КРИЗИС 1998 ГОДА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, УРОКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.
Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Содержание

план


Введение
Причины кризиса с позиции международной экономики
Характеристика экономики России
Хронология кризиса
Банковский кризис-главная составляющая кризиса
Последствия кризиса 1998 года в России
Политические последствия кризиса
Меры правительства Е. Примакова по преодолению кризиса. Российская экономика в 1999 году
Выводы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

       Об этом говорилось, в частности, на двадцать первом заседании Совета Федерации, в котором содержался детальный анализ нарастающих трудностей в обслуживании государственного долга в июне 1997 года. На “круглом столе”, проведенном Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с участием Председателя Центрального банка Российской Федерации и других ответственных руководителей по проблемам финансовой стабилизации в феврале 1998 года, были даны рекомендации по реструктуризации внутреннего долга, осуществление которых позволило бы предотвратить банкротство государства.

       В  марте 1998 года до сведения ответственных  руководителей Правительства Российской  Федерации и Центрального банка  Российской Федерации был доведен  обстоятельный доклад “О саморазрушении финансовой системы”, подготовленный Российским торгово-финансовым союзом, в котором содержался детальный анализ нарастающих трудностей в обслуживании “пирамиды” ГКО и обосновывался точный прогноз ее саморазрушения с соответствующими последствиями. Правительство Российской Федерации, и Центральный банк Российской Федерации отказались от реализации рекомендаций по реструктуризации, находящихся в собственности последнего, государственных обязательств, мотивируя это имевшимися будто бы возможностями обслуживания государственного внутреннего долга и отсутствием угрозы неплатежеспособности государства.

      Позже,  созданная  в  соответствии  с  постановлением  Совета  Федерации “Временная комиссия” по расследованию причин,  обстоятельств  и  последствий принятия решений Правительства Российской  Федерации  и  Центрального  банка Российской Федерации от 17 августа 1998 года установила  следующее: Решения от 17  августа принимались   С.В.Кириенко   и   С.К.Дубининым   от   имени соответственно  Правительства  Российской  Федерации  и  Центрального  банка Российской Федерации при  участии  Министра  финансов  Российской  Федерации М.М.Задорнова  и  первого  заместителя   Председателя   Центрального   банка Российской Федерации С.В. Алексашенко, а  также  А.Б.Чубайса  и  Е.Т.Гайдара, приглашенных в качестве  экспертов  Председателем  Правительства  Российской Федерации.

   Временная комиссия  установила, что  подготовка  и   принятие решений  проходили   с  грубыми  нарушениями   принятых  процедур   подготовки решений Правительства Российской Федерации и Центрального  банка  Российской Федерации, без необходимых  в  таких  случаях  экономической  и  юридической экспертиз, анализа  вероятных  последствий.  Проекты  решений  не  проходили согласования в соответствующих  ведомствах,  не  обсуждались  на  заседаниях Правительства Российской Федерации и Совета  директоров  Центрального  банка Российской Федерации.

  

 

3. Хронология кризиса

При анализе причин нынешнего  кризиса важно понять, что он явился результатом не чьей-то злой воли или некомпетентности, а стечения обстоятельств, многие из которых складывались против нас. В России реформы неизбежно должны были идти трудно и сопровождаться усилением социального недовольства. Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису:

  "Черный вторник" в октябре 1994 г. и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было после этого резкого поворота в бюджетной политике обеспечить улучшение сбора налогов, сокращение государственных расходов и дефицита бюджета и уже для сокращенного дефицита - переход на его финансирование за счет так называемых неинфляционных источников, то есть внешних и внутренних займов.

Раскручивание рынка  ГКО плюс широкое использование КО (казначейских обязательств) в конце 1995. и 1996 гг. привёл к тому, что две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996г. были представлены этими бумажками. Опасность "пирамиды" ГКО к августу 1996 г. стала очевидной. Все это были попытки увернуться от жестких требований стабилизации. Правительство медлило с решительными действиями, Дума же прямо противодействовала.

Налоги стали собираться хуже. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов. ГКО оказались самым простым выходом в данный момент. О последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отсроченной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г. первый ее взрыв.

