Кривая Филлипса и проблемы взаимосвязи инфляции и безработицы

Автор: b************@icloud.com, 26 Ноября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выяснить, как можно применить модель кривой Филлипса в антиинфляционной политике. Для того, чтобы достичь цель, нужно решить ряд задач:
1. Сформулировать понятия и сущность, выяснить причины возникновения, виды и формы инфляции и безработицы.
2. Ознакомиться с последствиями инфляции и безработицы.
3. Ознакомиться с кривой Филлипса, рассмотреть ее модификации.
4. Рассмотреть кривую Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах.
5. Выяснить, как может быть применена кривая Филлипса в антиинфляционной политике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ……………….6
1.1 Понятия, причины возникновения и виды инфляции……………………………6
1.2 Сущность, причины возникновения и формы безработицы…………………….9
1.3 Последствия инфляции и безработицы………………………………………….12
2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕРАБОТИЦЫ……………………………….18
2.1 Кривая Филлипса и ее модификации……………………………………………18
2.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном и долгосрочном периодах……………………………………………………………………………….23
3 ПРИМЕНЕНИЕ КРИВОЙ ФИЛЛИПСА В АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ…………………………………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 292.82 Кб (Скачать)

     Если  же, напротив, политики решают удерживать инфляцию на уровне , не позволяя ей возрастать, им придется допустить, чтобы безработица вернулась к естественному уровню. В конечном счете более высокая инфляция обусловливает временное, а не постоянное снижение безработицы. Высокая инфляция остается, а безработица возвращается к уровню . Если этого не происходит, инфляция должна возрастать в очередном периоде. Итак, результаты такой "инфляционной" политики малопривлекательны: сокращение безработицы в продолжение одного периода ценой постоянного роста инфляции.

     Любая попытка снизить инфляцию потребует временного (на переходный период) роста безработицы уровня . "Ценой" ликвидации инфляции становится тогда некоторый "переходный" уровень безработицы, с которым придется мириться ради заданного снижения уровня инфляции. Немного видоизменив уравнение (6), мы получим количественную оценку этой "цены":

                       (7)

     Эта формула означает следующее: каждый процент снижения инфляции требует превышения безработицы над ее естественным уровнем на (1/b) процентов. Коэффициент ущерба (SR) оказывается полезным для оценки стоимости ликвидации инфляции  через безработицу. Он измеряет кумулятивную избыточную безработицу, т.е. превышение безработицы над ее естественным уровнем в конкретном периоде, деленное на сокращение инфляции в том же периоде. Проще говоря, SR определяет, на сколько процентов дополнительно должна возрасти безработица, чтобы инфляция уменьшилась на заданную величину. Чем меньше коэффициент ущерба, тем "дешевле" обходится ликвидация инфляции. Определим коэффициент ущерба, понесенного США при борьбе с инфляцией в 1980—1984 гг., показывая тем самым, как данная концепция может быть применена на практике.

     Между 1978 и 1980 гг. инфляция в США выражалась двузначными цифрами, что не наблюдалось в стране больше чем полвека. В ходе предвыборной кампании Рейган в 1980 г. клятвенно обещал снизить инфляцию. После выборов новая администрация предложила интересный комплекс экономических мер: сдерживание роста денежной массы, чем занялся глава Федеральной резервной системы Пол Уолкер (назначенный, кстати, еще бывшим президентом Картером), в сочетании с фискальной экпансией, выразившейся в ужесточении налоговой политики, и увеличением военных расходов.

     Жесткая денежная политика спровоцировала резкий спад. Высокая безработица, обусловленная сокращением денежной массы, и рост курса доллара в основном и обеспечили снижение инфляции с 10,4% в 1980 г. до 3,2% в 1982 г.

     Какой же оказалась цена снижения темпов инфляции в терминах роста безработицы? Коэффициент ущерба (SR) между 1980 и 1984 гг. рассчитали, приняв за естественный уровень безработицы величину в 6%. По каждому году определялось, насколько фактический уровень безработицы превышает естественный. Просуммировав данные от последнего квартала 1980 г. до последнего квартала 1984 г., получили кумулятивную избыточную безработицу в 10,8%. От начала до конца этого периода инфляция снизилась на 7,2%. Таким образом, SR составил 1,5 (10,8 : 7,2), т.е. прирост уровня безработицы на 1,5 процентного пункта (скажем, с 6,0 до 7,5%) обеспечивал ежегодное снижение инфляции на 1%.

