Лизинг в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Содержание

Введение


Становление финансовой аренды (лизинга)


Лизинг в России


Перспективы развития лизинга


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

лизинг в совр условиях.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

Срок лизинга не может превышать 40 лет, а время, в  течение которого наймодатель — банковская холдинговая компания может владеть имуществом после окончания лизинга, ограничено двумя годами.  

Рассмотрим на примере - лизинг грузового автотранспорта. В соответствии с последними сообщениями Truck Renting and Leasing Association (TRALA) за 1998 и 1999 годы происходит тенденция увеличения производства и сдачи в аренду грузового автотранспорта.  

Сегодняшние лизинговые компании сдающие в лизинг грузовые автомобили предлагают полный пакет услуг: лизинг полного обслуживания; обслуживание контракта; материально-техническое обеспечение. Владельцы лизинговых компаний постоянно исследуют рынок самых новых технологий (таких как: электронные двигатели, передачи с автоизменением, установка компьютера, контролирующего воздушное давление, экономию топлива, износ шин); определяют совместно с клиентами, какие новые изделия и системы являются наиболее пригодными, проводят экспериментальные испытания системам. Эти преимущества гарантируют, что скорость технологических изменений только усилит рыночные позиции лизинговых компаний.  

Владельцы лизинговых компаний считают, что в данном случае арендованный автопарк часто более  современный, чем автопарк частный. К тому следует учитывать, что  лизинг будет не только наиболее недорогим  выбором, но также и самым безопасным.  

Однако, не следует думать, что в США лизинг автотранспорта является в большинстве своем не финансовым, а оперативным. Это мнение представляется спорным. Так, в США среди членов Ассоциации компаний, занимающихся лизингом оборудования, 13 компаний занимались финансовым лизингом автомобилей. Объем их сделок в течение года достигал почти 1,5 млрд. долл., а в среднем на одну лизинговую компанию приходилось договоров по автомобилям на 110 млн. долл.  

На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. Вообще лизинговые компании держат третью часть американского  лизингового рынка. Как ожидается, рынок немного изменится в  следующем десятилетии. Некоторые  компании изменят рост – доходность, другие – объем. Но, способность  поддерживать постоянные темпы роста  в размере 8-10%, год за годом, будет  трудно, если не невозможно.  

Как отмечает Промышленный Совет МФК, рынок в настоящее  время слишком изменчив. Согласно статистики МФК, в 1999 году наиболее серьезно обсуждался результат экономического спада, являющейся следствием влияния на рынки капитала, а не требованиям или спросом на оборудование[6].  

Об уровне развитости лизинговых отношений в Соединенных  Штатах Америки свидетельствует  количество ассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка. Их всего 15. В том числе:  

— Ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Equipment Leasing Association)со штаб-квартирой в Арлингтоне;  

— Западная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Western Association of Equipment Lessors) со штаб-квартирой в Окленде;  

— Восточная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Eastern Association of Equipment Lessors). Ее месторасположение — в Харристоне;  

— Национальная ассоциация лизинга транспортных средств (National Vehicle Leasing Association) со штаб-квартирой в Сан-Франциско;  

— Ассоциация лизинга  и рентинга грузовиков (Truck Renting and Leasing Association) находится в Александрии;  

— Американская ассоциация лизинга автомобилей (American Automotive Leasing Association) находится в Вашингтоне;  

— Ассоциация лизингодателей компьютеров (The Computer and Leasing Remarketing Association), которая также находится в Вашингтоне.  

Примечательно, что  ряд американских компаний стали  операторами российского лизингового  рынка как в качестве поставщиков оборудования, так и в качестве лизингодателей.  

В национальном и  международном коммерческом обороте  зарубежных стран все большее  распространение получают особые договоры по передаче имущества во временное  пользование, в деловой практике получившие название договоров лизинга.  

Понимание лизинга  в современной России  

Хотя в России лизинговые отношения появились  сравнительно недавно и еще не получили такого распространения, как  на Западе, в нашем стране уже  были сделаны первые шаги по пути урегулирования и законодательного закрепления  лизинговых отношений, в частности, был создан институт финансовой аренды.  

