Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:43, курсовая работа
В последние годы Россия переживает один из самых трудных периодов своей истории. Рухнул тоталитаризм коммунистический режим. Величайшая из когда-либо созданных империй Советский Союз главный продукт этого режима распался на 15 независимых государств. Исчерпала себя, доказав свою полную неэффективность, командно-распределительная социалистическая экономика, основанная не на реальной мотивации трудовой активности, а скорее на идеологических и националистических критериях, выдаваемых аппарато
Ведение………………………………………….………………………………........3
Глава 1. Кризис как негативное явление развития экономических отношений: теоретические аспекты………………………………………………………………4
1.1 Сущность и теоретические основы кризиса…………………………………...4 1.2 Классификация и периодичность кризиса……………………………………..6
1.3 Влияние кризиса на развитие экономической системы России…………..…………………………………………………………………….7
Глава 2. Кризис Российской экономики: возникновение, последствия и пути преодоления………………………………………………………….………………9
2.1 Причины и характер кризиса отечественной экономики……………………..9
2.2 Зарубежный опыт в преодолении кризиса……………………………….…...22
2.3 Перспективы развития Российской экономики………………………….…...24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………………...29
4. Развитие инфраструктуры.
В России профицитный бюджет, и если вести речь об его использование, то надо решить: может ли профицит бюджета использоваться не только на создание страхового фонда, но и на развитие экономики? Ясно, что в целях развития и может, и должен использоваться. Другой вопрос, что хочется эти средства использовать в первую очередь, скажем, на повышение зарплаты врачам, учителям и ученным. Но с этого начинать нельзя, потому что рост экономики должен опередить темпы прироста доходов, необходимо реальное развитие производства, а затем еже все остальное. При этом известны направления использование профицита бюджета, гарантировано работающие на экономический рост. Скажем, инфраструктурные проекты – это способ поддержки нормального бизнеса. Сам бизнес не может и не будет только за счет собственных ресурсов вкладывать деньги в крупные инфраструктурные объекты: дороги, порты, сети энергообеспечения. Но когда есть дороги и сети энергообеспечения, тогда появляется и благоприятный инвестиционный климат. Именно так.
Поэтому отдельным важным направлением экономической политики государства является развитие инфраструктуры. Важным направлением является развитие жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая сегодняшнее его состояние, отсталость основных фондов именно развитие коммунальной инфраструктуры будет иметь особо важный социальный эффект и существенное экономическое значение.
Вместе с тем, при реализации программ развития инфраструктуры, особую сложность представляют высокие коррупционные риски и неэффективность сложившейся системы управления этими проектами. К тому же, в результате жёсткой бюджетной политики, правительство в последние годы резко недофинансировало это направление. Всё это привело к ситуации, когда по всем направлениям, кроме систем связи и развития железных дорог, сложилась кризисная или предкризисная ситуация.
Сегодня ситуация меняется, в правительстве приходит понимание необходимости инвестиций в инфраструктурную сферу, реализации масштабных инфраструктурных проектов. Главное, чтобы в результате оценки по современным методикам эти проекты были бы правильно выбраны, хорошо спланированы, их реализация дала бы толчок развитию инвестиций в экономику, а управление строилось на новых принципах и не привело бы к коррупции и нецелевому использованию средств.
Принципы развития инфраструктуры по отдельным направлениям могут носить различный характер, но основой будущего развития всех видов инфраструктуры является государственно-частное партнёрство. В нашей стране уже принят закон «О концессионных соглашениях», который является нормативной законодательной базой такого партнерства.
Необходимо
по всем направлениям выработать стратегические
программы, сформировать организационную
структуру и приступить к реализации конкретных
проектов.
2.2
Зарубежный опыт
в преодолении
кризиса
В истории экономики финансовые кризисы – явление не новое. Экономика развивается циклически: за периодом роста следует период спада. Иными словами, финансовые кризисы неизбежны. И чем сильнее экономика страны интегрирована в мировую финансовую систему, тем ощутимее будут для нее последствия кризиса.
