспорта с полным набором
услуг предлагают и многие российские
операторы автолизинга.[19]
Приход зарубежных гигантов – не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса. Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных.
Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому что эти компании сами – крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов.
Перспективы развития инфраструктуры связаны с восполнением инфраструктурных пробелов, заметных на российском лизинговом рынке по сравнению с таковыми в странах с развитой рыночной экономикой. Перспективы всецело зависят и от долгосрочных тенденций российского рынка лизинговых услуг и от его конъюнктурных изменений.
Ближайшие перспективы развития инфраструктуры будут связаны с преодолением проблем, препятствующих развитию лизингового бизнеса в России. Проблемы развития российского лизинга условно можно разделить на три группы: проблемы, носящие системный характер для всей российской экономики; проблемы экономико-правового характера; проблемы, обусловленные недавним появлением российского рынка лизинга.
В
целом развитие инфраструктуры российского
лизингового рынка увязывается
с ее переориентацией от экономико-правовой
поддержки лизинговых компаний к
стимулированию спроса на лизинговые
услуги. В первую очередь это относится
к активизации работы по созданию центров
предпринимательства, формированию денежных
и материальных фондов для предоставления
имущества в лизинг, а так же дальнейшему
развитию консалтинговых и посреднических
услуг, необходимых для обеспечения бизнеса
инвестиционными ресурсами на возвратной
основе.[20]
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что многие представители лизингового сообщества отмечают потребность в более четком правовом регулировании отношений, возникающих в деятельности лизинговых компаний. Это, в первую очередь, вопросы, связанные c выкупом предмета лизинга, порядком формирования лизинговых платежей, условиями расторжения договоров лизинга и урегулированием процедур возврата предмета лизинга, страхованием предмета лизинга. Это возможно осуществить путем принятия новой редакции закона «О финансовой аренде (лизинге)»
Сегодня накоплен существенный правоприменительньнй опыт по различным аспектам лизинговой деятельности, который необходимо закрепить на законодательном уровне. Российская ассоциация лизинговых компаний со своей стороны могла бы инициировать обращение к органам законодательной власти с предложением разработки и принятой новой редакции закона, регулирующего лизинговую деятельность.
Исследования отечественного рынка лизинга дают основания полагать, что в 2009 г. рост pрынка продолжится. В 2007 г. доля лизинга в ВВП составила 2,7%, а в объеме инвестиций в основной капитал – 14,1%. Потенциал роста рынка очевиден, так как в мировой практике максимальные значения этих показателей достигают уровня в 5 и 38% соответственно.
Тем не менее, нельзя не отметить то, что мировой финансовый кризис в некоторой степени коснулся финансового рынка России, и сейчас мы наблюдаем ограничение по объему выдаваемых банковских кредитов, росту процентных ставок и сокращению сроков кредитования. Это, безусловно, может негативно повлиять на темпы роста рынка лизинга в 2009 году.
Рост лизинговой отрасли ожидается главным образом в сельскохозяйственном секторе (по ходу реализации пятилетней государственной программы по развитию агропромышленного комплекса через ОАО «Росагролизинг»), в секторе автотранспорта, а также железнодорожного транспорта, поскольку в 2009 г. продолжается реализация программы РЖД по обновлению подвижного состава. Paзвитие федеральных программ дорожного строительства позволяет предполагать рост лизинга и в сегменте дорожно-строительной техники.
Таким
образом, анализ российской лизинговой
отрасли демонстрирует высокий потенциал
России, на общеевропейском лизинговом
рынке, что не может не остаться незамеченным
как в Европе, так и в мировом финансовом
сообществе. В связи с тем, что российский
финансовый рынок достаточно
стабилен, a внутренний рынок лизинга пока
eщe далек от насыщения, в ближайшей перспективе
ожидается появление на рынке новых игроков
из числа западных лизинговых компаний
и инвестиционных банковских групп. Все
это еще более усилит конкуренцию в борьбе
за крупных корпоративных клиентов и на
розничном рынке лизинговых услуг. Тем
не менее, интеграция российского рынка
в европейский становится все более очевидной.[21]
Список
использованных источников
1 Горемыкин, В.А. Лизинг / В.А. Горемыкин. – Дашков и К, 2005 – 13-98с.
2 Лобачева, Е.Н. Экономическая теория / Е.Н. Лобачева. – Высшее образование, 2008 – 67-69с.
3 Лещенко, М.И. Основы лизинга / М.И. Лещенко. – Финансы и статистика, 2005 – 9-21с.
4 Макеева, В.Г. Лизинг / В.Г. Макеева. – ИНФА-М, 2005 – 28-45с.
5 Адриасова, И.В. Лизинг: быть или не быть? / И.В. Адриасова. – Бизнес и банки, 2006 – 56-57с.
6 Лаврушина, О.И. Лизинг / О.И. Лаврушина. – Финансы и статистика, 2006 – 90-93с.
7 Самохвалова, Ю.Н. Лизинг в Росси / Ю.Н. Самохвалова. – Современная экономика, 2005 – 206с.
8 Джуха, В.М. Лизинг / В.М. Джуха. – Феникс, 2007 – 43с.
9 Газман, В.Д. Рынок лизинговых услуг / В.Д. Газман. – Фонд правовая культура, 2006 – 212с.
10 Чекмарева, Е.Н. Лизинговый бизнес / Е.Н. Чекмарева. – Экономика, 2008 – 65с.
11 Скрынник, Е.Б. Перспективы развития лизинга / Е.Б. Скрынник, // Деньги и кредит – 2008. - №5 – С.43 – 46
12 Ковалев, П.П. Развитие лизинга / П.П. Ковалев, // Деньги и кредит – 2007. - №3 – С.32 – 37
13 Газман, В.Д. Лизинг в России: вчера, сегодня, завтра / В.Д. Газман, // Аудитор – 2007. - №6 – С. 39 – 42