КРИЗИС 1998 ГОДА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, УРОКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.
Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Содержание

план


Введение
Причины кризиса с позиции международной экономики
Характеристика экономики России
Хронология кризиса
Банковский кризис-главная составляющая кризиса
Последствия кризиса 1998 года в России
Политические последствия кризиса
Меры правительства Е. Примакова по преодолению кризиса. Российская экономика в 1999 году
Выводы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 155.50 Кб (Скачать)


план

 

 

   Введение

  1. Причины кризиса с позиции международной экономики
  2. Характеристика экономики России
  3. Хронология кризиса
  4. Банковский кризис-главная составляющая кризиса
  5. Последствия кризиса 1998 года в России
  6. Политические последствия кризиса
  7. Меры правительства Е. Примакова по преодолению кризиса. Российская экономика в 1999 году

   Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых  экономических кризисов в истории России.

Основными причинами  дефолта были: огромный государственный  долг России, порождённый обвалом  азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также  популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Датой дефолта является 17 августа 1998 года. Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Вместе с тем, следует отметить, что девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

 

 

1. Причины кризиса с позиций международной экономики

Особенность кризиса в том, что в мировой истории ещё не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В России был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. В таких случаях другие государства начинали печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производили погашение долга. Вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий. Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1 % от суммы долга. Для них дефолт 1998 года был неожиданным, потому что они руководствовались принципом «Россия — большая, ей не дадут упасть». Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд. долларов США. Но сборы в бюджет не покрыли даже процентных платежей по государственному долгу.

 

 

2. Характеристика экономики России в 1993-1998 годах

         Кризисные явления накапливались в российской экономике постепенно на фоне кажущейся стабилизации. Этому способствовал ряд объективных и субъективных факторов:

  1. накопление "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить;
  2. государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений;
  3. спекулятивный характер фондового рынка, не отражающий реального состояния экономики;
  4. отсутствие государственной программы экономического роста и развития промышленного производства;
  5. непродуманная фискальная политика;
  6. азиатский и мировой экономический кризис;
  7. снижение валютных поступлений от продажи энергоносителей;
  8. политический кризис, противостояние думы и правительства;
  9. личностный фактор в принятии решений в канун кризиса.

 Теперь более подробно остановимся на характеристике каждого из этих факторов:

      1. Накопление "отсроченной инфляции" достигло таких масштабов, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить.

           В начале 1995 года было принято  политическое решение об изменении  бюджетной политики: отказ от  инфляционного финансирования (печатания денег) и поиск не инфляционного источника развития. В итоге была создана система государственного заимствования на внутреннем и внешнем рынке (ГКО).

       Борьба  с инфляцией путем ограничения  роста денежной массы привела  к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота: монеторизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех развитых странах. Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции" (девальвации, неплатежей, внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.).

       Все  это время баланс бюджетных  расходов поддерживался за счет  роста "отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1,4 трлн. руб.

       Государственный внешний долг, несмотря на относительно небольшую его величину, вследствие накопления краткосрочных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.), внешних займов субъектов Федерации, падения цен на нефть и газ, неблагоприятных внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.

       Если  в 1993 г. величина "отсроченной  инфляции" составляла всего доли  процента текущей, то в 1998 г.  она уже в десять раз превышала  текущую. В 1995-1996 гг. "отсроченная инфляция" вышла из-под государственного контроля и стала развиваться самопроизвольно.

      

      2. Государство жило не по средствам, "проедая" доходы будущих поколений.

         На протяжении ряда предкризисных  лет траты государства превышали  доходы. Неоправданные ожидания быстрого саморазвития экономики, на основе рыночных отношений, помощи экономически развитых стран не способствовали принятию кардинальных и непопулярных решений по структурной перестройке экономики. В тоже время политическая нестабильность в обществе, нарастающее недовольство населения, заставляло правительство проводить популистскую политику, щедро обещать повышение зарплат, пенсий, социальных пособий. Сокращение государственных расходов в этих условиях не представлялось возможным. В результате нарастал разрыв между доходами и расходами государства, увеличивался дефицит бюджета, который погашался кредитами.

      

       3. Спекулятивный характер фондового рынка не отражал реального состояния экономики.

         Важной причиной финансового  кризиса стало неоправданно быстрое увеличение государственного долга по ГКО, достигшего за 4 года 436 млрд. рублей (на 1 июля 1998 года). Масштабное наращивание внутренних займов выдвигалось в качестве главного аргумента для неэмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета.

Начиная с 1996 года главным  источником образования дефицита федерального бюджета стали сами расходы на обслуживание государственного долга, сумма которых приблизилась к  величине дефицита и которые стали  самой крупной статьей бюджетных расходов.

      

    4. Отсутствие государственной программы экономического роста и развития промышленного производства.

         Искусственно поддерживаемый курс  рубля способствовал установлению  неадекватного соотношения цен  на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну, а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта. Большинство видов промышленной и сельскохозяйственной продукции просто невыгодно стало производить. В подобных условиях могли развиваться лишь экспортно-ориентированные сырьевые отрасли промышленности и теневые предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание.

       Финансовые  средства оказались оторванными  от реального сектора экономики  и вращались либо в рамках  рынка ГКО, либо в замкнутых  цепочках сырьевых экспортеров.

       Объемы  инвестиций продолжали снижаться  несмотря на некоторую стабилизацию  промышленного производства. За  восемь лет капиталовложения  в экономику страны сократились  почти в пять раз. Все это  свидетельствует о том, что  у государства не было просчитанной политики экономического роста.

  

      5. Непродуманная фискальная политика.