     Коэффициент ущерба можно выразить также через "разрыв" объема производства (разность между потенциальным и фактическим объемами производства), кумулятивная величина которого для рассматриваемого периода оценена в 21,5% потенциального ВНП, полученного на основе оценки временных рядов. Рассчитанный таким образом коэффициент SR оказался равен 3 (21,5 : 7,2), а это означает, что за каждый процент ежегодного снижения инфляции пришлось жертвовать 3% ВНП по сравнению с потенциальным.

     Приведенные расчеты ничего не говорят о том, стоило ли Рейгану осуществлять свои антиинфляционные меры; полученные данные свидетельствуют только о выбранной для реализации альтернативе. В течение нескольких лет безработица была высокой, а ВНП был ниже потенциального уровня, зато длительное время сохранялась низкая инфляция. Коэффициент ущерба позволяет количественно и более точно оценить сделанный выбор.

     До  сих пор мы исходили из того, что  инфляция в прошлом, скорее всего, проявится  в чрезмерном приросте заработной платы  в настоящем, что, в свою очередь, обусловит инфляцию в будущем. Инфляция ставит людей, ответственных за макроэкономическую политику страны, перед трудным выбором. Им следует либо приспособиться к  инфляции путем расширения совокупного  спроса, достаточного для поддержания  безработицы вблизи естественного  уровня, либо попытаться сократить  уровень инфляции, с тем чтобы она стала ниже унаследованной от прошлого периода, и смириться с повышением безработицы выше уровня . Столкнувшись с подобной дилеммой, политики обычно выбирают приспособление, хотя бы частичное, к унаследованной от прошлого инфляции.

     Заимствуя понятие из физики, можно сказать, что инфляция сродни инерции. В конце  концов, инфляция в прошлом обычно трансформируется в будущую. И опять-таки, как в физике, инерционную инфляцию можно прервать только с помощью внешнего воздействия — в данном случае временной рецессии (когда U превышает , a ВНП — ниже  потенциального).

     В начале 70-х годов группа известных  экономистов во главе с Робертом Лукасом из Чикагского университета и Томасом Сарджентом из Гуверовского университета подвергла критике изложенный выше анализ взаимосвязей инфляции и безработицы.

     Они отвергли предположение об адаптивных ожиданиях как произвольных. Напротив, они утверждали, что рабочие и фирмы заинтересованы в нахождении как можно более точных способов прогнозирования будущей инфляции. Конкретнее говоря, Лукас и Сарджент предположили, что рабочие и фирмы ведут себя так, словно знают "истинную" модель экономики и прогнозируют инфляцию на основе этой модели, а не адаптивных ожиданий или любых других механистических процессов. Такой подход получил название рациональных ожиданий; при этом исходили из того, что рациональным для экономических субъектов является формирование ожиданий на основе их "модели", или общего понимания, экономики.

     Важным  аспектом теории рациональных ожиданий является то, что рабочие и фирмы  вынуждены формировать свои ожидания по поводу будущих цен на основе представления о будущей политике государства. Напротив, в концепции адаптивных ожиданий прогнозирование инфляции основано на прошлом. По этой причине рациональные ожидания иногда называют "ожиданиями, устремленными вперед", а адаптивные — "ожиданиями, повернутыми назад".

     Предположим, политики сообщают населению о намерении  проводить жесткую политику в  отношении совокупного спроса, чтобы обеспечить равенство и Р. Иначе говоря, они обещают нулевую инфляцию в следующем периоде и проводят достаточно жесткую ограничительную политику, с тем чтобы было равно P (следовательно, = 0)

     Логика  здесь такова. При рациональных ожиданиях  заработная плата устанавливается  на основе ожиданий относительно будущего. Инфляция в предыдущем периоде сама по себе не имеет значения, поэтому  нет и инерции, о которой говорилось выше. Прогнозирование инфляции основывается на представлении о том, что намерены предпринимать в будущем политики, а не на данных о динамике инфляции в прошлом. Поэтому политикам следует объявить о комплексе мер по регулированию совокупного спроса, способных свести к нулю . Если это сделано и соответствующие меры воплощены в жизнь, заработная плата автоматически устанавливается на номинальном уровне, обеспечивающем полную занятость и нулевую инфляцию.

     Теперь  сравним эти рассуждения с  ходом событий, которые должны происходить  по теории адаптивных ожиданий. Предположим, инфляция в текущем периоде позитивна. Согласно теории адаптивных ожиданий, инфляция должна быть такой же и в следующем периоде. В результате, мы оказываемся перед следующей дилеммой. Если > О (как следствие инфляции в прошедшем периоде), политикам приходится делать выбор. Они могут смириться с инфляцией ради сохранения объема производства при полной занятости или сократить совокупный спрос, чтобы свести инфляцию к нулю, но только за счет снижения объема производства за уровень и роста безработицы выше уровня .

