Автор: Юлия Безрукова, 04 Ноября 2010 в 13:15, курсовая работа
В данной курсовой работе при изучении развития российского рынка лизинга мною были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность лизинга, его формы, функции и виды;
- определить субъекты лизинговых операций, технику лизинговых операций;
- выявить преимущества и недостатки лизингового бизнеса перед другими альтернативными путями вложения капитала;
- осветить развитие и современное состояние лизинга в России, проблемы его осуществления.
Объектом исследования, является рынок лизинговых услуг, его виды и сегменты.
Предметом исследования, является вся система организационных лизинговых отношений.
Введение 5
1 Сущность лизинга и его основные формы 7
1.1 Понятие и функции лизинга 7
Формы, типы и виды лизинга. Объекты и субъекты лизинговых отношений 10
Преимущества и недостатки лизингового бизнеса 16
2 Развитие Российского рынка лизинга 17
2.1 Российский рынок лизинга 17
Структура рынка лизинга по регионам 19
2.3 Проблемы развития лизинга недвижимости 21
3 Перспективы развития Российской лизинговой отрасли 23
3.1 Факторы, стимулирующие и препятствующие развитие лизинга в России 23
3.2 Новые тенденции на рынке 26
Перспективы развития лизинга 28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение А 32
(обязательное) 32
Объем российского рынка лизинга (млрд. долларов) 32
Приложение Б 33
Структура рынка лизинга ((крупнейшие сегменты) в млрд. руб.) 34
Приложение В 34
Структура рынка лизинга по регионам 35
Приложение Г 36
Динамика роста рынка лизинга по регионам 36
Приложение Д 37
Профили деятельности лизинговых компаний в РФ 37
Лизингодатель – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет лизинговую деятельность и за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Сдавать имущество в лизинг имеют право его собственники или их представители. Поставщиками могут быть такие фирмы, которые обеспечивают гарантированные поставки заранее определенного типа оборудования, запасных частей и, возможно, фирменных услуг по техническому сервису.
Всем комплексом лизинговых услуг, как правило, занимаются специализированные компании, имеющие средства для инвестирования. С предложениями на лизинговом рынке выступают также местные органы власти и управления.
В развитых странах действуют три типа лизинговых компаний по основному функциональному назначению:
- брокерские;
- финансовые;
- сервисные.
Любой
из субъектов лизинга может
быть резидентом Российской
Федерации, нерезидентом Российской
Федерации, а также
субъектом предпринимательской
деятельности с участием иностранного
инвестора, осуществляющим свою деятельность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.[9]
Эффект лизинга имеет три особенности:
В совокупности все эти три аспекта раскрывают собственный эффект лизинга как своеобразный экономический мультипликатор, дающий импульс развитию всех звеньев предпринимательской деятельности. При этом лизинговую деятельность можно считать эффективной: с точки зрения личных интересов – если она улучшает возможности удовлетворения материальных и духовных потребностей предпринимателей, с позиции совместных интересов – если насыщается рынок необходимыми товарами и растут поступления в бюджет от увеличения масштабов производства товаров.
Источником эффективного развития лизингового бизнеса являются заложенные в нем потенциальные преимущества и широкие возможности для каждого участника сделки. Производитель (продавец) находит в лизинге прежде всего дополнительный канал сбыта машин и оборудования, позволяющий расширить объем продаж потребителям, не имеющим достаточных средств для их покупки.
Для арендодателя лизинг – выгодный способ вложения капитала, позволяющий эффективно использовать свои денежные активы.
Для
товаропроизводителя лизинг является
средством финансирования необходимого
имущества для
Но лизинговым операциям присущи и недостатки:
1 арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности из-за инфляции);
2 если это финансовый лизинг, а научно-технический прогресс делает изделие устаревшим, тем не менее, арендные платежи не прекращаются до конца контракта;
3 сложность организации;
4
стоимость лизинга больше ссуды, но нельзя
забывать, что риск устаревшего оборудования
ложится на арендодателя, а потому он берет
большую комиссию для компенсации.[10]
2
Развитие Российского
рынка лизинга
2.1
Российский рынок
лизинга
Потенциал российского рынка лизинга очевиден – лизинг в России сейчас на подъеме. Согласно исследованию Ассоциации « Рослизинг», только за прошедший 2007г. рынок лизинга более чем в 2 раза по сравнению с 2006г., достигнув 35,4 млрд. долларов США, и, как отмечают специалисты, несмотря на уже достигнутые высокие показатели, остается значительный резерв роста.
При этом следует отметить, что рост рынка лизинга не является случайным или разовым, а носит фундаментальный характер. Наблюдаемая в настоящее время тенденция развития отрасли имеет достаточно продолжительную историю. Становление лизинговой деятельности в России произошло в конце 90-х гг. к середине нынешнего десятилетия уже имелся достаточный практический опыт, появилось значительное количество специалистов в области лизинга, произошло совершенствование правовой базы лизинга, накопилась арбитражная практика.
В 2008г. исполнилось 10 лет с момента принятия основного документа, определяющего лизинговую деятельность в России, - Закон о лизинге, принятого в 1998 г. по инициативе Ассоциации «Рослизинг». Этот закон определил тенденции развития отрасли, снял ряд спорных моментов в отношении лизинговой деятельности. В настоящее время ассоциация «Рослизинг», созданная в 1994г., объединяет свыше 160 компаний (лизинговые, страховые, аудиторские), которые непосредственно связаны с лизинговой деятельностью. В состав Ассоциации входят не только российские, но и иностранные компании, работающие в России.