В целях унификации договорных отношений между участниками  лизинговых сделок в 1988 г. была подписана  Конвенция о международной финансовой аренде[7], положения которой обеспечивают сбалансированность позиций участников сделки и благоприятные условия  их реализации.  

К сожалению, в российском гражданском праве пока большее  внимание уделяется экономической  стороне дела, а правовая разработка вопросов, касающихся лизинга, носит  в основном фрагментарный характер[8]. До настоящего времени не многие авторы обращались к проблеме определения  понятия лизинга. Необходимо выделить особенности отношений лизинга  и отношений аренды (тем самым  четко разделив их), а также установить соотношение этих понятий в праве, в том числе и через призму практической деятельности.  

Лизинг в англоязычной юридической литературе чаще всего  определяют как особый договор аренды, предусматривающий предоставление одной стороной - лизингодателем (арендодателем) другой стороне - лизингополучателю (арендатору) имущества в исключительное пользование  на установленный срок за вознаграждение в виде арендной платы. При этом право  собственности на объект лизинга  сохраняется за лизингодателем. Пользователь оплачивает потребляемую стоимость имущества, полученного в лизинг, сопутствующие услуги от лизингодателя и проценты от стоимости эксплуатируемого оборудования[9].  

Европейская федерация  национальных ассоциаций по финансовой аренде (лизингу) оборудования (Leaseurope) дает следующее определение: "Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности"[10].  

В российском гражданском  законодательстве под договором  финансовой аренды (договор лизинга) понимается гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность  указанное арендатором имущество  у определенного им продавца и  предоставить арендатору это имущество  за плату во временное владение и  пользование для предпринимательских  целей (ст. 665 ГК РФ).  

В настоящее время  лизинговые отношения, наряду с Гражданским  кодексом РФ, регулируются Федеральным  законом "О лизинге"[11]. Кроме  того, отдельные виды финансовой аренды регулируются нормами специальных  законов. Так лизинг в сфере агропромышленного  производства регулируется Федеральным  законом "О государственном регулировании  агропромышленного производства"[12].  

Итак, перейдем непосредственно  к рассмотрению содержания договора финансовой аренды по Российскому законодательству.  

По договору лизинга  имущество передается арендодателем  арендатору во временное возмездное владение и пользование. Договор  лизинга является разновидностью договора аренды, но его отличают определенные характерные особенности, выделяющие его в отдельный вид договора аренды.  

Во-первых, в качестве участника обязательств по лизингу  наряду с арендодателем и арендатором  выступает также продавец имущества, являющийся его собственником.  

Во-вторых, арендодатель, в отличие от общих положений  об аренде, не является собственником  или титульным владельцем имущества, которое подлежит передаче в аренду. Более того, на арендодателя возлагается  обязанность приобрести в собственность  это имущество, принадлежащее другому  лицу (продавцу). Данная обязанность  арендодателя охватывается содержанием  обязательства, возникающего из договора лизинга. Приобретая имущество для  арендатора, арендодатель должен уведомить  продавца о том, что это имущество  предназначено для передачи в  аренду.  

В-третьих, активная роль, обычно не свойственная арендным отношениям, в обязательстве по лизингу  принадлежит арендатору. Именно арендатор  определяет продавца и указывает  имущество, которое должно быть приобретено  арендодателем для последующей  передачи в аренду. Естественно, арендодатель освобождается от какой-либо ответственности  за выбор предмета аренды и продавца. Исключение из этого правила могут  составить лишь случаи, когда договором  лизинга обязанности по определению  продавца и выбору имущества возложены  на арендодателя.  

Своеобразие договора лизинга в основном объясняется  тем, что возникающие из него обязательства  представляют собой сочетание, с  одной стороны, прав и обязанностей арендатора и арендодателя, типичных для арендных отношений, а с другой - некоторых прав и обязанностей продавца и покупателя, присущих договору купли-продажи. Следствием этого является возложение отдельных прав и обязанностей арендодателя, выступающего одновременно покупателем имущества по договору купли-продажи, как на арендатора (права  и обязанности покупателя), так  и на продавца (права и обязанности  арендодателя).  

