Лизинг в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

Содержание

Введение


Становление финансовой аренды (лизинга)


Лизинг в России


Перспективы развития лизинга


Заключение


Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

лизинг в совр условиях.docx

— 49.75 Кб (Скачать)

Курсовая работа по экономической теории на тему: Лизинг в современных условиях. 

Оглавление 

Введение 

Становление финансовой аренды (лизинга) 

Лизинг в России 

Перспективы развития лизинга 

Заключение 

Список использованной литературы 

Введение  

Преобразование под  воздействием научно-технического прогресса  сферы производства и обращения, глубокие изменения экономических  условий хозяйствования вызывают необходимость  поиска и внедрения нетрадиционных для хозяйства нашей страны методов обновления материально-технической базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности. Одним из таких методов является лизинг.  

Лизинг (финансовая аренда) – сравнительно молодое  экономическое явление для России, его история в нашей стране насчитывает всего несколько  лет. И за эти несколько лет  лизинговые экономические отношения  стали весьма популярны и выгодны  в современных условиях Российской Федерации.  

До начала 60-х годов  лизинг в зарубежных странах в  основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий  популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки компьютера, автомобиля, судна или спутника, компания может  взять его в лизинг.  

Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными  предприятиями ряд проблем, главной  из которых является следующая: как  утвердиться в условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта  из-за невысоких цен продукции  и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.  

В настоящее время  большинство российских предприятий  испытывает недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать  кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог ценных бумаг (операция РЕПО), под залог партий товара, недвижимости. Однако предприятию при необходимости обновления своих основных средств выгоднее брать оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет.[1] Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.  

Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.  

Итак, данная тема актуальна  для исследования, во-первых, потому, что лизинг – один из самых молодых  экономических институтов, а следовательно мало исследованный. Во-вторых, финансовая аренда – перспективный метод хозяйствования. В-третьих, вызывает интерес рассмотрение лизинговых отношений в зарубежных странах, в частности в США, где и зародилась финансовая аренда.  

Итак, целью данной работы является рассмотрение лизинга  в современных условиях.  

Для того чтобы выяснить «куда идут» лизинговые отношения, как будет развиваться лизинг в современной России, автор предлагает рассмотреть становление и развитие лизинга в США. Для выяснения  современного положения лизинга  в нашей стране, мы рассмотрим правовое регулирование финансовой аренды, исследуем  понятие лизинга и его характерные  для нашей страны черты.  

Становление финансовой аренды (лизинга)  

Многие исследователи  считают лизинг американским изобретением, перевезенным американскими предпринимателями  через океан в Европу в начале 40-х годов ХХ века. Вместе с тем  английские авторы небезосновательно  оспаривают первородство лизинга в  США, утверждая, что лизинг зародился  в Англии и лишь потом, уже с  некоторыми изменениями во второй половине XX века оказался опять в Европе.  

Действительно, лизинг различных видов имущества был  популярен в Европе еще в средние  века. В частности, развитие лизинга  недвижимости было обусловлено стабильностью  и твердостью земельных законов  и наличием ограничений на наследственную собственность. Этот вариант лизинга  недвижимости очень быстро прижился и пустил корни в США.  

В дневниках Джорджа  Вашингтона имеются ссылки на проведение в 90-х годах XVIII века лизинговых операций с имуществом для судоходной компании Potomac, в деятельности которой американский президент принимал финансовое участие.  

Изначально лизинг классифицировался в США как  независимый, поскольку он не управлялся ни финансовыми учреждениями, ни поставщиками оборудования, ни любой другой стороной. Лизинговые отношения базировались на маленьком капитале, но вскоре возникла возможность посредством лизинга  привлекать относительно большие средства обслуживания для клиентов, чем кредитование, и размеры были намного более существеннее, чем собственные.  

С помощью лизинга  c концa XIX века стали решать не только вопросы расширения объемов продаж, но и защиты “ноу-хау” (при продаже компанией “Bell” телефонных аппаратов с 1877 г., компанией “Hughes” 11-гранного бура)[2].  

В начале XX века несколько  американских компаний, специализирующихся на поставках в аренду железнодорожного оборудования осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает заниматься долгосрочным управлением  или монопольным использованием вагонов, поскольку это предусматривало  предоставление оборудования в доверительное  или, как сказали бы сейчас трастовое, пользование. В результате трасты стали  предлагать контракты с более  коротким сроком действия. По окончанию  же контракта вагоны должны были возвращаться лизингодателю, который сохранял за собой право собственника. Операционный лизинг – так стала называться такая форма арендного договора.  

Почти в это же время родилась идея сдавать в  аренду автомобили. Первоначально эта  услуга называлась Drive-Your-Self. Так же называлась и компания, основанная пионером индустрии проката Уолтером Джекобсоном в Чикаго в 1918 году. Несколько позднее в 40-х годах торговый агент из Чикаго Золли Фрэнк впервые предложил новый тогда еще вид лизинга - долгосрочную аренду автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы лизинга автотранспортных средств превышают 50 млрд. долл. в год.  

В течение Второй Мировой войны лизинг стал широко распространенным средством финансирования поставок оборудования за счет средств, предоставляемых в рамках правительственных контрактов.  