         В России рост "отсроченной  инфляции" происходил на фоне  постоянного повышения реальных  ставок налогов и снижения  объемов их собираемости. Вследствие данной фискальной политики все большее количество предприятий уходило в теневую экономику. Объективно происходило сужение налогооблагаемой базы.

       Активно  работали "обналичивающие фирмы", только в 1997 г. они вынуждены  были перейти на нелегальное положение, однако стоимость данных услуг практически не возросла. До 40% экономики функционировало в теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долларов ежегодно.

       Налоги  стали собираться хуже. Попытка  дать Госналогслужбе повышенное задание на 1997 год (до 15% ВВП) – была явной ошибкой. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов.

      

       6. Азиатский и мировой экономический кризис.

         Роль "азиатского", а в действительности  мирового финансового кризиса,  его влияние на Россию нельзя  недооценивать. Если бы Россия  не впустила нерезидентов на  рынок ГКО, то влияние мирового  кризиса на нашу экономику было бы намного меньше. Кризис 1998 года можно понять лишь как часть мирового финансового кризиса: Чехия, Малайзия, Таиланд, Южная Корея, Япония, Индонезия, Бразилия. Во всех этих странах картина кризиса одинакова:

  • резкое обесценивание национальной валюты;
  • банковский кризис;
  • падение капитализации фондового рынка;
  • спад производства.

       Удары кризиса обрушились на развивающиеся страны, структура экономики которых страдает существенными ограничениями свободы конкуренции в пользу привилегированных агентов на основе связи власти с крупным капиталом, где велико вмешательство государства в экономику в интересах определенных групп. Итог - резкое сокращение потоков капиталов на эти рынки, кризис доверия. По оценкам экспертов МВФ, чистый приток капитала на развивающиеся рынки, включая страны с переходной экономикой, снизился с 215 млрд. долл. в 1996 г. до 123,5 млрд. в 1997 г. и до 56,7 млрд. долл. в 1998 г. Произошло общее снижение уровня доверия к развивающимся рынкам, в том числе российскому.      

         7. Снижение валютных поступлений от продажи энергоносителей.

          Экономика России всегда была  тесно связано с экспортом  энергоносителей. Формирование бюджета,  обслуживание внешнего долга  напрямую связано с поступлением  валюты от продажи нефти и  газа. В 1998 году цена за баррель нефти снизилась до 10 долларов США, экспорт нефти стал убыточным, поскольку цена упала ниже себестоимости добычи нефти в Сибири. Отсутствие притока “нефтедолларов” объективно снизило возможности правительства по обслуживанию внутреннего и внешнего долга.

      

      8. Политический кризис, противостояние думы и правительства.

         Противостояние “левой” государственной  думы и “правого” правительства,  поддерживаемого президентом, ускорило  развитие кризисной ситуации  и усугубило последствия кризиса. Привлечение Б.Н.Ельциным в правительство “молодых реформаторов”: А.Б.Чубайса, Б.Е.Немцова и других, и последующая замена В.С.Черномырдина на С.В.Кириенко, было попыткой административными мерами переломить нарастающую кризисную ситуацию. К сожалению, у этого правительства не хватило экономического и политического ресурса для предотвращения кризиса. “Левая” дума последовательно и принципиально не принимала все законопроекты по структурной реформе экономики, налогообложению и сокращению государственных расходов.

       Необходимо  отметить, что роль государственной  думы нельзя оценивать, как  однозначно деструктивную, а роль  правительства - всегда положительно.

       Так,  в феврале 1998 года Государственная  Дума приняла в первом чтении  проект федерального закона “О чрезвычайных фискальных, институциональных и законодательных мерах по преодолению бюджетного кризиса”, в котором, в частности, имелась статья следующего содержания: “Поручить Правительству Российской Федерации в срок до 1 марта 1998 года провести реструктуризацию внутреннего долга по состоянию на 30 сентября 1997 года (в том числе по государственным краткосрочным обязательствам…, а также по индексации вкладов населения в Сберегательном банке Российской Федерации…) с конвертацией государственных обязательств по этой задолженности в купонные облигации государственного займа сроком погашения 10 лет и с гарантированным доходом в размере 4 процентов годовых в реальном исчислении (сверх темпа инфляции)”.

       Дальнейшее  прохождение этого законопроекта  было заблокировано Правительством и ЦБ РФ, которые направили в Государственную Думу отрицательные заключения и просили отказаться от его принятия, мотивируя это отсутствием необходимости реструктуризации государственных обязательств и способностью Правительства РФ обеспечить их своевременное обслуживание, постепенно удлиняя при этом сроки заимствований, и таким образом выйти из долгового кризиса, не прибегая к принудительной реструктуризации задолженности по ГКО - ОФЗ.

       Разногласия  между правительством и думой привели в частности, к задержке выделения транша МВФ весной 1998 года, в тот момент, когда он еще мог оказать стабилизирующий эффект.

      

       9. Личностный фактор принятия решений в канун кризиса.

          О неизбежности краха финансовой  “пирамиды” ГКО - ОФЗ специалисты предупреждали с момента ее зарождения в 1994 - 1995 годах. В 1996 году, когда облигации государственного долга стали размещаться более чем под 100 процентов годовых в реальном выражении, неизбежность надвигающегося краха стала очевидной. С середины 1997 года, когда ежемесячные расходы на обслуживание государственного долга более чем вдвое превышали все налоговые доходы федерального бюджета, уже не только ученые, но и политики стали предупреждать об угрозе финансового краха.

Информация о работе КРИЗИС 1998 ГОДА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, УРОКИ, ПОСЛЕДСТВИЯ