Начало 1997 г. - либерализация  рынка ГКО, расширение до пуска на него нерезидентов. "Горячие деньги" устремляются в Россию. К середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность последних упала до 18-20% годовых, снизились процентные ставки.

Осенью 1997 г. Дума отказывается от сотрудничества с ''Правительством "молодых реформаторов", в том числе с учетом итогов информационной "войны".

В ноябре 1997 г. до России докатились первые отзвуки "азиатского" кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша - еще один толчок к потере доверия правительству. Начала расти доходность ГКО - до 40%. ЦБР ради стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Наметившийся прорыв к экономическому росту не состоялся. Проблема государственного долга, ранее ослабленная притоком зарубежных "горячих денег» обострилась ещё больше.

Роль "азиатского", а в действительности, как это стало ясно сегодня, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать. Если бы мы не впустили нерезидентов на рынок ГКО, то влияние мирового кризиса на нашу экономику было бы намного меньше.

Март 1998 г. Отставка В. Черномырдина, которая, казалось, была осуществлена в интересах реформаторов. Но первый ее результат - шанс для левого парламента усилить давление на исполнительную власть. И С. Кириенко вынужден был пойти на уступки. Тогда уже стало предрешенным вхождение коммунистов в '"правительство, чтобы добиться сотрудничества с Думой. Политическая стабильность была подорвана.

12 мая 1998 г. Начинается  обвал на финансовых рынках. По  мнению специалистов, помимо правительственного  кризиса ему способствовали заявления  председателя Счетной палаты о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов капитале РАО "ЕЭС".

Стремительно растет доходность ГКО, достигая 70-80%, потом 100% и более. Правительство  предпринимает меры для спасения положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно на очередных аукционах ГКО Минфин РФ вынужден отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Берется долг на еврорынке под все более высокий процент, разменивая внутренний долг на внешний. В итоге внешний долг самой России (без СССР) за короткий срок увеличивается вдвое.

Переговоры с МВФ идут трудно. Фонд поначалу настаивает на том, чтобы жесткие меры, предпринимаемые для преодоления кризиса, были как знак национального согласия одобрены парламентом, однако последний отвергает почти все законопроекты правительства РФ, особенно налоговые. Дальнейшее обострение кризиса доверия сдерживается только слухами о близком соглашении с МВФ по займу на 10-12 млрд. долл.

 В конце июля 1998 г. Россия получает первый транш - 4,8 млрд. долларов. Правительство и ЦБР ожидали передышки на 2-3 месяца. Однако она продлилась всего 8-10 дней. Настало время принимать крайние меры, поскольку было ясно, что дальше удерживать сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис переходил в открытую фазу. 1 Августа курс рубля по отношению к доллару США – 6,241 руб. за 1 дол.

13 Августа 1998 г. - резкое падение котировок государственных ценных бумаг на фондовых рынках.

17 Августа - правительство Кириенко  объявляет об отказе платить  по ГКО и замораживанию внутреннего  долга (~ 265,3 млрд. руб.). Одновременно  правительство запрещает российским компаниям и банкам проводить выплаты по долгам западным кредиторам. 
23 Августа - президент Ельцин отправляет в отставку правительство Кириенко и назначает временно и.о. председателя правительства Виктора Черномырдина. 23 Августа курс рубля по отношению к доллару США – 7,005 руб. за 1 дол.

1 Сентября - ЦБ РФ отказался от  поддержания верхней границы  валютного коридора, установленного 17 августа в 9,5 рублей за доллар

3 Сентября - депутаты Государственной  Думы приняли постановление, в  котором просили Виктора Черномырдина добровольно отказаться от поста председателя правительства. 3 сентября курс рубля по отношению к доллару США – 12,8198 руб. за 1 дол.

7 Сентября - ассоциация российских банков потребовала смены руководства ЦБ РФ. Председатель ЦБ РФ Сергей Дубинин направил президенту Ельцину письмо с прошением об отставке. И.о. председателя ЦБ РФ стал первый заместитель Дубинина - Сергей Алексашенко. 7 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 16,99 руб. за 1 дол.