Перспективы развития лизинга  

Экономическая сущность лизинга делает его применение наиболее эффективным в отраслях, выпускающих  продукцию высокой степени готовности, сбыт которой во многом определяется ее конкурентоспособностью и наличием средств у пользователя этой продукции.  

Так, например, неконкурентноспособность российских автомомобилей, не отвечающих экологическим и другим нормам мировых достижений, не дает возможности компенсировать потери спроса на внутреннем рынке дополнительными поставками автомашин на внешний рынок. Если бы в России действовала разветвленная система финансового и оперативного лизинга автомашин, проблемы сбыта машин и неплатежеспособности пользователя могли бы быть значительно смягчены.  

Использование ускоренной амортизации при лизинговых операциях  позволяет оперативнее обновлять оборудование и вести техническое перевооружение, в чем так нуждается отечественное машиностроение, легкая и пищевая отрасли промышленности. Успешное применение лизинга в инвестировании оборудования этих отраслей требует широкой поддержки региональных структур, что особенно важно при лизинге оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, когда в качестве лизингополучателя выступают фермерские хозяйства и малые предприятия, не располагающие достаточными средствами.  

Развитие лизинга  строительных машин и механизмов, а также оборудования стройиндустрии и строительных материалов, в первую очередь для высококачественной деревообработки, производства санитарно-технических  изделий, отделочных и кровельных материалов позитивно скажется на ценообразовании  в строительстве и во многом облегчит реализацию программ жилищного строительства  и индивидуального домостроения.  

Лизинг оборудования, особенно в сфере малого предпринимательства, сопровождается созданием дополнительных рабочих мест, что особо значимо  в период структурной перестройки  промышленности и осуществления  конверсионных программ.  

Решая чисто народнохозяйственные задачи, лизинг дает всем участникам сделки ряд существенных преимуществ. Так, от лизингополучателя не требуется  единовременной полной оплаты стоимости  имущества, включая накладные расходы, что высвобождает его ликвидные  средства, снижает общие расходы  и дает безусловные преимущества против обычной купли-продажи.  

При проведении Международного лизинга стороны могут успешно  использовать налоговые льготы стран-участниц лизинговой операции. По данным Административно-бюджетного управления США, использование так  называемого налогового убежища  при проведении лизинговых сделок в  США в 1983-1985 годах стоило федеральному бюджету около 9 миллиардов долларов.  

За рубежом лизинговые компании используют в своих операциях, как правило, 75-80 процентов заемных  средств. Применяется практика предоставления банками так называемых гарантированных кредитов, сроки действия которых совпадают со сроками действия лизинговых договоров и обычных кредитов. Роль государства сводится к регулированию налоговых льгот и созданию благоприятных условий для привлечения лизинговыми компаниями заемных средств.  

Использование для  лизинговых операций заемных средств  российских коммерческих банков сталкивается с двумя проблемами: высокая ставка рефинансирования и риск обесценения  банковских ресурсов.  

Кроме того, необходимо формировать резерв под лизинговые операции, создаваемого аналогично ссудным  операциям. Хотя имущество до полного  выкупа принадлежит лизингодателю, это не уменьшает риск для лизинговой фирмы. Банк вложил средства в приобретение основных средств. В случае возврата имущества оно отражается в учете  на счете собственных основных средств (лизинг учитывается в балансе  банка как актив, приносящий доход). При этом снижается ликвидность  активов, показатели баланса ухудшаются, а вопрос о реализации имущества (особенно специфического или дорогостоящего) проблематичен (аналогичная по платежному дефициту и погашению ссудной  задолженности ситуация возникает  в том случае, когда в залог  по ссудам принимаются низко ликвидные  товары). Таким образом, риск при  проведении лизинговых операций нисколько  не ниже, чем при проведении ссудных  операций. Начисленный резерв может  быть списан с баланса после реализации (или списания) основных средств, приобретенных  для проведения лизинговых операций.  

Информация о работе Лизинг в современных условиях