Однако если кризис – это неизбежное явление и рано или поздно он случится, то само собой напрашивается вопрос: можно ли подготовиться к кризису? Проблема в том, что предсказать время наступления кризиса очень сложно. Тем не менее, нельзя утверждать, что смягчить его негативные последствия невозможно. Опыт уже пережитых кризисов позволяет более точно предсказывать намечающиеся спады в экономике и делать их менее болезненными и кратковременными, сводить их последствия к минимуму.
Рассмотрим на опыте двух стран. Экономический кризис в Японии, разразившийся в конце 80-х годов. Главной причиной этого кризиса было желание японского правительства простимулировать высокие темпы роста экономики за счет монетарной политики и политики обменного курса. Планировалось, что йена сможет стать региональной резервной валютой для стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР) после ослабления позиций доллара в конце 70-х гг. Для этих целей была расширена денежная эмиссия, которая направлялась на увеличение государственных расходов, которые должны были стимулировать рост экономики. Кроме того, была значительно снижена ставка рефинансирования. Все это привело к стремительному увеличению денежной массы.
Между тем в конце 80-х – начале 90-х гг. большинство стран АТР отказалось от йены в качестве резервной валюты и валюты международных расчетов и вновь вернулось к доллару. Это вызвало резкую девальвацию йены и крах на фондовом рынке и рынке недвижимости. С 1991 г. было реализовано 9 программ по выходу из кризиса путем увеличения государственных расходов за счет государственного долга и оказания помощи компаниям.
Последствием политики японского правительства 80-х годов стало большое количество банкротств банков, зависимых от межбанковского кредитования, схлопывание «пузыря» на рынке недвижимости и фондовом рынке (стоимость упала в 4-5 раз по сравнению с уровнями 1989 года). Кроме того, было выявлено серьезное ухудшение качества банковских активов и рост списаний по кредитам как следствие низкой стоимости заимствований в прошлом. Так, в 1997 году доля просроченной задолженности доходила до 35%
Не правда ли, знакомые черты? Примерно похожую ситуацию, хотя и не столь драматичную, приходится наблюдать сейчас и в России. Между тем уже имеется свежий опыт по преодолению кризиса.
Гораздо раньше, чем Россию, кризис поразил Казахстан. Казахстан стал одной из первых жертв мирового финансового кризиса. Первые признаки стали заметны уже в конце лета 2007 года, когда вследствие оттока средств инвесторов национальная валюта Казахстана – тенге – начала стремительно дешеветь. На Казахстанской фондовой бирже было зафиксировано резкое падение курса акций ведущих банков.
Ситуация усугублялась еще и тем, что казахстанские банки совершали огромные заимствования за рубежом. Так, к концу 2006 года доля внешних заимствований в пассивах казахстанских банков выросла до 52% против 38% в 2004 году. Зарубежные займы были настолько привлекательны своими низкими процентными ставками, что банки не могли не воспользоваться столь выгодным предложением: занять по минимальному проценту, а выдать – под большой. Таким образом, деятельность казахстанских банков оказалась всецело зависимой от зарубежных займов. И такая зависимость впоследствии дорого обошлась банкам. В связи с возникшим дефицитом банковской ликвидности на фоне глобального кредитного кризиса, причиной которого стали дефолты в ипотечном секторе США, займы за рубежом оказались недоступными. Западные банки отказались предоставлять средства, у кредиторов появились основания сомневаться в платежеспособности банков Казахстана. В свою очередь, это привело к тому, что рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенные кредитные рейтинги Казахстана после того, как он был помещен в список CreditWatch с "негативным" прогнозом.
Банки были вынуждены сократить объемы кредитования. Невозможность получить кредит стала причиной спада потребительской активности населения. Но не только населения. Бизнес-сообщество также сократило свою деятельность. В результате большое количество средних и мелких банков обанкротилось. А устоявшие банки пошли на ужесточение условий выдачи потребительских кредитов.