Так, 2 сентября 1940 года между правительствами США и  Великобритании была оформлена сделка на аренду (лизинг) баз в восьми владениях  Великобритании в обмен на американские эсминцы. Срок аренды устанавливался на 99 лет. За это время американцы построили  там военно-морские и воздушные  базы и используют территорию для  боевой подготовки и учений. Вместе с тем по современным меркам лизинг недвижимости на 99 лет является не самым  продолжительным периодом. В компаниях  Нью-Йорка и Лондона, занимающихся арендными операциями с недвижимостью, можно встретить предложения  на период в 499 и даже 999 лет[3].  

Соглашение по аренде военных баз было взаимосогласованно с другим договором – предоставлении в аренду Великобритании 50 американских эсминцев. В дальнейшем сделка с эсминцами послужила прецедентом для будущего законопроекта о ленд-лизе. При разработке законопроекта Военным Министерством и Министерством Финансов определяющим принципом стали меры по усилению национальной обороны и безопасности Соединенных Штатов.  

Также, во время Второй Мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost plus contract). Дело в том, что в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания. В данном случае промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. То есть предусматривалось, что риск будет минимизирован, если использовать аренду промышленного оборудования на срок, ограниченный договором о подряде (в противоположность покупке). В дальнейшем, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, в роли лизингодателя выступало уже само правительство.  

Объемы поставок из США союзникам по ленд-лизу составили 49,1 млрд. долл. За период Второй мировой войны через ленд-лизовские поставки прошли:

- военная техника:  боевые самолеты, танки, зенитные  орудия, бронемашины, средства связи,  боевые корабли, катера, навигационное  оборудование и т.д.;

- оборудование, имеющее  двойственное применение как в военных, так и в гражданских целях: угледобывающее, электро-энергетическое, металлургическое, химическое оборудование, технологические линии, грузовики, легковые автомобили, заводы с соответствующей технологией производства;

- материалы и сырье:  нефтепродукты, цветные металлы  (цинк, алюминий), горячекатанные сорта стали, метиз и т.д.  

Перечисленные выше виды имущества, передаваемого в  лизинг, далеко не во всех случаях могли  бы стать в настоящее время  объектами лизинга. Расхождение  возникает по ряду причин.  

В современных национальных законодательных актах США, Великобритании, России по различному трактуется термин “лизинг”.  

Нет единообразия в  понимании объекта лизинга. В  одних случаях в лизинг может  передаваться имущество, используемое только для предпринимательских  целей, а в других случаях такое  жесткое ограничение не предусмотрено. Так, в Конвенции УНИДРУА “О международном финансовом лизинге”, принятой 28 мая 1988 года в Оттаве (в дальнейшем ее подписали ряд стран, включая США и Россию), говорится (п. 4 ст. 1), что она “регулирует операции по аренде всего оборудования, за исключением того, которое должно быть использовано арендатором, в основном, в личных или семейных целях, а также для домашних нужд”. Например, в настоящее время Турция ожидает от американского концерна Bell Helicopter-Textron поставки по лизингу армейских вертолетов AH-IZ (King Cobra).  

Как правило, в современных  условиях в лизинг не передаются неосновные средства, потребляемое имущество (сырье, материалы). Однако и здесь существуют различия. Например, в России в лизинговый оборот могут быть вовлечены в  качестве дополнительных услуг лизингодателя  права на интеллектуальную собственность (“ноу-хау”, лицензионные права, права  на товарные знаки, марки, программное  обеспечение и т.д.), материальные ценности, необходимые в период проведения монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ.  

Таким образом, вероятность  использования лизинга в самых, на первый взгляд, необычных сделках, может послужить в дальнейшем наращиванию и военной, и экономической  мощи страны.  

Настоящая революция  в арендных отношениях произошла  в США в начале пятидесятых  годов. В аренду стали сдаваться  сначала в небольших объемах, а затем и массово средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и  т.д. Следует отметить, что правительство  Соединенных Штатов по достоинству  оценило это явление. В дальнейшем, причем достаточно быстро, была разработана  и реализована государственная  программа его стимулирования.  

United States Leasing Corporation - первая современная компания, для которой лизинговые операции стали основным видом деятельности. Она была основана Генри Шонфельдом в 1952 г. в Сан-Франциско. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом предприниматель понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, к тому же лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как “международный лизинг”. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (в Канаде в 1959 и в Великобритании в 1960 годах). При этом лизинговая компания стала именоваться United States Leasing International.  

В течение пятидесятых  годов, впервые стали сдаваться  в лизинг реактивные самолеты, компьютеры и другие новые и дорогие типы оборудования, которые стали доступными американской промышленности. Высокие требования на эти типы оборудования создали идеальную окружающую среду для быстрого роста лизинговых операций.  

Лизинговая форма  поставки и использования оборудования очень быстро возросла и охватила большую рыночную долю существующих форм финансирования оборудования.  

Популярность лизинга  в шестидесятые годы, объясняется  тем, что: было обеспечено стопроцентное  финансирование; гибкость в выборе времени и качестве лизинговых платежей; амортизация оборудования. Главным  же было то, что многие клиенты находили, что быстрее и проще иметь  дело с лизинговой компанией, чем  со специалистами в банке для  взятия ссуды. Кроме того, предоставляемые  налоговые льготы предопределили успех  развития лизинга в США. Однако право  на налоговые льготы возникало тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды Управлением  внутренних доходов министерства финансов США. В частности, продолжительность  лизинга должна была быть меньше 30 лет; лизинг не должен предусматривать график платежей, при котором они вначале  будут больше, а затем меньше. Это свидетельствовало о том, что лизинг используется как средство ухода от налогообложения и т.д.  

Информация о работе Лизинг в современных условиях