     Однако в соответствии с концепцией рациональных ожиданий политики могут обеспечивать стабильность цен и полную занятость до тех пор, пока сумеют вселить уверенность в рабочих и фирмы в том, что совокупный спрос будет ограничен в мере, достаточной для поддержания инфляции на нулевом уровне.

     Этот  момент является решающим. Экономических  субъектов необходимо убедить в том, что правительство в самом деле проводит политику, обеспечивающую нулевую инфляцию. Правительству недостаточно только провозгласить эту политику. Людям нужно осознать суть балансовой и денежной политики; только тогда они смогут поверить в то, что политика в области ограничения совокупного спроса, провозглашенная правительством, приведет к нулевой инфляции, и только тогда они будут исходить в своих действиях по установлению заработной платы из этой политики. Иными словами, проводимая политика должна иметь кредит доверия. При этом условии люди соответствующим образом корректируют свои ожидания. Томас Сарджент привел отличный пример, иллюстрирующий значение кредита доверия для преодоления гиперинфляции в нескольких странах Центральной Европы в 20-х годах.

     Но, по-видимому, ни одно правительство  не в состоянии легко и просто получить кредит доверия на проведение провозглашенной им политики. Предположим, правительство заявляет, что в ближайшем будущем инфляция снизится до нуля. Однако фирмы и домашние хозяйства знают, что инфляция продолжится, ибо правительство то и дело прибегает к помощи печатного станка для финансирования существующего бюджетного дефицита. Если экономические субъекты сомневаются в способности правительства действительно ликвидировать бюджетный дефицит — хотя бы потому, что действия администрации не находят поддержки большинства в законодательных органах, — сомнение распространится и на способность властей быстро покончить с инфляцией. Может случиться и так, что правительство в прошлом уже провозглашало подобную политику и не смогло выполнить своих обещаний.

     Неизвестно  также, кто именно будет у власти в будущем, а это порождает сомнения в непрерывности проведения выбранной политики ограничения спроса. Например, правительство может объявить о намерении снизить совокупный спрос в будущем году, но как раз на этот год могут быть назначены выборы. По этой причине фирмы и домашние хозяйства могут усомниться в способности политической партии, контролирующей правительство, удерживаться у власти достаточно долго, чтобы хватило времени для успешного проведения политики.

     Далее, правительство по какой-то причине  может пообещать проведение жесткой политики и затем обмануть, перейдя к экспансионистской политике. Почему? Если люди поверили правительству и заработная плата установлена в соответствии с ожидаемыми низкими темпами инфляции, то правительство может затем сознательно пойти на расширение совокупного спроса в следующем году, чтобы довести безработицу до уровня ниже и поднять объем выпуска выше .

     Итак, теория "бесплатной" ликвидации инфляции требует наличия трех моментов: быстрого достижения равновесия на рынке труда (никаких долгосрочных соглашений о  заработной плате); ориентированных  на будущее ожиданий (не адаптивных); кредита доверия к провозглашенной политике. Такое сочетание случается крайне редко, если оно вообще возможно. В конце концов, теория рациональных ожиданий с ее утверждением о "бесплатности" ликвидации инфляции сама по себе "некредитоспособна".

     Эмпирические  данные о борьбе Рейгана с инфляцией, рассмотренные нами выше, свидетельствуют о том, что эта политика в начале 80-х годов стоила не так уж мало. Совет управляющих Федеральной резервной системы пытался объяснить и активно защищал свою жесткую кредитную политику, доказывая, что она заслуживает кредита доверия. Тем не менее понадобилось свыше двух лет, чтобы жесткий контроль над денежной массой обеспечил низкую инфляцию, но произошло это только в 1981—1982 гг., когда в США начался глубокий спад. Может быть, органы регулирования денежного обращения завоевывали кредит доверия слишком медленно, и это послужило одной из причин того, что цена обуздания инфляции оказалась слишком высокой. Но, без сомнения, добиться снижения темпов инфляции с меньшими потерями и трудностями помешали существовавшие соглашения о заработной плате [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В результате проведенной работы изучены  сущность, причины возникновения, виды и формы инфляции и безработицы. Рассмотрена кривая Филлипса и ее модификации. Исследована кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах.

       Опираясь  на изученный материал, можно сказать: связь между инфляцией и безработицей очевидна. Различными экономическими школами разработаны свои теории этой взаимосвязи (этому вопросу посвящена глава 2) и попытки сдерживать эти процессы, применяя теорию на практике (глава 3).

Информация о работе Кривая Филлипса и проблемы взаимосвязи инфляции и безработицы