Надо сказать, что кризис в Казахстане начался на год раньше, чем в России, когда цены на нефть еще находились на пике своего роста, и это также способствовало смягчению и преодолению кризисных последствий. Тем не менее, это потребовало значительных финансовых затрат со стороны государства. В первую очередь, на оказание материальной поддержки системообразующим банкам. Также вливания госсредств проводились в ведущие отрасли экономики. Вместе с тем, Нацбанк Казахстана не допустил девальвации национальной валюты – с момента начала кризиса он удерживает ее на одних и тех же уровнях, вблизи отметки 120 тенге/долл., не позволяя ей ни заметно укрепляться, ни заметно снижаться. В ближайшее время он, скорее всего, продолжит придерживаться доказавшей свою эффективность политики поддержания стабильности тенге по отношению к доллару. Нельзя сказать, что Казахстан преодолел финансовый кризис, но по сравнению с Россией, где кризисные явления только начинают проявляться, у этой страны есть вполне успешный опыт, который также может быть использован нами.
Нужно быть готовым к тому, что последствия
кризисных явлений будут серьезными. Вместе
с тем кризис может иметь также и позитивные
последствия для России. Например, в Японии
это привело к оздоровлению экономики.
Кризис – это хороший повод для того, чтобы
после его завершения российская экономика
стала одной из ведущих в мире.
2.3
Перспективы развития
Российской экономики
С 2001 года российская экономика на подъеме. С 1999 г. ее темпы существенно опережают динамику мировой экономики. С 2001-2004 г прирост ВВП превышал 6%. Уровень безработицы заметно снизился (1999 г. - 9,3 млн. чел., 2004 г. - 6,0 млн. чел.). Россия вошла в десятку стран с наиболее крупными экономиками мира с объемом ВВП по паритету покупательной способности свыше 1 трлн. долл.
При этом повышается (хотя в последние годы явно в недостаточной мере) эффективность использования ресурсов. Так, за 2000-2005 гг. производительность труда повысилась на 46% (из них 17% приходится на 2000-2001 гг., т.е. период вовлечения в производство частично занятых работников). Уровень энергоэффективности также постепенно растет.
На базе быстрого роста инвестиций (в 1,83 раза за 2000-2005 гг.) удалось обеспечить модернизацию ряда секторов промышленности, которые эффективно позиционировали на рынке (прежде всего внутреннем). Классический образец - пищевая промышленность: в ней на основе частных инвестиций и притока капитальных ресурсов из-за рубежа успешно проведена модернизация производственного аппарата. В результате, рынок продовольственных товаров в настоящее время на значительном числе сегментов контролируется российскими компаниями, которые, частично вытеснив импорт, начали экспансию в страны СНГ.
Последовательно повышается уровень капитализации российского фондового рынка. Индекс РТС повысился примерно с 600 п. в 2004 г. до 1400 п. к началу 2006 г. и (после кратковременного падения летом) стремится к 1800 п.
Россия вошла в число стран группы BRIC, наиболее привлекательных для внешних инвесторов.
Все это способствует хорошей перспективе развития страны.
Приток новых инвестиций, если для них будут созданы конкурентоспособные условия, приведёт к приходу новых энергоэффективных технологий и повышению энергоэффективности российской экономики, так что имеющиеся генерирующие мощности могут с определенной вероятностью оказаться даже избыточными.
Такая же ситуация существует и с дефицитом трудовых ресурсов: по уровню производительности труда наша страна в 2,5-4 раза отстала от передовых стран
Эта отсталость снижает конкурентоспособность страны, но, с другой стороны, создаёт перспективу притока новых эффективных технологий в переработку, что неминуемо должно привести к снижению потребности в рабочей силе на единицу выпускаемой продукции и снижению дефицита трудовых ресурсов. Кроме того, проблему могут и должны снять развитие системы профессионального образования, и, в первую очередь, начального и среднего образования, а также разумная иммиграционная политика.
В России заложен значительно больший потенциал роста, чем считает экономический блок правительства. Заключается он в развитии отечественного производства, перерабатывающего сектора и массового конкурентного рынка.
Доказательством тому является пример из нашей собственной истории. Период 1998-2002 годов показал, что если в России создать благоприятные экономические условия для развития бизнеса, снизить издержки, то экономика, даже в условиях менее благоприятной конъюнктуры цен на рынке сырья, может расти темпами более 10% в год за счёт роста инвестиций именно в обрабатывающие производства. И это в условиях административного давления, коррупции и отсутствия нормальной судебной системы.
Информация о работе Кризис российской экономики в 2000 годах