Расширение рынка лизинга за прошедшие годы во многом было обусловлено активным участием государства в развитии лизинга во многих сферах экономики. Федеральным бюджетом, а также бюджетами субъектов Российской Федерации в совокупности ежегодно инвестируется до 700 млн. долларов на развитие различных лизинговых программ в стратегически важных отраслях экономики, остро нуждающихся в инвестициях, таких, как сельское хозяйство и авиация. Все это способствовало усилению интереса к лизинговому рынку и со стороны частных инвесторов.
О результативности принятых мер красноречиво говорят слова Президента РФ, адресованные всему лизинговому сообществу страны: «За последние годы лизинг зарекомендовал себя как эффективный механизм привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор российской экономики». Сегодня уже очевидно, что развитие реального сектора экономики страны невозможно представить без лизинга.
Еще одним показателем результативности развития рынка лизинга является увеличение числа лизинговых компаний, что, безусловно, привело к росту конкуренции на этом рынке и стало позитивным и стимулирующим фактором для развития отрасли в целом.
Более того, рост производства, стабильная ситуация в стране и низкие кредитные риски способствовали повышения интереса к российскому рынку лизинга со стороны иностранных лизинговых компаний и появлению их на внутреннем рынке Росси. Этот интерес сохраняется и сегодня, тем более что на фоне мирового кризиса ликвидности Россия демонстрирует стабильность и устойчивость, что привлекает западные финансовые институты, стремящиеся к диверсификации своих рисков.
По итогам 2007 г., доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 14,1%. Таким образом, Россия вполне может претендовать на 4-5-е место среди европейских стран по объемам рынка лизинга, приближаясь к таким лидерам, как Германия, Великобритания и Франция.[11]
В соответствии с практикой, которая сложилась на лизинговом рынке России, основная доля договоров приходится на финансовый лизинг, удельный вес которого превышает 98% от общего портфеля. При этом необходимо отметить определенную тенденцию роста объемов и увеличение доли других видов лизинга. Так, например, почти в 4 раза увеличилось количество сделок возвратного лизинга.
Самыми быстрорастущими сегментами лизинга ( по итогам 2007 г.) стали железнодорожный транспорт (287%), автотранспорт (около 100%), нефтегазовое оборудование (900%) и металлургическое оборудование (763%), а также лизинг в агропромышленном комплексе, доля которого увеличилась не менее чем на 100% на протяжении последних 4 лет. Однако надо отметить, что нефтегазовая (5,9%) и металлургическая отрасль (1,9%) при столь впечатляющих темпах роста все еще занимает достаточно небольшую долю рынка.
За счет сделок с железнодорожным транспортом в 3,6 раза повысилась суммарная величина сделок оперативного лизинга.
Увеличению лизинга железнодорожного транспорта способствовала программа модернизации РЖД, согласно которой к 2010 г. планируется списать около 30% подвижного состава. В 2007 г. уже были проведены два крупных тендера по поставку подвижного состава, что привело к значительному росту данного сегмента рынка.
Рост
лизинговых сделок по автотранспорту
отражает общую картину увеличения
объемов продаж автомобильной техники.
Основной причиной стало то, что
иностранные производители
Росту лизинга в нефтегазовой и металлургической отраслях способствовало общее экономическое развитие нефтегазового комплекса страны по итогам прошлого года.[12]
За последнее время во всем мире наблюдается положительная тенденция роста продовольственного рынка. Такая же картина характерна и для России. Рост лизинга в агропромышленном комплексе был обусловлен значительными инвестиционными ресурсами государства, направленными на развитие сельского хозяйства для восстановления материальной базы сельскохозяйственного товарного производства.
Как уже отмечалось выше, с каждым годом растет конкуренция среди лизинговых компаний, что побуждает их осваивать новые сегменты рынка. В 2007 г. больше всего конкуренция наблюдалась в таких динамично растущих секторах лизингового рынка, как транспорт, строительная и дорожно-строительная техника. В наименьшей степени конкуренция выросла в сегменте оборудования для пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также поставок компьютерного и офисного оборудования.[13]
В числе устойчивых тенденций последних лет можно назвать региональное направление развития лизинга путем создания филиальной сети крупных лизинговых компаний. Этому способствовало общее экономическое развитие страны, ряд федеральных программ и мероприятий, обеспечивших развитие регионального бизнеса, а также увеличение конкуренции в таких сложившихся финансовых центрах, как Москва и Санкт-Петербург. Доля регионального бизнеса крупнейших лизинговых компаний возросла до 40% от общего лизингового портфеля. Таким образом, значительное увеличение сделок в общем объеме рынка лизинга зафиксировано в Южном, Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах.
Кроме того, лизинговые компании были вынуждены принимать меры по расширению ассортимента лизинговых продуктов и совершенствованию условий лизинговых сделок (снижение ставок, размера аванса, увеличение сроков договоров и т.д.).отдельными компаниями предлагались специальные программы по определенным видам объектов лизинга (главным образом, по автотранспорту и спецтехнике), а также скоринговые и экспресс-программы.
Если на более раннем этапе (до 2003—2004 года) региональную экспансию осуществляли в основном банковские лизинговые компании, опираясь на региональную сеть материнских банков, то теперь и небанковские лизинговые компании развивают собственные региональные сети.
Со вступлением российской экономики в фазу инвестиционного роста лизинг в своей деятельности все шире использует предприятия авиации, судостроения, машиностроения, сельского хозяйства, значительный объем лизинговых сделок присутствует в энергетике. Так что использование лизинга в настоящее время носит действительно многоотраслевой характер.
Параллельно с развитием лизинговых компаний начинают развиваться и смежные области. Так, например, страхование имущества по лизинговым сделкам начинает выделяться в отдельное направление в страховых компаниях, которые предлагают комплексные продукты страховой защиты, как по имущественным, так и по финансовым рискам лизингодателей.