9 Сентября - налоговые счета 50 крупнейших компаний распоряжением правительства переводятся в ЦБ, Федеральное казначейство, Сбербанк РФ и Внешторгбанк. Правительство разрешило 14 российским нефтяным компаниям и РАО "Газпром" платить налоги в валюте. 9 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 20,825 руб. за 1 дол.

В то же время Государственная Дума второй раз отклонила кандидатуру Виктора Черномырдина на пост председателя правительства. Создавшийся тупик был чреват резким обострением политической обстановки, причем сразу после начала тяжелейшего экономического кризиса. Необходим компромисс.

11 Сентября Государственная  Дума утверждает Евгения Примакова председателем правительства РФ, а Виктора Геращенко председателем ЦБ РФ. По просьбе Геращенко Государственная Дума отправила в отставку совет директоров ЦБ РФ. Андрей Кокошин снят с должности секретаря Совета безопасности РФ. 11 Сентября курс рубля по отношению к доллару США – 12,8749 руб. за 1 дол.

14 Сентября - первым вице-премьером  назначен Юрий Маслюков, Игорь  Иванов назначен министром иностранных  дел РФ, Игорь Сергеев назначен  министром обороны, Сергей Степашин назначен министром внутренних дел, Сергей Шойгу назначен министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

15 сентября - сформирована  рабочая группа для проведения переговоров с западными кредиторами во главе с заместителем министра финансов Михаилом Касьяновым. 17 – 25 сентября пул крупнейших западных банков, работавших в России, решили создать кредиторский комитет держателей российских ГКО-ОФЗ.

25 сентября курс рубля по отношению к доллару США – 15,6099 руб. за 1 дол.

 

Все хронология кризиса, все политические решения, назначения и отставки нашли свое выражение  в изменение курса доллара  по отношению к рублю. Из диаграммы можно видеть все события в хронологической последовательности.

 

 

 

 

 

4. Банковский кризис – главная составляющая кризиса августа 1998 года

 Как было показано выше, причины кризиса лежат в сфере государственного регулирования экономики и в не эффективной работе банковской системы. Банковская система во многом сама ответственная за кризис, в результате кризиса понесла наибольший урон.

Под банковским кризисом традиционно понимается устойчивая неспособность значительного числа  банков выполнять свои обязательства перед клиентами, которая выражается в нарушении условий расчетно-кассового обслуживания, обязательств перед вкладчиками, держателями банковских обязательств, в банкротстве и ликвидации банковских учреждений. Чем больше банков охвачено кризисом, тем тяжелее его экономические последствия. Если же серьезные трудности начинают испытывать банки, на которые приходится основной объем банковских операций, то кризис можно считать системным, то есть угрожающим существованию всей банковской системы.

Российский банковский кризис похож на «традиционные» банковские кризисы поскольку:

  1. Резко ухудшилась платежеспособность банков, возросло число банкротов. Если в первой половине 1998г. доля проблемных банков (к проблемным банкам относятся банки, испытывающие серьезные финансовые трудности и находятся в критическом финансовом положении) составляла 30% численности банковского сообщества, то в результате кризиса  к 01.10.98 они увеличилась почти до 50% и в них было сосредоточено около 40-45% банковских активов. Число коммерческих банков сократилось на 13%. По данным председателя ЦБ РФ В. Геращенко на начало 1999 года в России действовало 480 проблемных банков (32,8%), на начало же декабря 1999года их число уменьшилось до 238 (17,5%).
  2. Значительно уменьшилась стоимость банковских активов, что было вызвано обесцениванием ценных бумаг. Активы российских банков сократились с 20% ВВП (янв.1998) до 15% (янв.1999, при «снятии» эффекта переоценки валютных кредитов, они оценивались всего в 9,6% ВВП).
  3. В ходе кризиса население и предприятия изъяли существенную часть своих сбережений из банковской системы.
  4. Российскую экономику поразил масштабный кризис, приведший к крупным потерям, как предприятий, так и бюджетной сферы.

Информация о работе КРИЗИС 1998 ГОДА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, УРОКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